Роль инноваций в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Роль инноваций в рыночной экономике…………………………….5
1.1 Понятие инноваций , их классификация…………………………………………………….5
1.2 Инновации как основа потребностей общества……………………………………………12
1.3 Инновационная инфраструктура и её характеристика……………………………………14
1.4 Роль инноваций как основного фактора развития развитие организации………………20
Глава 2.Госсударственное регулирование инновационных процессов….25
2.1 Роль государства в стимулировании инноваций…………………………………………..25
2.2 Основные функции государственных органов в инновационной сфере………………...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

М-41.Ведутенко.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

Основные проблемы, которые стали  проявляться с началом развития сети ЦТТ – отсутствие квалифицированных  кадров для их комплектования. Если проблема кадров будет решена, ЦТТ  могут стать одним из важных структурных  элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее следует отметить, что в настоящее время большинство предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение новых продуктов на рынок. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5–10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут  десятки вузов страны, однако эффективность  этой работы невелика. Лишь небольшое  число выпускников идет работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием  небольшого количества центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки.

Наконец, следует отметить и дефицит  квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах  преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта  в тех вопросах, которым они  обучают студентов. Обучение ведется  по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом  проб и ошибок.

В этой связи еще раз следует  отметить роль системы консалтинга.  
Поскольку обучение кадров – процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, необходимо предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс-обучения основам инновационных подходов.

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете.

Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так, техническая  информация в настоящее время  доступна в больших объемах практически  по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

Еще одна группа вопросов информационного обеспечения  инновационной деятельности связана  с доведением информации о новых  разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

Частично данная проблема может  быть решена благодаря созданию сети информационно-аналитических центров  по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Необходима работа по организации сбора, анализа  и систематизации информации о завершенных  НИОКР по регионам и в целом  по России. Существенные усилия следует  направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей.

5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства.Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности.

Ресурсы госбюджета доступны в основном для крупных предприятий.

Венчурное инвестирование, о котором в последнее время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой для России. Следует отметить, что в последнее время во многих регионах идет созданиерегиональных венчурных фондов. В большинстве таких случаев слово «венчурный» в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу, большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

В последнее  время в ряде регионов создаются  гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения  займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают такжелизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.

6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт – один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки.  
На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, поэтому без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом этих предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличение их доли с 0,3–0,5 % (в настоящее время) до сравнимых с показателями развитых стран.

В связи с этим создание действенной  системы продвижения инновационной  продукции российских предприятий  на внутренний и мировой рынки  является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода российской экономики на инновационный вариант  развития.

Классические методы продвижения (участие в выставках, продажи через Интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с советскими внешнеторговыми организациями, обслуживавшими экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

Естественно при этом необходимо развивать  и другие методы продвижения, существующие в настоящее время: через выставочную  деятельность, профессиональные объединения  предприятий, посреднические фирмы  и систему консалтинговых и маркетинговых  фирм.

Инновационная инфраструктура нуждается  также в законодательно-правовой основе – своде законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования объектами рынка своего технического и экономического потенциала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Роль инноваций как  основного фактора развития развитие  организации.

 

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего  на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде: 

 

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание. 

 

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный  объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного  персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность  обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов  определяется такими базовыми производственными  факторами, как технический уровень  производства, уровень организации  производства и управления.

По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов  фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной  продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя  выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в  современных условиях ведет к  обеспечению стабильного положения  фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы  прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения  изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных  стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие  фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами  нововведений;

•инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;

•узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий  массового выпуска;

• производитель  традиционных изделий (услуг) высокого качества.

 

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно  действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка  и ухода с него. Дело в том, что  крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально  новой продукции. Последствия возможной  неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. И если речь идет не о фундаментальных  разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального  воплощения, то это вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный  процесс в развитых странах.

Таким образом, специализация  малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях  жизненного цикла, порождается стремлением  фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность  товара на рынке.

Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения  качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение  цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто  никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

Информация о работе Роль инноваций в рыночной экономике