Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Машиностроение - основа промышленности любой страны. От уровня развития этой отрасли зависит устойчивость развития других отраслей промышленности и экономики в целом: именно машиностроение оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей, машиностроение обеспечивает производство необходимыми машинами и оборудованием.
Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятий машиностроения.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационного развития предприятий машиностроения 5
1.1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения 5
1.2 Анализ машиностроения в отраслевой структуре экономики России 11
1.3 Инновационная деятельность в российском машиностроении 18
2. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении 23
2.1. Основные проблемы инновационного развития предприятий машиностроения 23
2.2 Тенденции и перспективы инновационно-технологического развития предприятий машиностроения 26
2.3 Перспективы развития экономической базы инновационной деятельности предприятий машиностроения 32
Заключение 42
Список литературы 47
Приложение 51

Файлы: 1 файл

проблемы и перспективы инновационного развития предприятий машиностроения.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

- Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические - к комплексу факторов;    

- Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;    

- Широкое использование различных форм специализации;   

- Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

В России машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей, объединяющих сотни подотраслей. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) делит отрасль на три сегмента, применяя критерий классификации по виду выпускаемой продукции:

  1. Производство машин и оборудования.
  2. Производство электрооборудования,  электронного  и  оптического оборудования.
  3. Производство транспортных средств и оборудования.

Подобная укрупненная классификация используется Госкомстатом для ведения статистики отрасли. В результате мы получаем возможность проследить тенденции развития отрасли по основным направлениям, однако, увидеть полную и структурированную картину не представляется возможным.

Машиностроительный комплекс обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д.р.

Современная структура машиностроения является достаточно сложной. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергетическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

С точки зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса машиностроение классифицируются следующим образом:

  • тяжелое машиностроение, в том числе энергетическое
  • общее машиностроение (без автомобилестроения)

 

  • локомотивостроение
  • судостроение
  • вагоностроение
  • сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения)

- среднее машиностроение

  • автомобилестроение
  • тракторо-, в том числе танкостроение
  • станкостроение

- наукоемкое машиностроение (группа отраслей по производству 
точных машин, механизмов, приборов, инструментов)

 

1.2 Анализ машиностроения  в отраслевой структуре экономики России

 

На сегодняшний день отечественное машиностроение сильно уступает по уровню развития большинству развитых и даже развивающихся стран. Ситуацию в отрасли не спасают успешные внедрения новых технологий и заимствование опыта зарубежных стран. Темпы инновационного развития недостаточны для конкурентной борьбы с европейскими, азиатскими и американскими машиностроительными компаниями. Макроэкономическая ситуация России также отрицательно влияет на машиностроительный сектор. При недостаточной устойчивости рубля цены на машиностроительное оборудование, закупаемое в объёме более 50% за рубежом, растут, увеличивая, таким образом, цены на все отечественные потребительские товары.

Степень развития машиностроения в России крайне слаба: удельный вес отрасли в структуре промышленного производства составляет всего 20%, в то время как в экономически развитых странах он достигает 35-50% (рис.2).

Рисунок 2 – Доля машиностроительной продукции в структуре объема выпущенной в развитых странах мира в 2011г., %

 

При исследовании динамики развития машиностроения в структуре отраслей промышленности отчётливо прослеживается тенденция тяготения современной российской промышленности в сторону добывающего сектора экономики. В период с 2007 по 2012 год добывающий сектор отечественной промышленности увеличил свои масштабы на 36,2%, в то время как обрабатывающие отрасли - на 25,6%.При этом общий пророст объёмов отгруженной промышленными предприятиями продукции составил 31,4% [41].

Показательно, что за последние 20 лет доля машиностроительного комплекса в структуре российского промышленного выпуска сократилась с 22,9% до 12,9%, а доля топливной промышленности, напротив, возросла с 12,3% в 1990г. до 31,8% в 2010г. и до 35% за первый квартал 2011 года [1, с.42].

Кризис 2008 - 2010 годов в России имел серьёзные последствия: в особенности пострадала отрасль машиностроения, результаты хозяйственной деятельности которой находятся в прямой зависимости от платёжеспособности отраслей, на спрос которых они ориентированы. Так, неся потери в финансовой устойчивости, субъекты различных отраслей российской промышленности были вынуждены с конца 2008 года значительно сократить объемы заказов машиностроительной продукции. Что же касается 2010-2011 годов, то, на первый взгляд, очень хорошие показатели прироста объемов производства по всем направлениям машиностроения - лучшие результаты среди всех отраслей обрабатывающей промышленности - оказываются весьма скромными при сравнении с показателями докризисного периода. Следовательно, успех машиностроительного комплекса в 2010-2011 году во многом обусловлен фактором низкой базы для сравнения (табл.2) [25, c.18].

Таблица 2 - Динамика индекса производства по основным отраслевым направлениям машиностроительного комплекса РФ

 

Производство

2010/ 2009

2010/ 2008

2010/ 2007

1пол.2011/ 1 пол.2010

1пол.2011/ 1 пол.2008

Машин и оборудования

112,2%

75,8 %

76,4 %

111,8%

88,5 %

Электрооборудования, электронного и оптического оборудования

122,8 %

83,3 %

77,1 %

106,5 %

82,4 %

Транспортных средств и оборудования

132,3 %

83,01 %

83,5 %

134,9 %

105,2 %


 

В таблице 3 представлена динамика развития российского машиностроения за последние 10 лет. Данные таблицы дают характеристику экономического положения машиностроения в структуре экономики России.

Таблица 3 - Показатели динамики российского машиностроения

 

Показатель

2000

2004

2009

2010

2011

Число действующих организаций (на конец года). тыс.

54652

50340

49495

49451

51768

Объем промышленной продукции, млн. руб.

780260

1835897

2844100

3815000

4906000

Среднегодовая численность работников, тыс. человек

4745

4262

2767

2635

н.д.

Уровень рентабельности проданных товаров (работ, услуг),%

14.1

7,0

5,2

н.д.

н.д.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб.

61670

60195

-26100

н.д.

н.д.

Степень износа основных фондов, %

53,2

51.2

н.д.

н.д.

н.д.


 

Видимая положительная динамика большинства показателей скрывает массу проблем, тормозящих развитие отрасли. Среднегодовая численность производственно-промышленного персонала в течение рассматриваемого периода сократилась на 52%, что в абсолютных значениях составило 2455 тыс. чел.

В России рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и среднего показателя по промышленности. В 2008 году в российском машиностроении она составляла 5,2%, топливной промышленности - 31,14%, металлургическом производстве - 13,6%, электроэнергетике - 7,34%, нефтеперерабатывающей отрасли - 21,61%, по промышленности в среднем - 16,9%. Инвестирование средств в российское машиностроение становится менее привлекательным, особенно по сравнению с производством металлов и добычей топлива. Материально-техническая база многих предприятий отрасли требует обновления. За период с 2000г. по 2007 г. степень износа основных фондов превысила 50% (таблица 4) и достигла своего максимума в 2002 г. (53,3%, что выше показателей по промышленности в целом). Так, средний возраст техники в составе основных фондов составляет около 20 лет, при этом в возрасте более 20 лет превышает 40%, а в пределах нормативного срока службы оборудования имеется только 13% техники [38, c.119-120].

Нужно отметить, что в целом по промышленности увеличивается степень изношенности основных фондов. Согласно данным Росстата, за рассматриваемый период коэффициент обновления основных фондов ни разу не превысил коэффициент их выбытия. Если же сравнить этот показатель со значением 1990 г., то произошло его уменьшение на 85%. По промышленности в целом наблюдалось сокращение значения коэффициента на 72,5%. В таблице 4 приведены данные о степени износа основных фондов по отраслям промышленности [37].

Таблица 4 - Степень износа основных фондов по отраслям промышленности (на конец года)

 

Отрасли промышленности

Степень износа, %

2000

2004

2007

Добывающие отрасли

48,4

51,4

49,7

Нефтеперерабатывающая промышленность

54,3

43,2

39,2

Электроэнергетика

50,5

54,5

45,5

Черная и цветная металлургия

47,9

45,8

40,8

Химическая и нефтехимическая промышленность

58,4

45,2

39,0

Машиностроение и металлообработка

53,2

50,3

47,1

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

483

36,3

34,6

Легкая промышленность

51,9

43,6

40,3

Пищевая промышленность

37,9

36,7

36,3

Вся промышленность

49,9

50,5

45,6


 

Значения коэффициента обновления представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Коэффициент обновления по видам экономической деятельности (на конец года)

 

Вид экономической деятельности

2000

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Добыча полезных ископаемых

2,6

5,3

5,1

5,8

6,6

7,1

7,1

4,9

5,4

Обрабатывающие производства

2,1

5,0

5,4

5,8

6,4

7,0

6,2

5,9

5,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,9

1,9

2,1

2,3

3,0

3,5

3,6

4,1

4,3

Вся промышленность

1,9

4,1

4,2

4,6

5,3

6,0

н.д.

н.д.

н.д.


 

За анализируемый период наблюдается устойчивый рост данного показателя как по промышленности в целом, так и по ее отдельным секторам. Темпы роста коэффициента обновления по добывающим отраслям (113,7% - 2006 г., 113,7% - 2007г., 107,6% - 2008 г.) выше темпов роста данного коэффициента по обрабатывающему сектору (107,4%, 110,4%, 109,4% в 2006, 2007, 2008 г. г. соответственно).

Информация о работе Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения