Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Машиностроение - основа промышленности любой страны. От уровня развития этой отрасли зависит устойчивость развития других отраслей промышленности и экономики в целом: именно машиностроение оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей, машиностроение обеспечивает производство необходимыми машинами и оборудованием.
Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятий машиностроения.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационного развития предприятий машиностроения 5
1.1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения 5
1.2 Анализ машиностроения в отраслевой структуре экономики России 11
1.3 Инновационная деятельность в российском машиностроении 18
2. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении 23
2.1. Основные проблемы инновационного развития предприятий машиностроения 23
2.2 Тенденции и перспективы инновационно-технологического развития предприятий машиностроения 26
2.3 Перспективы развития экономической базы инновационной деятельности предприятий машиностроения 32
Заключение 42
Список литературы 47
Приложение 51

Файлы: 1 файл

проблемы и перспективы инновационного развития предприятий машиностроения.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

 

Содержание


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Актуальность исследования. Машиностроение - основа промышленности любой страны. От уровня развития этой отрасли зависит устойчивость развития других отраслей промышленности и экономики в целом: именно машиностроение оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей, машиностроение обеспечивает производство необходимыми машинами и оборудованием [1, с.41].

Машиностроительный комплекс без преувеличения принято считать самой сложной отраслью промышленности, производящей широко дифференцированную продукцию: от наиболее активной части основных фондов (орудий труда) до привычных всем бытовых приборов и автомобилей. Объединяя в себе сотни подотраслей, машиностроение всегда было главным проводником достижений научно-технического прогресса, снабжая другие отрасли и население страны необходимой продукцией. Машиностроение влияет на важнейшие показатели ВВП, такие как материалоёмкость и энергоёмкость. Кроме того, машиностроительный сектор напрямую связан с обороноспособностью государства и уровнем экологической безопасности производства.

Все перечисленное подтверждает важность рационального управления предприятиями машиностроения России, занимающего в системе экономических отношений поистине уникальное положение - связывая базовые отрасли промышленности (топливно-энергетический комплекс, металлургия, лесная промышленность) со всеми остальными отраслями.

Предметом исследования курсовой работы являются инновационные процессы на предприятиях машиностроения.

Объектом исследования послужили предприятия машиностроения России.

Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятий машиностроения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические материалы по вопросам инновационной деятельности предприятия машиностроения;
  • охарактеризовать структуру машиностроительного комплекса;
  • дать характеристику отраслей машиностроения и ее сегментов с точки зрения их вклада в инновационное развитие страны;
  • систематизировать проблемы инновационной деятельности предприятий машиностроения;
  • исследовать направления и перспективы развития предприятия российского машиностроения.

Методологической основой написания курсовой работы служит использование в процессе исследования совокупности различных методов: анализа и синтеза, экономико-статистических, экспертных, системного анализа, эмпирического обобщения и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты инновационного развития предприятий машиностроения

 

1.1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения

 

Машиностроение - это базовая отрасль экономики страны, она обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей и является основой развития технологического ядра промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:                                                                                                             

- создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

- является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;                                                 

- обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;             

- выступает как районообразующий фактор;                                                                    

- является отражением степени развития производительных сил в регионе;    

- дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.

Машиностроительный комплекс



машиностроение

 

металлообработка

 

«малая» металлургия


Рисунок 1 – Структура машиностроительного комплекса

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. так и множество специализированных подотраслей и производств.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в производственном процессе взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса.

Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса:                                                      

- Природные условия, география природных и сырьевых ресурсов.                 

- Объемы капитальных вложений, источники финансирования.   

- Специализация и уровень развития хозяйств экономических районов.     

- Базовый уровень развития науки и техники.

- Пути сообщения и транспортная сеть.   

- Трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации. 

- Формы организации производства. 

- Масштабы, структура и география потребления продукции. 

- Транспортабельность сырья и готовой продукции.

- Экологическая обстановка в регионе.

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д.   В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:                     

1. Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, СанктПетербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

2. Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположено на Урале.

3. Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).                                     

4. Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

Таблица 1 - Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Фактор размещения

Доля отраслей, размещенных с учетом данного фактора

Тяготение к:

 

Районам с развитой научной базой

42

Районам сосредоточения трудовых ресурсов

24

Районам потребления продукции

22

Металлургическим базам

12


 

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:                                                                                            

- Уровень развития науки и техники в стране;

- Темпы развития отраслей народного хозяйства;

- Материальный и культурный уровень населения страны;

- Место страны в системе международного разделения труда;  

- Уровень специализации и кооперирования.                                                  

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:                                 

- Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

- Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;                                                                                                                               

- Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;                                                                             

- Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование);

- Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;                                      

Информация о работе Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения