Правовое регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Файлы: 1 файл

О Стратегии индустриально.docx

— 153.66 Кб (Скачать)

7.4. Инфраструктура 
      Конкурентоспособность промышленности и других отраслей экономики во многом зависит от состояния развития производственной и социальной инфраструктуры. 
      Эффективное экономическое развитие невозможно без адекватного качества информационной, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры. Соответствие этих элементов инфраструктуры мировому уровню само по себе является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в современном мире. В условиях нарастающей глобализации и обостряющейся конкуренции способность хозяйствующих субъектов своевременно и эффективно реагировать на вызовы мирового рынка является основой делового успеха. 
      Наличие в стране развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры является одним из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, свидетельствует об авторитете страны в международном сообществе. Сегодня ни один вид бизнеса не может эффективно развиваться без качественной системы сообщения как между своими подразделениями, так и с внешним миром. 
      Развитие отраслей транспортно-коммуникационного комплекса должно осуществляться в соответствии с программами их развития.     

7.4.1. Электроэнергетическая  политика 
      В электроэнергетике в результате проведенных реформ успешно функционирует конкурентный оптовый рынок электрической энергии и мощности, основанный на свободном выборе потребителями поставщиков электроэнергии, недискриминационном доступе субъектов к электрическим сетям. 
      Дальнейшее реформирование электроэнергетики будет направлено на углубление рыночных преобразований, создание и развитие биржевой торговли электроэнергией, расширение спектра услуг в сфере электроэнергетики. 
      Для поддержки проводимых реформ и дальнейшего развития отрасли необходимо обеспечить увеличение инвестиций для обновления оборудования энергопроизводящих и транспортирующих предприятий. 
      В целях стимулирования привлечения инвестиций для электросетевых компаний необходимо применение новых прогрессивных методологий, которые позволят создать условия для стабилизации тарифов на услуги субъектов естественных монополий на среднесрочный период, защиты инвестиций и обеспечения их направленности на сокращение сверхнормативных потерь. Реализация новых подходов к тарифообразованию приведет к увеличению тарифов, в связи с чем необходимо одновременно принять меры для поддержки низкодоходной части населения. 
      Кроме того, необходимо введение гибких методов тарифообразования через предоставление понижающих коэффициентов к тарифам на услуги по передаче электрической энергии, где одним из основных критериев является увеличение объемов передачи электрической энергии. 
      Введение понижающих коэффициентов позволит поддержать конкурентоспособность продукции отечественных производителей и экспортоориентированных предприятий республики. 
      При проведении политики регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию будут учтены следующие факторы: 
      низкие тарифы на электроэнергию не способствуют решению одной из актуальных задач экономики - снижению энергоемкости продукции, которая остается в 3-4 раза выше, чем в развитых странах. Дешевые ресурсы никто не экономит; 
      анализ показывает, что сегодня бюджет, с одной стороны, за счет низких тарифов получает выгоды от удешевления расходов бюджетных организаций на услуги естественных монополистов, но в то же время, с другой стороны, он недополучает налоги. 
      Следовательно, серьезное повышение тарифов на электроэнергию необходимо. Этот шаг вынудит предприятия пойти по пути снижения энергоемкости продукции, подтолкнет их к модернизации. 
      Безусловно, рост тарифов вызовет рост цен на ряд потребительских товаров и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, увеличение соответствующих расходов населения. Поэтому возникнет необходимость принятия одновременно мер поддержки низкодоходной части населения. Это можно сделать либо путем повышения прожиточного минимума, минимальной заработной платы и пенсии, либо путем адресной финансовой поддержки беднейшей части населения. 
      Таким образом, повышение тарифов на услуги естественных монополий, в частности на электроэнергию, неизбежно и оправданно с позиции не только естественных монополистов, но и всей национальной экономики. Одновременно с этим необходим мониторинг этих компаний как по составу, так и по размерам издержек производства на предмет их обоснованности.      

7.4.2. Информационная  политика 
      В сфере информационных технологий (ИТ) основной задачей является постепенное развитие национальной информационной инфраструктуры (НИИ) как части глобальной информационной инфраструктуры (Global Information Infrastructure - GII), реализуемой мировым сообществом на основе концепции открытых систем, а также стимулирование развития программных продуктов и софт-технологий. 
      При развитии ИТ необходимо иметь в виду, что по мере снижения цен на компьютерное оборудование основная прибыль будет концентрироваться не в производстве компьютерного оборудования, а там, где происходит постоянный рост затрат пользователей, - в секторе программных средств, услуг и консультаций. 
      По прогнозам, глобальный спрос на услуги в области ИТ достигнет 1 трлн. долларов США к 2008 году против 327 млрд. долларов США в 1997 году. Применительно к Казахстану сектор ИТ должен развиться в весьма значительную отрасль экономики. В противном случае продукция данной отрасли может стать значительной статьей импорта. Кроме того, являясь в целом катализатором качественных изменений в отраслях национальной экономики, ИТ играют определяющую роль в развитии телекоммуникаций страны. 
      Государственная политика в области ИТ должна быть направлена на: 
      создание прозрачной и устойчивой нормативной правовой базы и стандартов, способствующих развитию НИИ; 
      обеспечение универсального доступа к НИИ населения, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и органов государственного управления Республики Казахстан; 
      разработку и внедрение "электронного правительства", включая учреждение порталов государственных органов, государственных баз данных и процедур документооборота; 
      стандартизацию, унификацию и сертификацию государственных средств и систем информатизации; 
      содействие полномасштабному внедрению электронной коммерции, позволяющей максимально использовать новые возможности внутреннего и мирового рынков; 
      внедрение механизма электронных аукционов и тендеров в сфере государственных закупок; 
      повышение уровня образования населения за счет поддержки создания электронных учебных учреждений и библиотек; 
      всемерную поддержку развития национальной индустрии программных средств и софт-технологий.      

7.4.3. Развитие  телекоммуникаций 
      В сфере телекоммуникаций, одной из наиболее быстрорастущих и перспективных отраслей, индустриально-инновационная политика должна быть направлена на содействие развитию наиболее прогрессивных средств связи и максимальную их доступность для отечественного бизнеса и населения. 
      Казахстан не может себе позволить остаться в стороне от телекоммуникационной революции, происходящей в мире. На данном этапе в мире происходит ускоренное развитие и внедрение новых телекоммуникационных технологий, таких, как широкодиапазонная связь, создающая новые, многократно расширенные возможности для мобильной телефонии, Интернет и передачи данных, а также технологии третьего поколения в мобильной телефонии. 
      В настоящее время казахстанские телекоммуникационные компании вынуждены арендовать спутниковые ресурсы у иностранных и международных спутниковых компаний. Поэтому необходимо использовать потенциал космической связи, что поможет диверсифицировать и увеличить мощность каналов связи, сделать возможной связь с отдаленными и малонаселенными районами, создать условия для телевещания на всей территории страны. 
      Также необходимо продолжить ускоренное развитие и цифровизацию наземных телефонных линий и строительство волоконно-оптических линий связи. Повышению эффективности национальной телекоммуникационной сети будет содействовать стимулирование конкуренции и трансформация сектора в полностью рыночный.      

7.4.4. Развитие  транспорта 
      В области транспорта главной задачей является обеспечение расширения и совершенствования грузо- и пассажиропотоков в соответствии с быстрым экономическим ростом страны с целью предотвращения ситуации, в которой транспортная инфраструктура стала бы ограничивающим фактором развития. Другой важной задачей является максимальное развитие транспортного потенциала страны. 
      Главное преимущество наращивания транзитных перевозок через территорию Казахстана - это существенное сокращение расстояний. Даже при самых лучших условиях перевозок срок доставки грузов морским путем из Берлина в китайский порт Ляньюнган составляет 20 дней, железная дорога сокращает это время до 11 суток, расстояние транспортировки уменьшается вдвое. 
      Глобализация экономических процессов обусловливает необходимость организации международных транспортных коридоров для взаимовыгодной торговли между странами, обеспечения всем государствам, субъектам доступа к мировым транспортным коммуникациям. Для Казахстана исключительно важно войти в уже сложившуюся и отработанную систему перевозок в качестве незаменимого звена. 
      Современная концепция развития сети международных транспортных коридоров, проходящих через Казахстан, основывается на трех приоритетных направлениях: 
      Россия, страны Европы и Балтии; 
      Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии; 
      республики Средней Азии и Закавказья, Иран и Турция. 
      В каждом из указанных направлений существуют сложившиеся международные транспортные коридоры, включающие комплекс наземных и водных магистралей. Они имеют современное техническое оснащение и предназначены для концентрации в них международных транзитных перевозок. 
      Через территорию Казахстана проходят 6 железнодорожных, 6 автомобильных и 72 воздушных коридора. Страну пересекает Трансазиатско-европейская волоконно-оптическая линия связи, берущая начало у берегов Тихого океана и уходящая в глубь Европы. С юга на север цифровая магистраль уже соединила ее с Транссибирской оптической линией. 
      Особое место в системе транспортно-коммуникационного комплекса страны занимают два узла, расположенные на международных транспортных коридорах, - это железнодорожный переход "Дружба" на востоке и морской торговый порт Актау на западе страны. 
      Цель развития транспортного комплекса заключается в эффективной доставке отечественных экспортных товаров на внешний рынок и оказании широкого набора транспортных услуг их пользователям. 
      Приоритетными направлениями развития отрасли являются создание эффективного и технологически обновленного транспортного комплекса, реализация транзитного потенциала. 
      На период до 2015 года должна быть продолжена работа по трансформации транспортной системы в состояние, отвечающее потребностям страны. Это включает в себя: 
      улучшение конфигурации железнодорожной сети, включая строительство новых железнодорожных линий, развитие промышленной базы для производства и ремонта подвижного состава, совершенствование железнодорожной тарифной системы; 
      работу над проектами новых экспортных трубопроводов для транспортировки нефти и газа, расширение существующих трубопроводных систем, создание нового магистрального экспортного нефтепровода, введение в эксплуатацию которого прогнозируется на период после 2010 года; 
      строительство, реконструкцию и расширение автодорожной сети; 
      развитие авиационных перевозок, включая стимулирование конкурентной среды и активное привлечение иностранных инвестиций; 
      международных транспортных коридоров и привлечение транзитных перевозок, включая заключение соглашений с иностранными государствами о транспортном сотрудничестве; мультимодальных транспортных систем; морского транспорта на Каспийском море и речного транспорта. 
      Железнодорожный транспорт 
      Национальная сеть железных дорог покрывает всю территорию страны, но она нуждается в развитии и оптимизации. По этой причине начато строительство ветки Алтынсарино-Хромтау, которая соединит север и запад страны. Станция "Дружба" в Казахстане, как и станция Алашанькоу в Китае, является ключевым звеном Трансазиатской и Евроазиатской магистралей. Учитывая это, Казахстан придает большое значение ее реконструкции и развитию. Планируется в ближайшие годы провести комплекс мер по увеличению мощности станций. 
      Автодорожный комплекс республики играет важную роль в жизнедеятельности государства, являясь связующим звеном между различными видами транспорта и средством товародвижения как между регионами Казахстана, так и в межгосударственном сообщении. 
      Для Республики Казахстан огромное значение имеют автомобильные дороги, по которым перевозится основной объем грузов и пассажиров. Поэтому в целях привлечения транзитных грузов необходимо провести усовершенствование сети путей сообщения, развивать сервисную инфраструктуру международных автомобильных коридоров, внедрять новые технологии в организацию международных грузовых и пассажирских перевозок. 
      Воздушный транспорт 
      Через воздушное пространство республики проходит сеть воздушных трасс трансазиатской системы маршрутов. Основными направлениями транзитных потоков, проходящих через республику, являются потоки из Европы в страны Юго-Восточной Азии. Имеющийся спрос на использование воздушного пространства Казахстана требует совершенствования технических средств управления воздушным движением, навигации и связи. 
      В водном транспорте порт Актау является важным структурным элементом. Он располагает современной обновленной инфраструктурой: железнодорожные пути, автодороги, подземные коммуникации, причальные и мобильные краны и другое. Развитие порта Актау в комплексе с решением других проектов, в том числе специальной экономической зоны, - одно из перспективных направлений развития транзита через Казахстан. Успешное развитие порта благодаря росту грузопотока будет служить стимулом для привлечения инвестиций. Для развития морских перевозок создана Национальная морская судоходная компания (НМСК) "Казмортрансфлот", тем самым заложена основа создания собственного морского торгового флота в Казахстане.      

 7.5. Государственное регулирование     

7.5.1. Тарифная  политика и защита конкуренции      

7.5.1.1. Защита конкуренции 
      Конкуренция - главный механизм эффективного развития и функционирования экономики. Создание условий для эффективной конкуренции, поддержка и защита добросовестной конкуренции должны способствовать реализации основных целей индустриальной и инновационной политики государства - диверсификации экономики и модернизации промышленности. 
      Основой формирования конкурентной среды на товарных рынках являются разумная инвестиционная политика, а также биржевая торговля. 
      Государственная политика в области конкуренции направлена на решение проблем недопущения недобросовестной конкуренции, чрезмерной концентрации и роста ограничительной практики. 
      Основными направлениями конкурентной политики будут: 
      недопущение злоупотреблений субъектами рынка, занимающими доминирующее положение, путем пресечения действий монополистов по: установлению монопольных цен, необоснованному сокращению производства и поставки монопольных товаров и услуг, включению в договоры дискриминирующих условий, созданию препятствий для входа на товарные и финансовые рынки другим предприятиям, а также осуществление контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией субъектов рынка и их объединений, приобретением акций (долей, паев) в уставном капитале субъектов рынка; 
      запрещение недобросовестной конкуренции и антиконкурентных соглашений, устранение или ограничение конкуренции путем пресечения согласованных действий между конкурентами, направленных на установление единых цен и тарифов, раздел рынка по территориальному принципу, ограничение доступа на рынок потенциальным конкурентам или сговор между конкурирующими субъектами рынка; 
      недопущение необоснованного вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность. Пресечение действий государственных органов, направленных на ограничение конкуренции путем предоставления льгот отдельным предприятиям, дачи указаний хозяйствующим субъектам о первоочередной поставке товаров и услуг определенному кругу покупателей, заказчиков.     

7.5.1.2. Тарифная  политика 
      В целях успешной реализации Стратегии необходимо отказаться от существующей на сегодняшний день политики искусственного сдерживания тарифов и перейти к политике гибкого тарифного регулирования, направленного на достижение баланса интересов всех участников сферы естественных монополий: самих субъектов и потребителей их услуг. 
      Сегодня развитие промышленного комплекса невозможно без опережающего роста сферы естественной монополии, которая является инфраструктурой экономики. 
      Современное состояние сферы естественных монополий характеризуется высокой степенью изношенности основных средств и оборудования. 
      Практически во всех ее сферах уровень старения как морального, так и физического достиг критического предела. 
      Использование морально устаревшего оборудования приводит к снижению объемов, ухудшению качества предоставляемых услуг и созданию аварийных ситуаций. 
      Кроме того, недостаточность собственных оборотных средств не позволяет осуществить должные капиталовложения (инвестиции), направленные на замену оборудования. Обновление основных фондов является одним из главных факторов эффективности их использования, улучшения качественных характеристик оказываемых услуг и, в конечном итоге, экономического подъема, устойчивого развития индустрии страны. 
      Сегодня методы тарифного регулирования должны обеспечить создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу естественной монополии и достижения опережающих темпов роста данного сектора экономики, основанного на модернизации производства. 
      Поэтому для обеспечения устойчивого развития индустрии, функционирования субъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых ими услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги необходимо дальнейшее совершенствование тарифной политики путем: 
      внедрения новых методов тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочном периоде; 
      введения международных стандартов учета и соответственно методов раздельного учета затрат по видам услуг и элементам затрат; 
      создания информационной базы данных для анализа влияния деятельности естественных монополий на потребителей. 
      Полномасштабная реализация данных мероприятий и введение новых методов тарифообразования должны обеспечить стимулирование инвестиций в предприятия, действующие в сфере естественной монополии, для их модернизации и внедрения новых ресурсосберегающих и малозатратных технологий, их возвратность и стабильность тарифов в перспективе до 5 лет.     

7.5.2. Экологическая  политика 
      Экологическая политика государства будет направлена на экологизацию промышленности. 
      Охрана окружающей среды является стратегической задачей, результат решения которой влияет на все сферы экономики, а также на политическое и социальное положение государства. Успех всех социально-экономических преобразований напрямую зависит от государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. 
      Состояние окружающей среды в республике остается неудовлетворительным, и основным фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье населения, является загрязнение воздуха, почвы и воды. Значительно усиливает этот фактор прогрессирующее накопление промышленных и бытовых отходов, загрязненных стоков. 
      Присутствие в стране производств с устаревшими технологиями дает основание предполагать, что уменьшения эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду в ближайшее время не произойдет. 
      Восстановление и развитие отраслей экономики должно осуществляться при стабилизации на одном уровне объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Поэтому при разработке любых отраслевых программ развития промышленности, градостроительных и других масштабных программ обязательно должны рассматриваться вопросы оценки воздействия на окружающую среду. Таким образом должны осуществляться экологизация экономики и совершенствование системы управления окружающей средой. 
      Для улучшения качества окружающей среды, регулирования процесса природопользования, адекватного потребностям общества, необходимо стабилизировать уровень выбросов, сбросов и накопления отходов при росте производства и в дальнейшем, сохраняя это условие, последовательно осуществлять конкретные мероприятия по восстановлению объектов окружающей среды. Это, безусловно, потребует приведения действующего природоохранного законодательства в соответствие с международными требованиями. 
      Для максимального сближения взаимных интересов экономики и экологии необходимо изменение экспортной политики, развитие высокотехнологичных производств, создание производств, менее емких по использованию природных ресурсов и наносящих минимальный ущерб окружающей среде. 
      Для комплексного решения проблемы экологической безопасности необходимо внедрять в практику международные стандарты ИСО серии 14000 и ИСО серии 9000 "Системы менеджмента качества" с введением процедуры обязательного экологического аудита для предприятий, сверхнормативно загрязняющих окружающую среду. 
      Использование системы управления окружающей средой по ИСО серии 14000 будет способствовать улучшению природоохранного законодательства, стимулировать рациональное использование природных ресурсов, способствовать выполнению экологических обязательств промышленными предприятиями и в итоге вступлению в ВТО, с которым связано решение многих проблем по импорту и экспорту продукции. 
      Экономическое развитие, построенное на получении высокотехнологичной продукции, товаров, услуг, обеспечит снижение нагрузки на окружающую среду. 
      Во всех экономических действиях должен быть принцип рационального использования природных ресурсов. Безотходные технологии должны поощряться государством. 
      Воздушный бассейн. Высокое загрязнение воздушного бассейна городов республики обусловлено выбросами вредных веществ от загрязнителей - предприятий металлургической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также климатическими условиями, неблагоприятными для рассеивания примесей. 
      Значительное загрязнение воздушного бассейна городов республики происходит от использования автомобильного транспорта. 
      Для предотвращения и ликвидации отрицательного антропогенного воздействия на окружающую природную среду, создания нормальной среды обитания человека необходима в первую очередь достоверная, объективная и своевременная оценка экологического состояния в стране. Только в этом случае возможно обоснованное принятие решений по регулированию качества природной среды. 
      Проблемы безопасности, имеющие глобальный социальный характер, наиболее ярко проявились в нефтеперерабатывающей отрасли. К началу 1999 года человечество сожгло около 90 млрд.т нефти. При этом следует отметить, что нефтеперерабатывающая промышленность использует в производстве невозобновляемые сырьевые источники, что приводит к дополнительному нагреву поверхности атмосферы Земли, развитию парникового эффекта, уменьшению озонового слоя, предохраняющего биосферу Земли от поступления дополнительной солнечной энергии. 
      Решение этой проблемы требует в первую очередь углубленной переработки сырья, что приведет к рациональному его использованию. А также в случае ратификации Республикой Казахстан Киотского протокола создание для страны возможности торговать квотами на выбросы парниковых газов, что в настоящее время вполне реально. 
      Водные ресурсы. Качественное состояние всех водных объектов республики остается неудовлетворительным. Основные загрязнения поступают в водные объекты со сбросами от предприятий нефтехимической, машиностроительной отраслей промышленности и цветной металлургии. 
      Учитывая острую потребность соседних государств в ресурсах, имеющихся в Казахстане, и транзитный потенциал страны, необходимо искать комплексное компромиссное решение проблемы использования трансграничных вод. 
      Воды рек поступают на территорию нашей страны уже загрязненными с территории Китая, Кыргызстана, Узбекистана. Ни одна из этих стран не присоединилась к Конвенции по трансграничному загрязнению водных ресурсов. Недостаточно эти вопросы отражаются и в двусторонних договорах с данными странами, в которые необходимо включать положения по совместному мониторингу и предотвращению загрязнения трансграничных водных ресурсов. 
      Возвратные воды являются основным источником загрязнения природных вод и окружающей среды, утилизация и очистка их не получили пока решения. Объем возвратных вод составляет около 4,0 куб.км, возвращаемый в водоисточники не превышает 2,0 куб.км, остальной сток рассеивается или теряется. 
      Для охраны и рационального использования водных ресурсов необходимо: 
      использование передовых зарубежных и отечественных технологий и опыта по очистке загрязненных вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод; 
      использование имеющегося хозяйственного потенциала, кадров, проектных и научных проработок; 
      ограничение темпов и объемов развития водоемких производств в остродефицитных по воде регионах; 
      повсеместное внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования; 
      осуществление мер по снижению удельного водопотребления на единицу продукции в промышленности; 
      снижение эксплуатационных потерь воды в сфере водопользования; оснащение водохозяйственных систем современными средствами водоизмерения и водорегулирования; 
      разработка показателей использования вод и сбросов с жестким нормированием и последующим переходом от нормирования сбросов к их исключению. Строительство новых предприятий должно осуществляться с полным исключением сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. 
      Управление отходами. Использование природных ресурсов регионов страны крайне неэффективно. 
      Практически отсутствует система управления отходами производства и потребления, в том числе опасными и радиоактивными, несовершенство системы сбора, хранения, утилизации и переработки бытовых отходов приводит к загрязнению природной среды. 
      В связи с этим требуется осуществить мониторинг отходов производства и потребления, оценить воздействие захоронений вредных отходов на окружающую среду. 
      Необходимо активно внедрять ресурсо- и энергосберегающие технологии, стимулировать деятельность по переработке и использованию отходов. 
      Необходимы формирование и реализация программ экологической сертификации жизненного цикла продукции и совершенствования платежей. 
      Создание замкнутых технологических циклов с комплексным использованием сырья и отходов позволит производить конкурентоспособную продукцию, утилизировать ценные компоненты и одновременно уменьшить нагрузку на окружающую среду.

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности