Правовое регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:27, реферат

Краткое описание

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Файлы: 1 файл

О Стратегии индустриально.docx

— 153.66 Кб (Скачать)

3.2. Использование инвестиционного и производственного потенциала топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности 
      Полем или базой для развития и формирования конкурентоспособных и экспортоориентированных производств по методу ЦДС должны стать производства, аккумулирующие в себе крупные инвестиционные проекты и производящие продукты, которые технологически можно многократно преобразовывать, увеличивая на каждом переделе размер добавленной стоимости. 
      Почти все страны - экспортеры нефти озабочены проблемой диверсификации своей экономики. В мире накоплен некоторый опыт в этом направлении. 
      В целях смягчения влияния изменения конъюнктуры на нефть и нефтепродукты страны - крупнейшие экспортеры нефти в последние десятилетия реализуют меры по совершенствованию производственной структуры экономики за счет перераспределения доходов, получаемых от экспорта нефти. Одновременно с этим проводится работа по экспорту капитала в другие страны с целью получения дохода от экономики развитых стран. 
      В Казахстане благоприятной средой для диверсификации структуры экономики является увеличивающийся с каждым годом объем инвестиций в нефтегазовую промышленность. 
      В связи с этим одним из основных движущих "локомотивов" развития индустрии является освоение казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), в котором, по предварительным оценкам, общие запасы углеводородов составляют 8,0 млрд. тонн и который, как ожидается, обеспечит наиболее значительный прирост добычи углеводородов в Казахстане. 
      В перспективе добыча нефти из месторождений шельфа может достичь 150-200 млн. тонн в год и держаться на этом уровне в течение 25-30 лет. 
      Подсолевые месторождения северной части Каспийского моря характеризуются высоким содержанием в нефти растворенного газа - порядка 60%. Ожидается, что только в нефти месторождения Кашаган запасы извлекаемого газа могут сравниться с запасами Карачаганакского месторождения. 
      В целом развитие ТЭК Казахстана в средне- и долгосрочной перспективе будет определяться развитием КСКМ, так как рост добычи на оншорных месторождениях после 2006 года будет незначительным. 
      Каспийский регион будет переживать мощный рост инвестиционной и производственной активности, в значительной мере влияющий на общую экономическую динамику Казахстана, в связи с ростом добычи углеводородов, строительством магистральных, в том числе экспортных, нефте- и газопроводов, морских портов и портовых сооружений для хранения и перевалки грузов, железнодорожных нефтеналивных и газонаполнительных терминалов, введением новых мощностей в электроэнергетике и телекоммуникационной инфраструктуре. 
      Развитие добычи углеводородов на Каспии будет способствовать становлению отечественной сырьевой базы для нефтехимической индустрии. Вблизи промышленной зоны Кашаганского месторождения с привлечением крупных инвесторов планируется строительство нефтехимического комплекса по переработке попутного природного газа. Комплекс позволит получать широкую гамму жидких компонентов и первичных нефтехимических продуктов - этан, пропан, бутан, гексан, этилен, пропилен, ацетилен, бензол, ксилол и др., и на их основе пластические массы и эластомеры. 
      В ближайшие пятнадцать лет в развитие добычи казахстанской нефти инвесторы намерены вложить более 80 млрд. долл. США. Эти средства будут затрачены на создание производственных, инфраструктурных и социальных объектов, обеспечивающих работу вводимых предприятий. 
      Названные инвестиционные вложения создадут спрос на широкий спектр товаров и услуг, часть из которых будет носить временный для условий Казахстана характер, а другая часть будет направлена на создание производств, которые даже после исчерпания запасов нефти будут востребованы на внешнем и внутреннем рынках. 
      Например, развитие инфраструктуры Каспийского побережья создаст предпосылки для создания индустрии отдыха и развлечений, морские порты - для уменьшения транспортных расходов по перевозке грузов, машиностроительные заводы - для производства барж, грузовых, промысловых и военных кораблей, выпуска широкого ассортимента оборудования и бытовой техники и т.д. 
      Увеличение степени переработки сырья имеет хорошие перспективы в части развития ЦДС. 
      Углубление переработки нефти и газа позволит производить около 200 разновидностей полимерных изделий, которые используются практически во всех отраслях экономики и в быту. Развитие ЦДС в этом направлении создаст условия для образования многоотраслевой транснациональной корпорации. 
      Значительные перспективы для развития ЦДС имеются в металлургической промышленности. В Казахстане имеются запасы минеральных руд, содержащих почти 100 элементов периодической системы Д. Менделеева, из которых во времена СССР извлекалось в различные виды продукции 74 элемента. Продукция цветной металлургии Казахстана использовалась при производстве наукоемких и высокотехнологичных товаров - космических аппаратов, вооружения, электронной техники. 
      В Казахстане имеется как богатый научный потенциал в этой области, так и опыт внедрения на предприятиях цветной металлургии научно-инновационных разработок по извлечению из сложных и бедных руд, рудных отвалов, металлургических шлаков и хвостов переработки широкой гаммы цветных, благородных и редкоземельных металлов. Внедрение новых технологий по переработке металлургических шлаков и рудных отвалов позволит получать уже в среднесрочной перспективе продукт с высокой добавленной стоимостью. 
      Приток крупных инвестиций в Казахстан вызовет спрос на продукцию цветной металлургии, химической и мебельной промышленности и т.д. Все это возможно производить в Казахстане за счет углубления переработки нефти, газа и металлов, со временем эта продукция может найти свою нишу на мировом рынке. 
      Казахстан является одним из крупных мировых производителей зерна. Углубление процесса переработки зерна может стать отправной базой для построения многоотраслевой ЦДС. Направления развития такой цепочки видятся как в углублении технологического процесса переработки зерна, так и в развитии кормопроизводства, животноводства, производства мяса и молочной продукции. В ЦДС могут войти также элеваторы, заводы по производству сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений, предприятия по производству натуральных пищевых красителей, фармацевтических изделий, продукции биотехнологий и др. 
      Названные направления диверсификации структуры экономики и ее экспортной ориентации потенциально являются приоритетными. Однако окончательное решение по оказанию государственной поддержки реализации предлагаемых проектов необходимо принимать только после детального анализа возможных конкурентных преимуществ в развитии переделов более глубокой переработки названных продуктов по методу ЦДС. 
      При определении приоритетных отраслей экономики по методу ЦДС необходимо обеспечить экономическое сотрудничество с региональными представителями ТНК на предмет организации совместных производств, предусматривающих дальнейшее развитие ЦДС.     

3.3. Потенциальные  приоритеты в области создания  наукоемких и высокотехнологичных  производств 
      Одной из основных характеристик современного экономического развития является его неравномерный характер, обусловленный процессом периодического замещения технологий, созданных на основе передовых на определенном этапе времени научно-технических разработок. В момент смены технологических укладов страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и утратой квалификации работников, занятых в прежних производствах. В то время как страны, успевшие создать заделы в формировании новой производственно-технологической системы, становятся центрами притяжения капитала, уходящего из традиционных сфер приложения. 
      Стратегия направлена на наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала в перспективных направлениях постиндустриального развития, что должно способствовать получению в будущем принципиальных конкурентных преимуществ. 
      Основными направлениями должны стать: 
      1. Содействие в формировании высокотехнологичных производств, в том числе в создании эффективной системы трансферта технологий как зарубежного, так и межотраслевого. 
      2. Создание и поддержка деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры (технопарков, национальных научных центров, научно-технологических зон и т.п.) в городах, где имеется сеть научно-технических и промышленных организаций и предприятий с высоким научно-технологическим потенциалом. 
      3. Использование существующего научно-технического потенциала в развитии передовых, с точки зрения постиндустриальной экономики, отраслей. 
      Казахстан уже сегодня обладает научной базой, позволяющей развивать наукоемкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений, в том числе: 
      биотехнологии (новые сорта и генотипы сельскохозяйственных культур и животных, штаммы бактерий и др.); 
      ядерные технологии; 
      космические технологии; 
      создание новых материалов, химических продуктов и др. 
      4. Создание необходимых условий для проведения исследований в области современных научно-технических направлений, таких, как: 
      новые материалы и химические технологии; 
      информационные технологии. 
      5. Совершенствование законодательной базы, направленное на стимулирование инновационной деятельности научно-технических и производственных организаций и предприятий, привлечение инвестиций в сферу науки и инноваций, скорейшее вхождение инноваций в промышленность и сферу услуг.

4. Государственные  институты развития     

 Одной из важных  задач Стратегии является реализация  целевых инвестиционных и научно-технических  программ, регулирование инвестиционной  и стимулирование инновационной  активности, что потребует пересмотра  и определенной перестройки действующей  системы государственного управления  индустриально-инновационным развитием. 
      Для достижения целей, определенных Стратегией, необходимо создание новых и укрепление существующих государственных институтов развития, а именно: Казахстанского инвестиционного фонда, Банка Развития Казахстана, Инновационного фонда, Корпорации по страхованию экспорта. 
      В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности. 
      Принцип децентрализации означает наличие множественности источников поддержки, включая финансовую, инициатив частного сектора. На практике это означает, что государство не будет сосредоточивать финансовые и информационные ресурсы только в одном институте развития. Это даст возможность: 
      избежать потенциальных системных ошибок при принятии решений; 
      заложить основы для конкуренции и, как следствие, более открытой политики при оказании поддержки; 
      осуществлять более углубленный анализ инициатив частного сектора. Например, если перспективный проект не найдет поддержки в одном из институтов развития, то остается шанс получить ее в другом. 
      Принцип специализации означает специализацию институтов развития на определенных операциях и/или видах деятельности. Например, Банк Развития Казахстана специализируется на финансировании проектов посредством банковского кредитования; Казахстанский инвестиционный фонд - посредством долевого (неконтрольного) участия в уставном капитале; Инновационный фонд - через гранты, в том числе ученым и научным учреждениям, и долевое участие в капитале. Принцип специализации не означает, что институты развития занимаются только операциями и видами деятельности в рамках специализации. Они могут осуществлять и другие операции (виды деятельности), которые не являются для них основными. Для этого будут установлены лимиты осуществления неосновных операций и видов деятельности. 
      Принцип конкуренции означает осуществление деятельности институтов развития на конкурентной основе. Такая необходимость связана с тем, что большинство институтов призваны имитировать рыночные институты, которые на данном этапе развития отсутствуют. Учитывая, что имитируемая природа институтов является рыночной, необходимо изначально строить их деятельность на рыночной, т.е. конкурентной, основе. Принцип конкуренции даст возможность оценивать результаты деятельности того или иного института. 
      Принцип транспарентности означает создание прозрачной системы корпоративного управления государственных институтов развития, обеспечивающей подотчетность и ответственность менеджеров, надлежащий контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов. Государством должна быть обеспечена защита от какого-либо давления на деятельность институтов развития в целях надлежащей реализации поставленных перед ними задач. Для соблюдения этого принципа будет активно использоваться институт независимых директоров (с привлечением высокопрофессиональных зарубежных менеджеров с безупречной деловой репутацией), а также другие современные инструменты корпоративного управления.     

 4.1. Казахстанский инвестиционный фонд 
      Целью Казахстанского инвестиционного фонда (КИФ) является оказание финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевом секторе экономики путем долевого и неконтрольного участия в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом. 
      Необходимость создания КИФ обусловлена неразвитостью фондового рынка, низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность. Создание КИФ станет сигналом для финансового сектора о необходимости перехода к качественно новому уровню функционирования. Партнерство КИФ с банками и другими финансовыми институтами станет активным толчком для развития новых производств и фондового рынка. 
      По мере появления частных инвестиционных фондов роль КИФ как государственного финансового института будет сокращаться. КИФ будет приватизирован, когда на финансовом рынке возникнет 3-5 равнозначных частных инвестиционных фондов. 
      Решение об оказании финансовой поддержки будет осуществляться после комплексного анализа по методологии ЦДС и выявления наиболее важных элементов цепочки. Если выводы анализа ЦДС будут показывать на необходимость создания ряда производств в ЦДС, то будет поощряться создание всех необходимых ключевых производств. Анализ по методологии ЦДС должен также осуществляться в технологическом и иных важных для проекта аспектах. При этом одним из первоочередных критериев оценки проектов будет являться их коммерческая окупаемость. 
      Другими критериями оценки будут экспортоориентированность или направленность проекта на замещение импорта. Предметом анализа должны стать все инициативы частного сектора, относящиеся к несырьевому сектору экономики. 
      Для облегчения финансирования проектов в случае недостаточности средств у частного сектора КИФ будет осуществлять софинансирование путем участия в уставном капитале (выкупе акций), но без получения контрольного пакета. Более того, должно быть установлено четкое положение, что государственный пакет будет продан после реализации проекта. 
      Это даст возможность КИФ содействовать не только созданию новых производств, в том числе и высокотехнологичных, но и развитию рынка ценных бумаг. 
      КИФ должен работать в полной кооперации с Банком Развития Казахстана. Эти два института должны дополнять друг друга в работе по финансированию проектов через кредитование и первоначальное размещение капитала. 
      В ближайшей и среднесрочной перспективе будет рассмотрен вопрос о привлечении к деятельности КИФ зарубежных специализированных финансовых организаций. Сотрудничество будет осуществляться как в направлении привлечения зарубежных специалистов, так и участия в уставном капитале КИФ.      

 4.2. Банк Развития Казахстана 
      Основной задачей Банка Развития Казахстана будет финансовая поддержка инициатив частного сектора и государства (в части инфраструктурных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами. 
      Функционирование Банка Развития Казахстана обусловлено тем, что финансовая система не может обеспечить предоставление долгосрочных и низкопроцентных кредитов экономике в силу значительных рисков и необходимости понижения процентных ставок в банковской системе. По мере того, как частный сектор будет способен в полной мере обеспечить эту функцию, Банк Развития Казахстана будет фокусировать свою деятельность в большей мере на инфраструктурных, социальных и региональных проектах. 
      Решение об оказании такой финансовой поддержки будет осуществляться после комплексного анализа по методологии ЦДС и выявления наиболее важных элементов цепочки. Анализ по методологии ЦДС должен также осуществляться в технологическом и иных важных для проекта аспектах. При этом одним из первоочередных критериев оценки проектов будет являться их коммерческая окупаемость. 
      В ближайшей перспективе будет осуществляться институциональное укрепление Банка Развития Казахстана, предполагающее увеличение уставного капитала, возможность создания дочерних специализированных финансовых организаций, в частности лизинговых. Кроме того, Банку Развития Казахстана, возможно, будет предоставлено право финансирования проектов за пределами Республики Казахстан.      

4.3. Инновационный  фонд 
      Инновационный фонд призван стимулировать венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция особенно важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей экономики, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие. Таким образом, главной целью деятельности фонда должно стать содействие росту инновационной активности, развитию высокотехнологичных и наукоемких производств в Республике Казахстан. 
      Создание Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных и рыночных механизмов внедрения инноваций, присущую всем странам постсоветского пространства. 
      Данная проблема лежит в двух плоскостях. Во-первых, это необходимость внедрения уже разработанных инноваций. Во-вторых, это финансирование прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ для разработки новых инноваций. 
      Для решения данной проблемы основные усилия Инновационного фонда должны быть направлены на стимулирование и развитие венчурного финансирования в Казахстане со стороны частного сектора и создание инновационной инфраструктуры. На первоначальном этапе своей деятельности Инновационный фонд будет совместно с отечественными и иностранными партнерами осуществлять финансирование инновационных проектов и создавать венчурные фонды. 
      По мере возникновения и роста отечественного венчурного капитала Инновационный фонд будет сокращать деятельность по финансированию венчурных проектов и концентрировать свою активность на укреплении инновационной инфраструктуры и финансировании прикладных научных исследований. 
      Основными задачами фонда будут: 
      участие в создании элементов инновационной инфраструктуры (технополисов и технопарков, информационно-аналитических центров и т.д.); 
      создание венчурных фондов совместно с отечественными и крупными венчурными инвесторами мирового уровня; 
      участие в уставном капитале создаваемых и действующих предприятий с целью производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, разработки новых технологий; 
      финансирование отдельных научных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новых технологий, товаров, услуг, являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики, путем предоставления грантов. 
      Решение о выделении грантов Инновационным фондом должно осуществляться только после проведения независимой научно-технической экспертизы с привлечением зарубежных ученых. Научные исследования, выбранные для финансирования, должны в целом соответствовать проектам в рамках финансирования через КИФ и Банк Развития Казахстана. 
      Учитывая неразвитость венчурных институтов в стране, на первом этапе реализации Стратегии необходимо разработать и принять адекватную законодательную базу для стимулирования и регулирования венчурной деятельности. 
      Зарубежный опыт показывает, что в системе генерации новых знаний все виды научных исследований имеют одинаковое значение и отдавать специальный приоритет только прикладным научным исследованиям нецелесообразно. Кроме того, повышение производительности труда и капитала, а значит, и конкурентоспособности экономики, невозможно без создания и укрепления собственного научно-технического потенциала. 
      Поэтому финансирование фундаментальных научных исследований будет осуществляться из государственного бюджета. 
      Инновационный фонд будет проводить свою деятельность в рамках государственной научно-технической и инновационной политики.      

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности