Правовая охрана результатов инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

Основная цель данной работы – рассмотреть, каким образом осуществляется правовая охрана результатов инновационной деятельности на белорусском и мировом пространстве.
Задачи работы:
- перечислить объекты инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
- рассказать о том, как возникло и развивалось понятие «охрана интеллектуальной собственности»;
- дать современную трактовку права интеллектуальной собственности;
- описать виды, формы и особенности охраны авторских прав на интеллектуальную собственность ;
- выяснить, какие акты международного и белорусского законодательства регулируют охрану и реализацию авторского права;
- привести основные положения закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы».

Файлы: 1 файл

инновационная деятельность.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Круг видов произведений, которые в принципе могут быть объектами охраны в соответствии со Всемирной конвенцией, определен в достаточно общем виде – в соответствии со ст. I конвенции охрана должна распространяться на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры. При решении вопроса о предоставлении охраны авторам, не являющимся гражданами участвующих в конвенции государств, применяется критерий «выпуска произведения в свет», под которым понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия (ст. VI конвенции).

Конвенционный принцип  применения национального режима означает, что иностранец в вопросах признания и охраны его авторских прав приравнивается к гражданам государства, предоставляющего на основании конвенции охрану его произведению. Всемирная конвенция в редакции 1952 г. содержит минимум обязательных к применению положений материального права – за авторами охраняемых на основании конвенции произведений должно признаваться исключительное право переводить, выпускать в свет перевод своего произведения и разрешать использование произведения в переводе; срок охраны авторских прав в отношении подпадающих под действие конвенции произведений не должен быть менее 25 лет после смерти автора. Однако, принцип применения национального режима в отношении продолжительности охраны ограничивается ст.VII конвенции, которая устанавливает, что ни одно из государств-участников не обязано обеспечивать охрану произведения в течение срока более продолжительного, чем срок, установленный для произведений данной категории законом государства-участника, чьим гражданином является автор, если речь идет произведении, не выпущенном в свет, или, если речь идет о выпущенном в свет произведении, – законом государства-участника, в котором произведение впервые выпущено в свет.

Кроме того, к числу  материально-правовых норм Всемирной  конвенции можно отнести предусмотренный  ею механизм преодоления существующих в некоторых государствах формальностей, которые необходимо выполнить для признания авторских прав (депонирование экземпляра произведения, регистрация специально уполномоченным органом, нотариальное удостоверение и т.п.), что, к слову, является частью национального режима охраны. Ст. III конвенции содержит компромиссное решение, согласно которого все формальности материально-правового характера считаются выполненными, если все экземпляры произведения иностранного автора будут иметь знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет. Все остальные вопросы, связанные с определением объема предоставляемой на основании Всемирной конвенции охраны решаются в соответствии с национальным законодательством государства, в котором испрашивается охрана.

Подобный либеральный  подход позволял становиться участниками  Всемирной конвенции в редакции 1952 г. государствам с различным законодательством  об авторском праве, в том числе  и Советскому Союзу, законодательство которого, с обширными сферами допускаемого свободного использования охраняемых произведений и всего 25-летним сроком охраны после смерти автора очевидно не соответствовало практике развитых стран мира. В 1971 г. была принята новая редакция Всемирной конвенции, в которой по сравнению с редакцией 1952 г. был значительно расширен круг обязательных к применению норм, в том числе в отношении объема признаваемых за автором прав, однако конвенционный срок охраны авторских прав по прежнему остался равным 25 годам после смерти автора [8, 146].

Редакция 1971 г. по ряду причин не получила особой популярности. Особенностью этого акта является то, что присоединения  государства к всемирной конвенции  в редакции 1971 г. означает также автоматическое присоединение к Всемирной конвенции редакции 1952 г. Более того, содержащаяся в ст. IX конвенции редакции 1971 г. защитная оговорка предусматривает, что после вступления ее в силу (конвенция вступила в силу в 1974 г.) никакое государство не может присоединиться только к конвенции редакции 1952 г. При этом в отношениях между государствами-участниками различных редакций Всемирной конвенции по общему правилу применяется текст 1952 г., если само государство – участник конвенции 1952 г. не заявило о своем желании применять нормы конвенции 1971 г.

В соответствии со ст. VII Всемирной конвенции (как редакции 1952 г., так и редакции 1971 г.) ее действие не распространяется на произведения, охрана которых к моменту вступления конвенции в силу для какого-либо государства в этом государстве не существовала либо к моменту присоединения к конвенции уже прекратилась. Иными словами, по Всемирной конвенции Советский Союз, а позднее и Республика Беларусь, не несли обязательств по охране произведений, авторы которых не были гражданами СССР и впервые выпустили в свет свое произведение до 27 мая 1973 г. вне пределов СССР [8, 93].

14 июля 2000 г. вступил  в силу Закон Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижскому акту от 21 июля 1971 г., измененному 28 сентября 1979 г.)».

 

2.4. Охрана и  реализация авторского права  и смежных прав в Беларуси

 

В области авторского права и смежных прав белорусское законодательство в целом соответствует международным договорам, участницей которых является Республика Беларусь: Всемирная конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г. Женева), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Парижский акт от 24 июля 1971 г., изм. 28 сентября 1979 г.), Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 г., Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам 1996 г., Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. и обеспечивает высокий уровень охраны прав белорусских и иностранных авторов и иных правообладателей [16, 23-31].

Основными законодательными актами в области авторского права  и смежных прав являются Гражданский  кодекс Республики Беларусь и Закон  Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З) [16, 11].

Положения об ответственности  за нарушение авторских и смежных  прав внесены в Уголовный кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Таможенный кодекс Республики Беларусь содержит нормы о мерах таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты авторского прав и смежных прав.

Кроме того, принят ряд  подзаконных актов, таких как  Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 8 мая 1997 г. №452 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства» (в редакции постановления Совета Министров от 23.12.2002 г. № 1790); постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2003 г. № 15 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 1996 г. №697 (в редакции постановления Совета Министров от 19 июля 1999 г. №1102) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2002 г. №1319 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №616 «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии» и др.

В то же время назрела  необходимость внесения изменений  в действующий Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З) [1, 267-272].

Внесение изменений  и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон) вызвано необходимостью, усиления защиты прав белорусских авторов и выполнением обязательств по защите прав зарубежных авторов, в соответствии с международными договорами. В предлагаемый законопроект предполагается включить положения по регулированию отношений, связанных с коллективным управлением имущественными правами, правовой охраной компьютерных программ и баз данных, использованием защитных идентификационных знаков при распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.

Обеспечение имущественных  прав авторов и иных обладателей  имущественных прав через организации  по коллективному управлению гарантирует сбор и выплату авторам вознаграждения в случаях когда их трудно осуществить в индивидуальном порядке. Отсутствие регулирования на законодательном уровне коллективного управления имущественными правами авторов в Республике Беларусь затрудняет обеспечение охраны имущественных прав авторов и иных обладателей прав [1, 265].

Предлагаемые в Закон  дополнения должны будут определить правовой статус организаций коллективного  управления, порядок их создания, функции  контроля за их деятельностью со стороны государственных органов, а также права и обязанности субъектов системы коллективного управления с учетом общепризнанных принципов и норм в области коллективного управления, что в конечном итоге будет способствовать повышению уровня охраны имущественных прав авторов и обладателей смежных прав.

Не менее важным является вопрос об охране компьютерных программ и баз данных. Объем правовой охраны, предоставляемый белорусским законодательством  компьютерным программам и базам  данных, соответствует основным международным договорам в этой области (Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Договору ВОИС по авторскому праву). Однако, развитие техники и цифровой записи активизировало незаконное копирование и использование компьютерных программ и баз данных, в связи с этим возникла необходимость усиления их правовой охраны.

Предлагаемые дополнения предполагают введение в отношении  компьютерных программ и баз данных процедуры регистрации в Национальном центре интеллектуальной собственности. Государственная регистрация указанных объектов и договоров передачи (уступки) прав на них позволит создать дополнительный источник доказательной базы при установлении принадлежности прав.

Применение такого порядка  охраны компьютерных программ и баз  данных практикуется в ряде стран, в частности в Российской Федерации.

Экземпляры фонограмм, аудиовизуальных произведений также  являются категорией объектов наиболее подверженных незаконному воспроизведению  и распространению на различных  видах магнитных и оптических носителей. Действенным способом предотвращения правонарушений и усиления борьбы с незаконным изготовлением и распространением контрафактной продукции является использование защитных идентификационных знаков. Предлагаемые дополнения в Закон предусматривают введение порядка допуска в оптовую и розничную продажу аудио и видеокассет, компакт-дисков, содержащих объекты авторского права и смежных прав, только при наличии на них защитных идентификационных знаков, подтверждающих соблюдение авторских и смежных прав производителями, импортерами, экспортерами и продавцами этой продукции [1, 289].

Предлагаемые дополнения в Закон должны оказать положительное  влияние на упорядочение рынка продукции, содержащей объекты авторского права  и смежных прав, повысить эффективность выявления контрафактных экземпляров правоохранительными органами.

Совершенствование законодательной  базы в области авторского права  и смежных прав предполагает разработку и принятие также некоторых подзаконных  актов. В частности, требуют дальнейшего развития вопросы регулирования отношений в области смежных прав. Представляется целесообразным предусмотреть по аналогии с минимальными ставками авторского вознаграждения, установление минимальных ставок вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений. В связи с этим предполагается разработка и принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь «О минимальных ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений». Принятие такого нормативного акта поможет исполнителям и пользователям при заключении договоров конкретизировать условия, касающиеся размеров и порядка выплаты вознаграждений.

 

3. Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»: основные положения

 

Итак, интеллектуальная собственность охраняется в республике сводом законодательных актов, одним из которых является Закон РБ «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», принятый в 2002 г.

Изобретения.

Общая информация об объекте интеллектуальной собственности.

В качестве объекта охраняется техническое решение в любой  области, относящееся к продукту или способу. Для целей настоящего Закона «продукт» означает предмет как результат человеческого труда, «способ» - процесс, прием или метод выполнения взаимосвязанных действий над объектом (объектами), а также применение процесса, приема, метода или продукта по определенному назначению .

Изобретению предоставляется  правовая охрана, если оно:

  • является новым;
  • имеет изобретательский уровень;
  • промышленно применимо.

Полезная модель.

Общая информация об объекте интеллектуальной собственности.

Согласно настоящего Закона полезной моделью, которой предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, относящееся к устройствам [2].

Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она:

Информация о работе Правовая охрана результатов инновационной деятельности