Правовая охрана результатов инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

Основная цель данной работы – рассмотреть, каким образом осуществляется правовая охрана результатов инновационной деятельности на белорусском и мировом пространстве.
Задачи работы:
- перечислить объекты инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
- рассказать о том, как возникло и развивалось понятие «охрана интеллектуальной собственности»;
- дать современную трактовку права интеллектуальной собственности;
- описать виды, формы и особенности охраны авторских прав на интеллектуальную собственность ;
- выяснить, какие акты международного и белорусского законодательства регулируют охрану и реализацию авторского права;
- привести основные положения закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы».

Файлы: 1 файл

инновационная деятельность.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Наиболее важной задачей  было четкое определение того, что  принадлежит одному лицу, а что  другому; кто на что имеет право. Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Первоначально  охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых «милостью монарха». Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 году городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран [12, 10].

Древнейший из всех патентов Англии был пожалован Генрихом VI в 1449 году выходцу из Фламандии Джону  из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа [12, 18].

По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. «Право» изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в хартии от 19 марта 1474 года, в которой уже признавались их «моральное право» и исключительное право на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени. Возможность защиты прав изобретателей оговаривалась тремя условиями: изобретение должно быть оригинальным, новым на территории Венецианской республики и иметь промышленный характер [7, 59].

Реальное патентное  право было установлено лишь во времена эпохи Просвещения. Родиной первых авторского и патентного законов в их современном смысле считается Англия. Именно здесь в 1623 году был принят «Статут о монополиях», согласно которому запрещалось даровать (жаловать) привилегии, за исключением привилегий на новые методы производства. Каждому создавшему и применившему техническое новшество предоставлялось право монопольного пользования в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством.

В 1710 году в Англии появился и первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны» и содержавший один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт» – право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора [18, 42]. Именно автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания и возможность продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора.

Вслед за Англией патентные  и авторские законы были приняты  в США, во Франции и других европейских  странах. Стали широко продавать  и покупать права на издания произведений литературы, на постановку различных драматических произведений. Торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрели массовый характер.

Законодательное обеспечение  интеллектуальной собственности развивалось постепенно. Наиболее «бурную» историю имеет авторское право, патентное право более консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877 года с изменениями и дополнениями) [16, 71].

В XIX веке авторское право  французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является» (часть 2 статьи 27) [7, 349].

Некоторые различия связаны  с существованием англо-американской и континентальной систем авторского права. После того, как в XVIII веке охрана произведений впервые стала признаваться не привилегией, даруемой сувереном, а правом, основанным на законе, возникли два направления научной мысли.

Одно из них – школа естественного права – было воспринято странами с римско-правовой традицией. Произведение признавалось принадлежащим автору в силу факта его создания. Внимание акцентировалось на идее распространения охраны не только на имущественные, но и на личные неимущественные права авторов. Законы только кодифицировали естественно существующие права человека, в центре правовой охраны находилась личность создателя, творца [13, 136].

Между тем общее право  развивалось в другом направлении. В странах общего права, главным  образом, в США и Великобритании, признавалось предусмотренное общим  правом бессрочное право, основанное на «естественных правах собственности» (классическая формула Локка). Однако при кодификации этих прав законодателями авторам была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита. Писаные законы не кодифицировали «естественное право», а просто заменили его, изначально представив имущественные права в виде срочного исключительного права на воспроизведение [13, 138].

Целью закона признавалась прежде всего защита имущественных  прав создателей и издателей, которые  приобретали права у первого  создателя либо у его правопреемников. Таким образом, создатели могли уступать все свои права на произведение (если иное не было предусмотрено договором) в обмен на денежное вознаграждение. Подход, принятый в Великобритании и США, по своей сущности мало отличался от прежней системы привилегий.

По Закону США об авторском  праве получают защиту такие виды произведений, которые в странах  континентального авторского права  часто охраняются на основании систем смежных прав, в частности, исполнители  аудиовизуальных произведений считаются авторами. Охрана по англо-американской системе распространяется на произведение независимо от категории его правообладателя [8, 162].

Охрана же по континентальной  системе авторского права основана на гражданском праве, ее основная идея заключается в том, что произведения являются продуктом творческой деятельности и неразрывно связаны с личностью их создателей. В результате такого подхода законодательство ряда стран, придерживающихся континентальной системы, не распространяло авторско-правовую охрану на юридические лица. В центре регулирования континентальных авторско-правовых систем находится защита создателя произведения, в то время как англо-американская система авторского права нацелена на охрану произведения как такового. Следовательно, в последнем случае отсутствовала необходимость в какой-либо концепции смежных прав, так как эти права регулировались авторским правом в широком смысле [13, 140].

В ХХ веке большое значение приобрел вопрос о международной  охране авторских прав. Это привело  к столкновению двух систем и их концепций. Постепенно происходит вынужденное сближение систем. Так, США пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны, предоставляемой в соответствии с Бернской конвенцией. В свою очередь, континентальные государства стали обеспечивать охрану юридическим лицам, осуществляющим финансирование творческой деятельности, признавая необходимость такой охраны, например, для эффективной эксплуатации кинопродукции.

Следующий пункт работы посвящен общему описанию того, что  же представляет собой право интеллектуальной собственности сегодня.

 

2.2. Современное представление о праве интеллектуальной собственности

 

Право интеллектуальной собственности – это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с творческой деятельностью [7, 25].

Следовательно, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них и представляют собой право интеллектуальной собственности.

Однако интеллектуальная собственность имеет свою собственную  специфику, заключающуюся в нематериальной природе объектов права интеллектуальной собственности, творческом характере труда по их созданию, т.е. это институт собственности на нематериальные блага его субъектов. И здесь не совсем применима классическая триада правомочий собственника, осуществляющего обычные имущественные права, поскольку, отчуждая, например, объект, своей интеллектуальной собственности, его создатель не лишается тем самым прав на него, а приобретатель не получает возможности по своему усмотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим. Тем более, что, в собственность других лиц переходят, как правило, не объекты интеллектуальной собственности, а материальные носители научно-технических идей и художественных образов (конкретные картины, издания, техническая документация). Таким образом, сущность права интеллектуальной собственности заключаются в нематериальной природе ее объектов.

В зависимости от особенностей объектов права интеллектуальной собственности  можно выделить четыре ее разновидности:

1) авторское право  и смежные права;

2) право на открытие;

3) промышленная собственность  (право на изобретение, полезную  модель, промышленный образец, которые называют также патентным правом);

4) другие результаты  творческой деятельности, используемые  в производстве (право на товарный  знак, знак обслуживания, на рационализаторское предложение, фирменное наименование, охрану селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, интересов обладателя «ноу-хау») [7, 49].

В целом, уровни правовой защиты объектов интеллектуальной (промышленной) собственности можно представить в виде следующей схемы:

Рис. 1. Уровни правовой защиты объектов интеллектуальной (промышленной) собственности.

Содержание и классификация  результатов творческой деятельности, принятые в международной практике, оговорены в Парижской Конвенции  по охране промышленной собственности 1883 г. и Конвенции об учреждении Всемирной  организации интеллектуальной собственности, принятой в Стокгольме 14 июля 1967 г. [12, 34]

В Беларуси охрана объектов права интеллектуальной собственности осуществляется посредством таких законодательных актов как: закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» в ред. от 04.01.2003 N 183-З и закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» в ред. от 16.12.2002 № 160-З, т.к. согласно статьи 998 ГК РБ «Объекты права промышленной собственности» право промышленной собственности распространяется на:

  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки (знаки обслуживания);
  • наименования мест происхождения товаров;
  • другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательством.) [1, 167-194].

Объекты права интеллектуальной собственности следует отличать от материального носителя, в котором выражено произведение или иной результат интеллектуального труда. Если право на объекты интеллектуальной собственности принадлежит только авторам и их законным преемникам, то право собственности на материальные носители, в которых выражено произведение, может принадлежать неограниченному кругу лиц, но уже не на праве интеллектуальной собственности, а в порядке обычного имущественного права.

Хочется отметить, что  творчество – это интеллектуальная работа, направленная на создание нового. Творческий характер произведения означает, что оно является новым по сравнению с ранее известными. Новизна может выразиться как в новом содержании, так и в новой форме. Для объектов авторского права существенное значение имеет как новизна содержания, так и новизна формы. Новая форма отражения известного содержания характеризует произведение как творческое и влечет признание его объектом авторского права. История литературы и искусства знает немало этому примеров: Шекспир брал темы для ряда своих трагедий из произведений античных греческих авторов, Стендаль широко использовал для своих новелл итальянские средневековые хроники, библейские сюжеты нашли отображения на полотнах многих великих живописцев и т.д.

 

2.3. Система международной охраны авторских прав

 

Существующая в настоящий  момент система международной охраны авторского права представляет собой  достаточно сложный механизм, в основе которого лежат прежде всего два многосторонних соглашения – Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. в ее многочисленных редакциях и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., измененная в 1971 г. Определенную роль в свое время играли региональные конвенции – ряд межамериканских и Арабская конвенция об авторском праве 1981 г. Однако, в силу их регионального, а применительно к Арабской конвенции, участником которой могут быть только государства – члены Лиги арабских стран, закрытый характер, они постепенно утрачивают свою актуальность [8, 29-35].

В последнее время  все большее значение получает еще  одно международное соглашение, затрагивающее, среди прочего, вопросы охраны авторского права. Речь идет о принятом в 1994 г. по результатам Уругвайского раунда переговоров  в рамках ГАТТ Соглашении о создании Всемирной торговой организации, и в частности, о Приложении 1С к этому Соглашению. Приложение 1С, которое называется Соглашением по торговым аспектам права интеллектуальной собственности (в русской транскрипции – Соглашение ТРИПС), содержит обязательство каждого государства, вступающего во Всемирную торговую организацию, в области охраны авторских прав применять в отношениях с другими государствами-членами ВТО положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, касающиеся материальных норм права (статьи 1-21 Бернской конвенции). При этом участие государства в самой Бернской конвенции не является обязательным.

Суть Всемирной конвенции  в редакции 1952 г. состоит в обязательстве  любого участвующего в ней государства предоставлять национальный режим охраны произведениям (как выпущенным так и не выпущенным в свет) авторов, являющихся гражданами других участвующих в конвенции государств, а также иным лицам, впервые выпустившим свое произведение в свет в одном из государств – участников конвенции. При этом субъектами конвенции являются не только авторы, но и иные обладатели авторских прав (ст. I конвенции).

Информация о работе Правовая охрана результатов инновационной деятельности