Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тот факт, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности, является бесспорным. В свою очередь, одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Ядром инновационной экономики являются получение новых знаний, трансформация этих знаний в качественно новые технику, технологии, обеспечение практического освоения новых наукоемких продукций и включение их в жизнедеятельность общества. Соответственно инновационная деятельность, чем дальше, тем больше становится уже не просто одной из составляющих частей общей экономической жизни, а ее решающей частью. Вместе с тем, как и все другие виды деятельности, для своего успешного осуществления инновационная деятельность нуждается в соответствующей инфраструктуре. В нашей стране проблема формирования такой инфраструктуры и выбора основных направлений ее развития приобрела важное значение еще в 90-е годы прошлого столетия при переходе от централизованной социалистической экономики, с присущим ей так называемым плановым внедрением научно-технических достижений, к рыночному хозяйству. Сегодня эта проблема встала особенно остро, поскольку в 2002 году было принято стратегическое решение о том, что для сохранения Россией места среди ведущих держав мира необходим перевод ее экономики с преимущественно сырьевого на инновационный путь развития. Для обеспечения реального и успешного решения данной стратегической задачи проблема формирования в Российской Федерации эффективной инновационной инфраструктуры имеет огромное значение. Инновационная инфраструктура является специфическим комплексом, представляющим собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, имеющих многоуровневое построение и охватывающих весь цикл осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Проблема создания в регионах организационных элементов инновационной инфраструктуры, которой в отечественной науке и практике фактически еще не уделялось должного внимания, нуждается в проведении серьезных исследований и выработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по целому ряду весьма сложных и важных аспектов. Таким образом, практическая восстребованность и недостаточная разработанность вышеизложенных положений обусловливают и характеризуют актуальность настоящей курсовой работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы 6
1.2 Специфика инновационной инфраструктуры в России 10
1.3 Государственное регулирование инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ 17
2.1 Экономическая привлекательность инновационного развития Пермского края 17
2.2 Оценка инновационной инфраструктуры Пермского края 19
2.3 Анализ действующего правового обеспечения инновационной политики РФ и Пермского края 26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 30
3.1 Основные проблемы и пути повышения эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края 30
3.2 Основные направления совершенствование законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая на печать.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

     3. Для регулирования отношений,  возникающих при осуществлении  мер государственной поддержки  и участия государства в развитии  и управлении национальной инновационной  системой на основе использования механизма государственно-частного партнерства при формировании и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения необходимо разработать и принять Федеральный закон «О совместных исследованиях и кооперации в разработках и постановки производства инновационной продукции (услуг)».

     Указанный закон позволит заложить основу для  организационного, экономического механизма  и правового обеспечения государственно-частного партнерства и кооперации в научно-технической и производственной сферах, включая правовой статус организационных форм, кооперации в процессе разработки и производства наукоемкой продукции (услуг), также условия создания совместных научно-исследовательских центров, научно-производственных объединений (корпораций, консорциумов,    технологических    кластеров),    государственных   научных    центров, федеральных центров науки и высоких технологий, региональных центров трансфера  и коммерциализации технологий и др.

     Закон определяет формы договорных отношений в сфере кооперации исследований и разработок при организации совместных исследований и разработок, финансируемых за счёт  государственного бюджета и  средств   из   внебюджетных источников, в том числе средств частных инвесторов;

     В законе также должны быть определены нормы, регулирующие порядок закрепления и передачу прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счёт или с привлечением бюджетных средств, выделяемых по государственным контрактам, по сметам доходов и расходов, в виде субвенций и субсидий.

     4.   Разработка   и   принятие   федерального   закона   «о   научной   и   научно-технической информации» позволит  устранить пробелы в области    регулирования отношений органов государственной власти, организаций   научной сферы и потребителей научно-технической продукции. Закон  определяет  порядок и условия государственного    регулирования    в   области    создания, хранения и передачи и использования научно-технической   информации, с учётом требований по защите авторского права на неопубликованные результаты научно-технической деятельности, коммерческой   и   государственной   тайны.   Определяет   требования   к   организации федеральной  системы  кодификации  знаний  в  научно-технической  сфере,   включая условия систематизации и приведение формы представления результатов научно-технической деятельности в соответствии    с   требованиями   международных и национальных стандартов и др.

     5.  Переход страны на  инновационный   путь развития остро ставит  проблемы связанные с подготовкой и повышением квалификации   профессиональных кадров. Отсутствие в российском законодательстве федерального закона «О непрерывном профессиональном образовании»   негативно сказывается на профессиональной подготовке и повышении квалификации особенно в сфере среднего профессионального образования.     Принятие указанного  закона должно  способствовать созданию непрерывной   системы профессионального образования, подготовки и повышения квалификации    специалистов   в   технической    сфере.   Указанная   система    систему регламентов   и   профессиональных   стандартов,   ориентированных   на   потребности работодателей,  обязывать последних в необходимости    повышения квалификации и обучения специалистов с периодическим прохождением  профессиональной аттестации (сертификации). Закон должен определить полномочия и меры поддержки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Российской Федерации и  органов  местного самоуправления,  а также  профессиональных саморегулируемых предпринимательских сообществ и организаций в создании и в обеспечении системы непрерывного профессионального образования.

     6. Принятие указанных законов потребует  внесения соответствующих поправок  в гражданский, бюджетный, налоговый, таможенный кодексы и антимонопольный закон, обеспечивающие меры государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности, а также поправок в федеральные законы, регулирующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления соответственно № 122-ФЗ и № 131 – ФЗ.15

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных  и взаимодополняющих организаций  различной направленности и различных  организационно-правовых форм, а также  порядок их взаимодействия, которые  обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки. Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы. Последняя включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов.

     Конечной  целью формирования инновационной  инфраструктуры является создание системы  хозяйствующих субъектов, способной  обеспечить эффективное осуществление  инновационной деятельности в интересах  всего общества. Задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются: преодоление спада производства путем структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение конкурентоспособности отечественной продукции и привлекательности национальной экономики, сохранение и развитие научно-технического потенциала. Функции у субъектов инновационной инфраструктуры различны, они зависят от направления деятельности, свойств конкретной инновации, стадии инновационного процесса, целей государственной инновационной политики.

Приведенный анализ состояния инновационной инфраструктуры позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в создании организаций инфраструктуры. Если по части направлений существует достаточно развитая система, то по другим работа практически не начата. Серьезной задачей на ближайшую перспективу является создание такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов инновационных предприятий.

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., внесёнными Федеральными конституционными законами от 14. 10. 2005 г. №6-ФЗ)
  2. Федеральный Закон «О свободных экономических зонах» (в ред. Федеральных законов от 03 06 2006 № 76-ФЗ от 18 12 2006 № 232-ФЗ).
  3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждено указом Президента Российской Федерации от 30 03 2002 № Пр-576);
  4. Указ Президента Российской Федерации № 863 от 22.07.1998 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий»;
  5. Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31 марта 1998 года № 374.
  6. Закон Пермского края от 11.06.2008 N 238-ПК (ред. от 29.11.2010) "Об инновационной деятельности в Пермском крае" (принят ЗС ПК 22.05.2008)
  7. Проект Федерального закона № 344994-5 "Об инновационной деятельности в Российской Федерации"
  8. Валдайцева С.В. «Оценка бизнеса и инноваций».Методические рекомендации – М.: ИНФРА-М, 2006. – 398с.
  9. Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестностью // Вопросы экономики. 2008. N 3. с. 57.
  10. Морозов Ю.П. «Инновационный менеджмент» Учебное пособие. – М.: Прогресс, 2006. – 326с.
  11. Наука России в цифрах 2008.-М. ЦИСН, 2009. с.16, 55, 93
  12. Почукаева О.В. Анализ инновационной активности в промышленности // Проблемы прогнозирования. 2008. N 4. с. 26.
  13. Пригожин А.И. Нововведение: стимулы и препятствия (социальные проблемы иноватики). – М.: Политиздат, 2008. – 426с.
  14. Фоломьев А.Н. Государственная научно-техническая и инновационная политика. В сборнике: Инновационный тип развития экономики. М.: РАГС, 2005. С. 71 - 92.
  15. Чижова Е.Н., Социальные инновации с позиций системного подхода // Вестник БГТУ, 2005, №4.
  16. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации // № 2, 2005. – С. 4-7.
  17. Опыт формирования НИС в РФ  http://www.miiris.ru/
  18. Программе социально-экономического развития Пермского края на 2009 - 2012 годы и на период до 2017 года – http://www.permkrai.ru/strateg/
  19. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю – http://permstat.gks.ru/
  20. Инновационное развитие – дело общее [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=368&d_no=27578
  21. Индикаторы науки: статистический сборник 2009 [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.gks.ru/
  22. http://sci-innov.ru/ - Федерального портала по научной и инновационной деятельности
  23. http://www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли

Информация о работе Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края