Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время тот факт, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности, является бесспорным. В свою очередь, одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Ядром инновационной экономики являются получение новых знаний, трансформация этих знаний в качественно новые технику, технологии, обеспечение практического освоения новых наукоемких продукций и включение их в жизнедеятельность общества. Соответственно инновационная деятельность, чем дальше, тем больше становится уже не просто одной из составляющих частей общей экономической жизни, а ее решающей частью. Вместе с тем, как и все другие виды деятельности, для своего успешного осуществления инновационная деятельность нуждается в соответствующей инфраструктуре. В нашей стране проблема формирования такой инфраструктуры и выбора основных направлений ее развития приобрела важное значение еще в 90-е годы прошлого столетия при переходе от централизованной социалистической экономики, с присущим ей так называемым плановым внедрением научно-технических достижений, к рыночному хозяйству. Сегодня эта проблема встала особенно остро, поскольку в 2002 году было принято стратегическое решение о том, что для сохранения Россией места среди ведущих держав мира необходим перевод ее экономики с преимущественно сырьевого на инновационный путь развития. Для обеспечения реального и успешного решения данной стратегической задачи проблема формирования в Российской Федерации эффективной инновационной инфраструктуры имеет огромное значение. Инновационная инфраструктура является специфическим комплексом, представляющим собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, имеющих многоуровневое построение и охватывающих весь цикл осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Проблема создания в регионах организационных элементов инновационной инфраструктуры, которой в отечественной науке и практике фактически еще не уделялось должного внимания, нуждается в проведении серьезных исследований и выработке научно обоснованных предложений и рекомендаций по целому ряду весьма сложных и важных аспектов. Таким образом, практическая восстребованность и недостаточная разработанность вышеизложенных положений обусловливают и характеризуют актуальность настоящей курсовой работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы 6
1.2 Специфика инновационной инфраструктуры в России 10
1.3 Государственное регулирование инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ 17
2.1 Экономическая привлекательность инновационного развития Пермского края 17
2.2 Оценка инновационной инфраструктуры Пермского края 19
2.3 Анализ действующего правового обеспечения инновационной политики РФ и Пермского края 26
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ 30
3.1 Основные проблемы и пути повышения эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края 30
3.2 Основные направления совершенствование законодательства в сфере научно-технической и инновационной деятельности РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Моя курсовая на печать.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

      Наиболее  благоприятная экономическая ситуация складывается на предприятиях, спрос  на продукцию которых востребован  как на внутреннем, так и на внешнем  рынках – это предприятия химического производства, предприятия по производству электрических машин и электрооборудования, предприятия по производству нефтепродуктов и кокса.

      Научно-технический  потенциал Пермского края не всегда оказывается востребованным - большая  часть промышленных предприятий Пермского края не имеет научного сопровождения и не проводит эффективную политику в сфере инновационной деятельности.

      В составе государственного научного сектора Пермского края необходимо выделить три функциональных компонента:

  • академический компонент, ориентированный на проведение фундаментальных исследований;
  • отраслевой компонент, ориентированный на прикладные научные исследования;
  • вузовский компонент.

      В Пермском крае осуществляют свою деятельность 3 филиала и 4 института Уральского отделения Российской академии наук, 14 высших учебных заведений, и около 35 отраслевых институтов и конструкторских бюро научных и промышленных организаций.

     Координацию деятельности академических институтов осуществляет президиум Пермского  научного центра УрО РАН. Общее руководство и координацию деятельности высших учебных заведений осуществляет совет ректоров высших учебных заведений.

     На  территории края расположено 49 крупных  и средних научных, научно-исследовательских  и научно-производственных организаций, занятых научными исследованиями и разработками.

     В структуре научных организаций  края преобладают научно-исследовательские институты, далее в порядке убывания следуют конструкторские и проектно-конструкторские организации, проектные и проектно-изыскательские организации, промышленные предприятия, одно опытное (экспериментальное) предприятие.

      По  секторам деятельности структура научного потенциала Пермского края выглядит следующим образом. В государственном  секторе находится 14 предприятий, выполняющих  научные исследования и разработки, предпринимательский сектор представляют 23 организации, сектор высшего образования – 8, и 4 предприятия из некоммерческого сектора.

      Численность специалистов, занятых научными исследованиями и разработками, в 2008 году составила 10,5 тыс. человек, из них более 600 докторов наук, более 2400 кандидатов наук, около 1 тыс. докторантов и аспирантов. В сравнении с 2007 годом (11,5 тыс. чел.) наблюдается тенденция снижения численности персонала научных сотрудников. Из них порядка 46% составляют исследователи и около 6% технический персонал10

      Величина  объемов научных исследований и  разработок, выполненных собственными силами организаций, в расчете на одного специалиста, выполняющего научно-исследовательские, конструкторские и научно-технические работы, составила в 2008 году 358,9 тыс. рублей11.

      С целью скорейшего освоения наукоёмких высокоэффективных промышленных технологий в Пермском крае сформированы и развиваются научные школы и направления в следующих областях:

  • волоконно-оптические технологии (ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», ОАО «Морион»);
  • механика жидкости и газа (Институт механики сплошных сред Уральского отделения Российской академии наук);
  • микробиология, биотехнологии (Институт экологии и генетики микроорганизмов Уральского отделения Российской академии наук); 
  • технологии создания авиационных двигателей (ОАО «Авиадвигатель», ОАО НПО «Искра»);
  • навигационные приборы и системы;
  • органическая химия (Институт технической химии УрО РАН);
  • создание композиционных и новых материалов (Научный центр порошкового материаловедения Пермского государственного технического университета, ФГУП «НИИ полимерных материалов», ОАО «НИИ композиционных материалов», «ОАО «Метафракс»);
  • создание лекарственных препаратов (НПО «Биомед», ЗАО «Медисорб);
  • технологии использования недр.

     Анализ  состояния научного потенциала позволяет  сделать вывод, что все приоритетные направления инновационного развития, за исключением лесопромышленного  комплекса, могут быть поддержаны имеющимися научными школами и направлениями. В интересах дальнейшего развития промышленности региона может быть поставлена задача формирования нового научного направления по переработке лесных ресурсов.

     Анализ  инновационного потенциала промышленности Пермского края показал, что, несмотря на то, что в отдельных отраслях экономики отмечаются некоторые положительные тенденции, в целом инновационная активность промышленных предприятий и ее экономические результаты остаются достаточно низкими.

     Необходимо  усиление (или формирование) некоторых научных направлений, с одной стороны, ориентируемых на приоритетные и критические технологии России и ведущих западных стран, а с другой стороны, базируемых на реальных производственных и технологических возможностях промышленных предприятий Пермского края в рамках реализации программ промышленного и инновационного развития региона.

 
2.3 Анализ действующего  правового обеспечения  инновационной политики  РФ и Пермского  края

     Нормативное правовое обеспечение инновационной  деятельности в Федерации в настоящее время находится на начальном этапе своего развития

     В настоящее время в Российской Федерации приняты следующие  законодательные и нормативные  правовые акты регулирующие отношения  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности, в их числе

     Федеральный закон «О науке и государственной  научно-технической политике» от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ;

     Федеральный Закон от 07 041999 № 70-ФЗ «О статусе  наукограда Российской Федерации»;

     Федеральный Закон «О свободных экономических  зонах» (в ред. Федеральных законов от 03 06 2006 № 76-ФЗ от 18 12 2006 № 232-ФЗ).

     Основы  политики Российской Федерации в  области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждено указом Президента Российской Федерации от 30 03 2002 № Пр-576);

     Указ  Президента Российской Федерации № 863 от 22.07.1998 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской  деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки  и технологий»;

     Постановление Правительства РФ «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31 марта 1998 года № 374.

     В настоящее время в рамках законотворческой работы субъектов Российской Федерации  приняты законы об инновационной  деятельности. В их числе Закон Пермского края от 11.06.2008 N 238-ПК (ред. от 29.11.2010) "Об инновационной деятельности в Пермском крае" (принят ЗС ПК 22.05.2008)

     В соответствии с планом законотворческих работ в 2006 году, Министерством образования  и науки велась работа по подготовке IV части Гражданского Кодекса Российской Федерации в части обеспечения права на интеллектуальную собственность в Российской Федерации и осуществлении сделок по переуступке (передачи прав на результаты научной деятельности и объекты интеллектуальной собственности, полученные за счёт государственных средств). IV часть Гражданского Кодекса Российской Федерации принята и вступила в действие с 1 января 2008 года.

     Подготовлен и принят закон Российской Федерации  «Об автономных учреждениях», определивший новую организационную форму для государственных научных и образовательных учреждений.

     Приняты поправки к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической  политики» закрепивший новый  статус Российской Академии Наук.

     В 2007 году были прияты изменения в Налоговый Кодекс РФ, связанные с налоговыми преференциями, направленными стимулирование инновационной деятельности.

     Разработана и представлена на согласования концепция  Федерального закона «Об участии  государства в развитии национальной инновационной системы».

     Принят  Федеральный закон о государственной  корпорации «Роснанотех» и утверждена Федеральная целевая программа  «Развития инфраструктуры инновационной  нанотехнологической сети», заложившие основу обеспечения развития наноиндустрии  в Российской Федерации.

     В настоящее время активно ведется  разработка проекта закона « О  передаче технологий», направленного  на регулирование отношений в  сфере передачи прав интеллектуальной собственности и результатов  научно-технической деятельности на «единую технологию», полученные за счет средств государственного бюджета.12

     Анализируя  принятые и разрабатываемые в  настоящее время законодательные  и нормативные правовые акты о  научно-технической и инновационной  деятельности в Российской Федерации  следует констатировать, что процесс законотворческой и нормативной правовой деятельности в сфере научно-технической и инновационной отстаёт от требований времени современного этапа развития экономики, основанной на знаниях. До настоящего времени отсутствует ряд базовых законов необходимых для создания благоприятного инновационного климата в Российской Федерации.13 В частности, до сих пор не принят Федеральный закон «Об инновационной деятельности», отсутствует законодательство, регулирующее отношение связанные с созданием государственно-частных партнерств и других форм интеграции и кооперации в сфере научно-технической и инновационной деятельности, отсутствует закон «О научно-технической информации», регулирующий отношения в сфере оборота результатов научно-технической деятельности, а также другие законодательные акты, ориентированные на:

     - обеспечение необходимых условия  для стимулирования  инновационной  деятельности, коммерциализации технологий, создания         национальных  инновационных систем, развития  малого инновационного предпринимательства;

     - урегулирование  права использования  интеллектуальной    собственности     и результатов     научной     деятельности,     полученных     за     счёт государственного  бюджета, что нарушает баланс  интересов разработчиков и потребителей научно-технической продукции, тормозит процессы коммерциализации технологий;

     - унификацию и разработку системы  бухгалтерского учета, соответствующей  международным   регламентам   постановки   на  баланс  объектов  интеллектуальной собственности;

     -   развитию системы показателей статистической        отчетности         в научно-технической сфере и области инновационной деятельности;

     - создание   необходимых   условий   для   развития   венчурного   инвестирования инноваций;

     - совершенствование мер налогового стимулирования,      антимонопольного, таможенного,   финансового контроля     и технического регулирования инновационной деятельности;

     - совершенствование договорных   отношений,     связанные    с   разработкой  и поставкой   научно-технической  продукцией (услуг), в том       числе для государственных нужд, условия заключения лицензионных договоров, договоров на проведение совместных  исследований и    разработок (государственно-частные партнерства научно-техническое сотрудничество, научно-производственная кооперация) и др.)

     - совершенствование правового регулирования  использования         научно-технической  информации,   включая  защиту авторского  права на   неопубликованные  научно-исследовательские результаты (научно-исследовательские отчеты, научно-техническая документация), а также научно-техническую информацию, распространяемую через Интернет и др.

     - совершенствование нормативного  правового регулирования непрерывного  профессионального образования  в сфере научно-технической и  инновационной деятельности, обеспечивающее единство государственных требований к системе подготовки и повышения квалификации кадров специалистов, разработка программ обучения специалистов и системы аттестации кадров14.

Информация о работе Повышение эффективности инновационной инфраструктуры Пермского края