Понятие инноваций и их классификации. Сравнительный анализ классификаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

В настоящее время темпы научно-технического прогресса и потребности рынка приводят к кардинальным изменениям в конъюнктуре спроса и предложения, формируя новые требования к номенклатуре и качеству продукции. Пассивная реакция производителей на такие изменения и, как следствие, игнорирование внедрения новых технологий, подготовки работников и т. д. означает их нарастающее отставание от конкурентов. Негативные экономические последствия запоздалой адаптации предприятий к этим изменениям не только весьма ощутимы, но и могут привести к кризисному состоянию и дальнейшему банкротству.

Оглавление

Введение 3
Понятие инноваций 4
Классификация инноваций 7
Заключение 1
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Инноватика.docx

— 44.44 Кб (Скачать)
  1. Особенности инновационного процесса:
    • внутриорганизационные;
    • межорганизационные.
  1. Источник инициативы:
    • прямой социальный заказ;
    • результат изобретения.

В работе Ю. Яковца  приводится следующая  классификация:

  • Базисные инновации, открывающие дорогу новым направлениям и поколениям техники.
  • Улучшающие инновации, лежащие в основе новых или модифицированных моделей уже освоенной техники.
  • Псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозящие технический прогресс.

Учитывая, что новизна инноваций может  быть оценена по технологическим параметрам и потребительским свойствам, можно предложить следующую группу классификационных признаков инноваций:

  1. Технологические параметры:
  • продуктовые (применение новых материалов, полуфабрикатов);
  • процессные (применение новых методов организации производства).
  1. Степень новизны для рынка:
  • новые отрасли в мире;
  • новые отрасли в стране;
  • новые для предприятия.
  1. Уровень реализации в инфраструктуре объекта:
  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, информация и др.);
  • инновации в технологии и системной структуре предприятия (управленческой, производственной, технологической).
  1. Степень вносимых изменений:
  • радикальные (базовые);
  • улучшающие; 
  • модификационные (частные).
  1. Сфера деятельности:
  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

Ф. Валента приводит классификацию инновационных изменений, включающую несколько уровней (иерархий) разного порядка.

Инновации нулевого порядка предполагают изменения, сохраняющие существующие функции производственной системы, т. е. регенерирование первоначальных свойств.

Инновации первого порядка означают изменение  количественных характеристик при сохранении функций производственной системы.

Инновациями второго порядка именуются простые  организационные изменения для оптимизации производственного процесса.

Таблица 2.

Группировка инноваций

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

Область применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

Этапы НТП, результаты которых стали  инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

Степень интенсивности инноваций

«Бум», равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, возрастающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Результаты инноваций

Высокая, низкая, стабильная

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая  интегральная


 

Инновации третьего порядка, или адаптационные  изменения, — изменения, не меняющие качество отдельных элементов, но в своем комплексе ведущие к повышению эффективности производства в целом (например, изменение конструкции без изменения полезных свойств конечной продукции и др.).

Инновации четвертого порядка предполагают простейшие качественные изменения, превышающие границы простых адаптивных изменений.

Инновации пятого порядка — это более  высокие качественные изменения функциональных свойств производственной системы или ее части при сохранении базовой структурной концепции системы. В этом случае возникает новое «поколение» продукции.

Инновации шестого порядка предполагают качественные изменения функциональных свойств производственной системы. При этом меняется ее первоначальная концепция, а сохраняется лишь основной функциональный принцип (например, создание сортов стали с качественно новыми характеристиками).

И наконец, инновации седьмого порядка —  это высшее, коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы, которое меняет ее основной функциональный принцип. Примером таких инноваций могут служить прорывы в развитии электротехники, внедрение промышленных роботов и т. д.

Однако  в данном случае порядок инноваций  не только отражает характер и интенсивность  изменений самой производственной системы, но выступает как мера сложности  управления инновационными процессами на предприятии. Инновации высших порядков требуют создания в общей структуре управления системы стратегического и тактического управления инновационными процессами. Только при таком условии возможно эффективное проведение крупномасштабных изменений в рамках предприятий, нацеленных на реализацию общегосударственной научно-технической политики, что особенно важно в современных условиях.

Однако  ряд авторов предпочитает применять  иную классификацию инноваций и считает достаточным ограничиться выделением таких видов инноваций, как технические, управленческие, информационные, социальные.

Системный анализ сферы применения и самого содержания инновационной деятельности позволяет выделить следующие элементы:

  • инновации продукции, направленные на создание новой продукции, совершенствование качественных характеристик выпускаемых видов продукции;
  • технологические инновации, включают освоение новых технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и т. д.;
  • производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства;
  • экономические инновации, связанные с изменением методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, экономического стимулирования и др.;
  • инновации в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений;
  • информационные инновации, связанные с оптимизацией информационных потоков в сфере инновационной деятельности, повышением достоверности и оперативности получения информации, использованием новых средств обработки документации и т. д.;
  • торгово-сбытовые инновации, направленные на целевые изменения в торговой деятельности, в системе сбыта и снабжения;
  • социальные инновации, решающие задачи улучшения условий труда, психологического климата, социального обеспечения.

Различные виды инноваций находятся в непрерывной  взаимосвязи. Так, технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для появления экономических и управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. В свою очередь, управленческие инновации могут проявляться в изменениях мотивации, подходов к реализации решений, реорганизации информационных потоков и соответственно в совершенствовании методов обработки различной информации (информационные инновации). Кроме того, управленческие и технологические инновации, изменяя условия труда, объективно формируют предпосылки для социальных инноваций, последние же обусловливают необходимость появления технологических инноваций и т. д.

Необходимо  отметить, что все вышеперечисленные  классификации инноваций имеют право на существование, так как отражают различные подходы к определению признака классификации. Кроме того, инновации можно определять с точки зрения уровня разработки — государственные, региональные, отраслевые, фирменные и др. Они могут быть определены и по сферам распространения: в промышленной, финансовой, правовой сфере, сфере услуг, торгово-посреднической и научно-педагогической сфере и т. д.

Интересна группировка инноваций, в основе которой лежит признак классификации инноваций в соответствии с потребностями в них различных групп пользователей, т. е. можно выделить индивидуальные, групповые, коллективные, общественные инновации.

Еще один классификационный признак, основанный на принципе отношения нововведения к своему предшественнику, используется для выделения следующих пяти групп нововведений:

  • замещающие, т. е. применяемые взамен устаревшего аналога и обеспечивающие получение большего эффекта в ранее внедренном технологическом процессе;
  • отменяющие, состоящие в отказе от ранее применявшихся продуктов, процессов и т. д. без последующей их замены какими-либо новыми или усовершенствованными;
  • возвратные, используемые повторно, взамен инноваций, несостоятельность или ошибочность которых выявлена только в процессе их практического использования в течение некоторого периода времени и вынуждает отказаться от них и вернуться к прежнему продукту, процессу, способу, структуре и т. д.;
  • открывающие, т. е. являющиеся инструментом создания, разработки принципиально новых продуктов, процессов, услуг и т. п., не имеющих аналогов в производственной практике;
  • ретронововведения, воспроизводящие в современной интерпретации какие-либо продукты, принципы, процессы и т. д., морально устаревшие ранее в первоначальной форме, но пригодные к использованию на новом витке в «спирали» развития какого-либо вида деятельности.

Важным  аспектом классификации инноваций  является источник их инициации. Соответственно можно выделить: инновации, возникающие по инициативе потребителей, и инновации, возникающие по инициативе производителей. Как показывают исследования, нововведения, выделяемые поданному признаку, осуществляются по следующим схемам:

  1. Для нововведений, инициированных потребителями:
    • выдвижение идеи о необходимом продукте или усовершенствовании имеющегося;
    • поиск возможного производителя и передача ему предложений;
    • отбор производителем наиболее перспективных с точки зрения успешности предложений по разработке новых и совершенствованию ранее освоенных продуктов;
    • участие в разработке инновационных проектов и их реализации с целью конкретизации потребительских требовании, особенностей последующего использования нововведения.
  1. Для нововведений, инициированных производителями:
    • исследование потребностей потенциальных покупателей;
    • исследование различных возможностей предполагаемого к выпуску нового или совершенствуемого продукта;
    • заключение договоров, разработка и реализация инновационных проектов;
    • внедрение и послепродажное обслуживание новшеств у потребителей.

 

Заключение

Инновационная деятельность является одним из важнейших  способов удовлетворения потребностей производства и других сфер человеческой деятельности и обеспечивается путем качественного изменения характера используемых продуктов, обновления средств и способов деятельности. Однако качественные изменения возможны лишь на основе фундаментальных знаний, которые, пройдя стадию технических нововведений, переходят в сферу производства, вызывая в нем прогрессивные изменения. Исследования в этой области показывают, что за счет реализации продуктов инновационной деятельности в промышленно развитых странах обеспечивается около 20% прироста национального дохода. 

В нашей  стране наблюдается гигантское перепотребление  природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйстве и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции в России больше по сравнению с Японией и Германией в 3 раза, по сравнению с США — в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превышает развитые страны в 4—6 раз. Эти данные убедительно показывают гигантскую «прожорливость» и затратный характер экономики нашей страны. В этих условиях если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то мы вновь попадем в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей. Совершенно очевидно, что в решении этих непростых, но очень важных для нашей экономики задач решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и реализации инноваций, ибо все эти задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Информация о работе Понятие инноваций и их классификации. Сравнительный анализ классификаций