Понятие инноваций и их классификации. Сравнительный анализ классификаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:09, реферат

Краткое описание

В настоящее время темпы научно-технического прогресса и потребности рынка приводят к кардинальным изменениям в конъюнктуре спроса и предложения, формируя новые требования к номенклатуре и качеству продукции. Пассивная реакция производителей на такие изменения и, как следствие, игнорирование внедрения новых технологий, подготовки работников и т. д. означает их нарастающее отставание от конкурентов. Негативные экономические последствия запоздалой адаптации предприятий к этим изменениям не только весьма ощутимы, но и могут привести к кризисному состоянию и дальнейшему банкротству.

Оглавление

Введение 3
Понятие инноваций 4
Классификация инноваций 7
Заключение 1
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Инноватика.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Инноватика

Тема: «Понятие инноваций и их классификации. Сравнительный анализ классификаций»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 6 курса

экономического отделения

-----------------

Проверил(а):

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012 

Содержание

 

Введение 3

Понятие инноваций 4

Классификация инноваций 7

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

Введение

В настоящее  время темпы научно-технического прогресса и потребности рынка приводят к кардинальным изменениям в конъюнктуре спроса и предложения, формируя новые требования к номенклатуре и качеству продукции. Пассивная реакция производителей на такие изменения и, как следствие, игнорирование внедрения новых технологий, подготовки работников и т. д. означает их нарастающее отставание от конкурентов. Негативные экономические последствия запоздалой адаптации предприятий к этим изменениям не только весьма ощутимы, но и могут привести к кризисному состоянию и дальнейшему банкротству. В этой связи, практически во всех сферах производственной деятельности, возрастает интерес к инновациям как средству перспективного развития. Формирование такой стратеги в практике управления предприятиями показывает настоятельную необходимость в создании систем эффективного управления инновационными процессами. В современных условиях особенно важно учитывать изменяющиеся инновационные потребности покупателей для оптимизации различных ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности, комплексного управления инновационными процессами и минимизации риска неверного выбора вариантов инновационного развития, ведущего к отставанию от конкурентов. При этом инновации и гибкое управление ими становятся движущей силой развития предприятия, являются залогом его успешного развития в долгосрочном периоде и гибкого реагирования на постоянно происходящие изменения во внешней и внутренней средах.

 

 

Понятие инноваций

Под инновацией (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия. Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к внедрению новшество приобретает иное качество и становится нововведением (инновацией).

Понятие инновации как экономической  категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. инноваций:

  1. использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
  5. появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация  определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:

  • нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;
  • нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
  • нового подхода к социальным услугам .

В современных  условиях экономического хозяйствования внедрение инноваций является одним из решающих факторов активизации конкурентных преимуществ российских производителей, укрепления их экономической самостоятельности и рыночных позиций.

Инновационный менеджмент — сравнительно новое  понятие для современной экономики в России, хотя отдельные элементы, отражающие процессы управления научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство, исследовались в централизованно управляемой экономике.

Инновация — форма управляемого развития уже  существующих систем либо процесс, в  ходе которого инновационный продукт  доводится до стадии практического  применения и обеспечивает рыночный успех.

Исследования, проводимые в области оценки конкурентоспособности  стран показали, что основной стратегией развития предприятий и соответственно стран, обусловливающих их приоритетное положение, является использование политики управления, основанной на следующих принципах:

  • рациональное использование природных и климатических ресурсов;
  • использование накопленного богатства;
  • привлечение инвестиций;
  • поддержка инноваций.

В этой связи  роль инновационного менеджмента как  фактора эффективного развития организации и формирования конкурентных преимуществ, несомненно, возрастает.

К числу  наиболее важных практических задач  инновационного менеджмента относится формирование эффективной системы управления инновационными процессами, которая предполагает:

  • разработку соответствующей теоретической базы инновационного менеджмента;
  • обоснование методов решения существующих в этой области проблем;
  • выработку методологии оценки эффективности и инструментов воздействия на инновационные процессы. 

Это объясняется  тем, что инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует  специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем.

Эффективность инновационных процессов на предприятии  зависит от используемых приемов и методов формирования стратегии, определяемых состоянием и статусом организации в инновационной сфере, категорией инновационного продукта, видом разрабатываемых новшеств, степенью применения результатов НИР в производственном процессе.

 

Классификация инноваций

В условиях развитого рынка для наиболее успешного управления инновационной деятельностью особенно актуальной проблемой становится создание предприятий и организаций в научно-технической и инновационной сфере деятельности, а также детальное и тщательное изучение осуществляемых в рамках этих предприятий инноваций и протекающих инновационных процессов. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах, незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменным конструктивное исполнение изделия; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Инновация — понятие системное, и его  применение обусловливает необходимость подробно остановиться на проблеме классификации. Несмотря на наличие ряда общих черт инноваций, а соответственно и предприятий, их воплощающих, существует значительное количество видов и тех и других, поэтому нужно осторожно подходить к попыткам стандартизации их описания.

Прежде  всего, следует рассмотреть наиболее важные признаки, лежащие в основе известных классификаций. Большинство их базируется на типологии, т. е. научном методе, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщенной модели.

Группировки инноваций и инновационных предприятий  по различным основаниям должны не только конкретизировать структуру изучаемого объекта, инновационных позиций, но и выявить связи и соотношения между разными типами инноваций и инновационных организаций.

В современной  литературе по данной проблематике можно  встретить большое количество различных  подходов к классификации инноваций  и инновационных предприятий, среди которых наибольшего внимания заслуживают типологии Г. Менша, X. Фримена, А. И. Пригожина, Б. Санто и др. Несмотря на имеющиеся  различия, единым исходным пунктом для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера. В зависимости от используемого признака классификации американские исследователи различают целый ряд видов и подвидов инноваций (табл. 1).

Таблица 1.

Классификация инноваций

Признак классификации

Виды инноваций

По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения и т.п.)

Радикальные (пионерные, базовые, научные  и т.п.); ординарные (изобретения, новые технические решения); усовершенствующие (модернизация)

По характеру применения

Продукт и процесс

По стимулу появления (источнику)

Нововведения, вызванные развитием  науки и техники; потребностями производства; потребностями рынка

По роли в производственном процессе

Потребительские и инвестиционные

По масштабу (комплексности)

Сложные (синтетические) и простые

По пользователям

Производители, общество в целом; локальный рынок


 

Приведенная классификация говорит о многообразии инноваций, и, следовательно, формы организации инноваций, масштабы и способы их воздействия на  инновационную деятельность, методы оценки их эффективности также отличаются разнообразием.

Так, М. Хучек  предлагает следующие основные критерии классификации:

  • оригинальность характера изменений, оригинальные (творческие) и неоригинальные (подражающие);
  • степень сложности, несвязанные (мелкие усовершенствования) и связанные (коллективный результат);
  • отрасль хозяйства: материализованные (твердые) и нематериализованные (мягкие, управленческие);
  • степень новизны: новинки в мировом масштабе, новинки в стране или отрасли, новинки на предприятии;
  • радиус действия: внедренные вне предприятия и внедренные на предприятии;
  • социально-психологические условия внедрения: рефлекторно осознаваемые, внедренные без длительного обдумывания, запланированные, внеплановые;
  • сфера применения: технические и технологические, организационные и экономические, общественные (внепроизводственные).

В работах  А. И. Пригожина выделяются три общих  признака для классификации инноваций: по типу новшества; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса, по которым строится типология инноваций, включающая следующие признаки:

  1. Тип новшества:
    • материально-технические (техника, технология, материалы);
    • социальные (экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, педагогические).
  2. Инновационный потенциал:
    • радикальные (базовые);
    • комбинаторные (использование различных сочетаний конструкций);
    • модифицирующие (улучшающие, дополняющие).
  1. Характер отношения к своему предшественнику:
    • замещающие (вместо устаревшего);
    • отменяющие (исключают выполнение операций, не заменяя ее новой);
    • возвратные (возврат к предшественнику);
    • открывающие (новые, аналогов нет).
  1. Объем применения:
    • точечные (отдельные приспособления);
    • системные (технологические,
    • организационные системы);
    • стратегические (принципы производства и управления).
  1. Эффективность (цели достижения):
    • эффективность производства;
    • эффективность управления, улучшение условий труда и т. д.
  1. Социальные последствия:
    • вызывающие социальные издержки (новые виды монотонного труда, вредные условия);
    • дающие социальные преимущества (снижение вредности труда, повышение квалификации и пр.).
  1. Особенности механизма своего осуществления:
    • единичные (на один объект);
    • диффузные (на многие объекты);
    • завершенные и незавершенные;
    • успешные и неуспешные.

Информация о работе Понятие инноваций и их классификации. Сравнительный анализ классификаций