Инновационный проект "Шахматная школа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:28, творческая работа

Краткое описание

Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольника, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Файлы: 1 файл

проект шахматная школа.docx

— 180.50 Кб (Скачать)

·       Решение задач и этюдов.  

 

8.    Дебют (начала портии).

·        Как начинать шахматную партию. Дебют и его задачи.

·        Приемы разыгрывания дебюта.

·        Дебютные ошибки.

·        Ловушки в дебюте.

·        Классификация дебютов.  

 

Дидактические игры и задания:

"Мат в 1 ход", "Поставь  мат в 1 ход нерокированному королю", "Поставь детский мат" Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

"Защита от мата" Требуется  найти ход, позволяющий избежать  мата в 1 ход.

"Выведи фигуру" Здесь определяется, какую фигуру, на какое поле  лучше развить.  

 

9.   Выдающиеся шахматисты нашего времени.         

  Алехин, Чигорин, Карпов..

10. Занимательные шахматные истории.

Сказка о том, как на Руси в  шахматы играли.

История о золотом веке шахмат.  

 

15.       Практикум.  

 

Учебно-тренировочные занятия.   

 Решение шахматных задач  и упражнений.               

  Игровая практика.            

 Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).            

 Игровая практика с записью  шахматной партии.            

 Дидактические задания:

"Поставь детский мат", "Мат  в 1 ход", "Защитись от мата", "Выведи фигуру".

"Ограниченный король". Надо  сделать ход, после которого  у черного короля останется  наименьшее количество полей  для отхода.

"Поставить мат в 1 ход "повторюшке". Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

"Мат в 2 хода". В учебных  положениях белые начинают и  дают мат в 2 хода.

"Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

"Можно ли побить пешку?". Требуется определить, не приведет  ли выигрыш пешки к проигрышу  материала или мату.

"Захвати центр". Надо найти  ход, ведущий к захвату центра.

"Можно ли сделать рокировку?". Тут надо определить, не нарушат  ли белые правила игры, если  рокируют.

"В какую сторону можно  рокировать?". В этом задании  определяется сторона, рокируя  в которую белые не нарушают  правил игры.

"Чем бить черную фигуру?". Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения  пешек.

"Сдвой противнику пешки". Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

"Выигрыш материала". Надо  провести типичный тактический  прием, либо комбинацию, и остаться  с лишним материалом.

"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые  начинают и дают мат в два  хода.

"Защитись от мата". Требуется  найти ход, позволяющий избежать  мата в один ход.

"Сделай ничью" Нужно пожертвовать  материал и добиться ничьей.

"Мат в 2 хода". Белые начинают  и дают черным мат в 2 хода.

"Выигрыш фигуры". Белые проводят  тактический удар и выигрывают  фигуру.

"Квадрат". Надо определить, удастся  ли провести пешку в ферзи.

"Проведи пешку в ферзи". Тут требуется провести пешку  в ферзи.

"Выигрыш или ничья?". Здесь  нужно определить, выиграно ли  данное положение.

"Куда отступить королем?". Надо выяснить, на какое поле  следует первым ходом отступить  королем, чтобы добиться ничьей.

"Путь к ничьей". Точной игрой надо добиться  ничьей.  

 

 

 

Ожидаемые результаты.  

 

К концу второго  года обучения дети:

Знают:
- шахматную нотацию;
- абсолютную и относительную  ценность фигур.

 

    - правила игры.

Умеют:

- записывать шахматную партию;

- пользоваться шахматными часами;

- проводить комбинации;

- владеть техникой матования одинокого короля.

В ходе освоения программы ребенок  получает качественные оценки: «молодец», «замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.

 

Условия реализации проекта.  

 

Образовательная деятельность осуществляется воспитателями на базе МДОУ №11 «Звездочка» города Шарьи.

Кадровое  обеспечение:

педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный  привлечь к занятиям детей.

Информационное  обеспечение:

методические пособия,  

методические разработки занятий,  

специальная литература по всем разделам проекта для работы воспитателя с детьми:

1. "Шахматы", автор И.Майзелис.

2. "Путешествия по шахматной  стране", И.Сухин.

3. "С шахматами через века  и страны", Ежи Гижицки.

4. Периодическая печать и т.д.

·        Материалы для детей:

1. Карточки с диаграммами решения задач и упражнений.

2. Разрезная шахматная доска.

3. Карточки с  заданиями

4. Загадки

5. Игры

6. Герои для мотивации  на занятиях  

 

Материально-техническое  обеспечение:

на 1 группу (5 человек)

- шахматные доски с набором  шахматных фигур (по одному  комплекту на 2-х детей);                                                                                                                        - 5 шт.;

- демонстрационная шахматная доска  с набором магнитных фигур              - 1 шт.;

- шахматные часы                                                                                             - 5шт;

- шаблоны горизонтальных, вертикальных  и диагональных линий 

(вырезанные из старых картонных шахматных досок или                              - 10 шт.;  

изготовленные      из цветной бумаги или картона)                                                                                                              

- шаблоны латинских букв (из картона  или плотной бумаги) для изучения  шахматной нотации                                                                                         - 10 шт.;

- мешочек, сшитый из любой ткани  для игры «Волшебный мешочек»          - 1 шт.;

- цветные карандаши,                                                                                       - 10 шт.;

- фломастеры,                                                                                                   - 10 шт.;

- бумага для рисования ,                                                                                  - 10 шт.;

- краски,                                                                                                            - 10 шт.  

       

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

 

1. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.

2. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. 2000 г.

3. Туров Б.И. Жемчужины шахматного  творчества Ростов-на-Дону. Феникс. 2000

4. Уильям Гарет. Шахматы. Учитесь играть в самую популярную игру в мире.         М. Терра. 1998 г.

5. Френе С. Избранные педагогические сочинения, М.. Просвещение. 1990 г.

6. В.Хенкин, Куда идет король. М.. Молодая  гвардия. 1979 г.

7.  Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 224с.

8. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.

9. Шахматы детям. Санкт-Петербург. 1994 г. по изданию Майзелис И. Шахматы. Основы теории М. Детгиз I960.

10. Шахматы. Энциклопедический словарь.  М.Советская энциклопедия.. 1990 г.

11. В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.,

12. В.Хенкин       «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г.,

13. О.Подгаец «Прогулки по          черным и белым полям» МП «Каисса плюс» Днепропетровск 1996г.,

14. Юдович М. Занимательные шахматы. М. ФиС. 1966 г.

15. Шахматы для детей  от 0 до 14

16. Шахматы для дошкольника. . Сухин И. 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 


Информация о работе Инновационный проект "Шахматная школа"