Инновационный проект "Шахматная школа"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:28, творческая работа

Краткое описание

Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольника, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Файлы: 1 файл

проект шахматная школа.docx

— 180.50 Кб (Скачать)

  

  • Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:  

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Король и ферзь против короля.  

Король и ладья против короля.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или  мат черному королю?

"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной  доске. 

"Мат в один ход". Требуется  объявить мат в один ход  черному королю.

"На крайнюю линию". Белыми  надо сделать такой ход, чтобы  черный король отступил на  одну из крайних вертикалей  или горизонталей.

"В угол". Требуется сделать  такой ход, чтобы черным пришлось  отойти королем на угловое  поле.

"Ограниченный король". Надо  сделать ход, после которого  у черного короля останется  наименьшее количество полей  для отхода.

Решение шахматных задач и упражнений.

 

 

  1. Дата      -----------------------------------

 

  

  • Ничья.

 

      Варианты ничьей.     

  Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

 

  1. Дата      -----------------------------------

 

  • Рокировка.

 

      Длинная и  короткая рокировка.      

 Правила рокировки. 

Дидактическое задание:

"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.        

Февраль.

 

  1. Дата      -----------------------------------

 

  • Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о  том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

 

31-39.Дата      -----------------------------------

 

  • Короткие шахматные партии.
  • Занимательные страницы шахмат.

Шахматные сказки.       

Март-апрель.

 

    1. Дата      -----------------------------------

 

  

  • Практика.

Практическая игра всеми фигурами из начального положения.

Решение шахматных задач.  

 Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение" - важнейшая  игра курса. У ребенка формируется  внутренний план действий, развивается  аналитико-синтетическая функция  мышления и др. Воспитатель играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая  фигура должна побить все черные  фигуры, расположенные на шахматной  доске, уничтожая каждым ходом  по фигуре (черные фигуры считаются  заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна  достичь определенной клетки  шахматной доски, не становясь  на "заминированные" поля и  не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая  фигура должна достичь определенной  клетки шахматной доски, не  становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся  под ударом черных фигур. 

"Сними часовых". Белая фигура  должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения  по шахматной доске, чтобы белая  фигура ни разу не оказалась  под ударом черных фигур. 

"Кратчайший путь". За минимальное  число ходов белая фигура должна  достичь определенной клетки  шахматной доски. 

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры  ведется не с целью уничтожения,  а с целью установить свою  фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить  фигуры на клетки, находящиеся  под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один  ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться  под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой  надо напасть одновременно на  две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных  взятий надо выбрать лучшее - побить  незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной  белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны  сделать такой ход, чтобы при  любом ответе черных они проиграли  одну из своих фигур. 

"Ограничение подвижности". Это  разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет  все фигуры противника  

«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.  

 

"Шах или не шах". Приводится  ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить  шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из  пяти белых фигур нужно объявить  шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый  король должен защититься от  шаха.

"Мат или не мат". Приводится  ряд положений, в которых дети должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится  всеми фигурами из начального  положения. Выигрывает тот, кто  объявит первый шах. 

"Рокировка". Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.  

"Два хода". Для того чтобы  ребенок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с воспитателем следующим образом: на каждый ход воспитателя ребенок отвечает двумя своими ходами.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 Все дидактические игры и  задания из этого раздела (даже  такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри  часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и  "заминированные" поля) моделируют  в доступном для детей виде  те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты  в игре на шахматной доске.  При этом все игры и задания  являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу  образного и логического мышления.  

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

К концу первого учебного года дети

- знают:

-  шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья. знакомятся с историей возникновения шахматной игры,

- название шахматных фигур: ладья,  слон, ферзь, конь, пешка, король,

- правила хода и взятия каждой  фигурой.

- различают: диагональ, вертикаль, горизонталь;

Особенность кружковой работы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дети знакомятся с шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению начального периода игры.        

 В обучении используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.         

 

 

 

 

 

 

 

 

  

2-й год  обучения:

Содержание второго года обучения  включает непосредственно обучение  шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же  знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети решать шахматные задачи.  

На занятиях используются обучающие  плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины  и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых  возможностях и ограничениях. Кроме  этого детям предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для  проверки  полученных знаний.  

 

Задачи:

1)     Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.

2)     Научить оценивать позицию, ход.

3)     Познакомить с шахматной нотацией.

4)     Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.

5)     Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.

6)     Познакомить с творчеством выдающихся шахматистов.  

 

1 . Введение. Из истории шахмат.

Этика шахматной борьбы.

Выдающиеся  шахматисты нашего времени.  

Алехин, Чигорин, Карпов..

Короткие  шахматные партии.

Шахматная нотация.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация.  

Запись шахматной партии. Запись позиции, начального положения.   

2.  Матование одинокого короля.

Мат различными фигурами. Мат в один ход. Мат в два хода.

Мат Ферзем и ладьей.

Мат 2 ладьями. Сторож и охотник. План матования.

Мат Ферзем. Вдох-выдох. План.

Мат Ладьей.

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в  два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце  игры). Защита от мата.

Дидактически, игры и задания:

"Шах или мат". Шах или  мат черному королю?

"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной  доске.

"Мат в один ход". Требуется  объявить мат в один ход  черному королю.

"На крайнюю линию". Белыми  надо сделать такой ход, чтобы  черный король отступил на  одну из крайних вертикалей  или горизонталей.

"В угол". Требуется сделать  такой ход, чтобы черным пришлось  отойти королем на угловое  поле.

"Ограниченный король". Надо  сделать ход, после которого  у черного короля останется  наименьшее количество полей  для отхода.

"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые  начинают и дают мат в два  хода.

"Защитись от мата". Требуется  найти ход, позволяющий избежать  мата в один ход.  

   

3.    Тактика.

·        Понятие о тактике и комбинации. 

4.    Основные тактические приемы:         

- связка и виды связок. Как освободиться  от связки?      

     - двойной удар;         

- вилка;         

- вскрытое нападение: что таится  за  безобидной  внешностью?                 

- вскрытый шах;        

   - двойной шах;              

- использование слабости последней  горизонтали;         

- разрушение пешечного прикрытия;         

- превращения пешки;         

- ограничение подвижности;         

- форсирующие ходы.  

5 .  Шахматные комбинации.

·        Комбинации на «завлечение».

·        Комбинации на «отвлечение».

·        Хитрая механика - «мельница».

Дидактические игры и задания:

"Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал  и дать мат в два хода.

"Сделай ничью". Требуется  пожертвовать материал и достичь  ничьей.

"Выигрыш материала". Надо  провести простейшую двухходовую  комбинацию и добиться материального  перевеса.  

 

6.   Стратегия.

Определение стратегии.

Принципы реализации материального  преимущества.

Взаимодействие фигур

Нападение на незащищенного Короля  

  

7.   Эндшпиль.

·       Основные идеи эндшпиля.

·       Реализация преимущества.

·       Эндшпиль в практической партии.

·       Пешечный эндшпиль. (Пешечные окончания - король и пешка против короля, правило квадрата, оппозиция, цугцванг, король и пешка против короля и пешки, отдаленная проходная, пешечный прорыв). Цугцванг - не выгодный ход.

Информация о работе Инновационный проект "Шахматная школа"