Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является характеристика информационных технологий в государственном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу и нормативно-правовые акты по данному вопросу
2) Рассмотреть ннформационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
3) Дать характеристику информационным технологиям в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
4) Обозначить основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране

Оглавление

Введение
1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
2. Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
3. Электронное правительство - новое слово в государственном управлении
3.1 Общая характеристика внедрения электронного правительства
3.2 Инфраструктура электронного правительства
3.3 Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении.docx

— 52.17 Кб (Скачать)

В соответствии с функциональной структурой административного  регионального управления вычислительные центры автоматизируют решение широкого круга задач, которые могут быть объединены в следующие важнейшие  комплексы: административно-правовой, организационный, аграрно-промышленный, торгово-бытовой, строительный, социально-культурный и др. Многофункциональные ситуационные центры осуществляют государственно-правовую информационную и интеллектуальную поддержку при принятии коллективных решений по комплексным проблемам  и таким важным направлениям деятельности администрации регионов, как экономика, чрезвычайные ситуации, внешние связи, управление финансовой политикой и т.п.

В рамках Общегосударственной  программы информатизации России на уровне муниципалитетов стали создаваться  городские информационные центры, которые  взяли на себя функции по дальнейшей разработке, расширению и сопровождению  муниципальной информационной системы, а также по решению задач информатизации города.

В основу положен  методологический подход, который заключается  в поэтапной разработке и вводе  в эксплуатацию АРМ, размещенных  в городских службах. Таким образом решаются проблемы сбора, накопления первичной обработки городской информации, ее интеграции в базах и хранилищах данных, а также организационно-технологические вопросы постепенного подключения отдельных локально-вычислительных сетей предприятий и организаций к вычислительному центру для создания корпоративной, разветвленной, многоуровневой информационно-вычислительной сети, обеспечивающей информационное обслуживание управленческих процессов администрации муниципалитета.

Как показывает практика, тормозом на пути повсеместного  внедрения информатизации на уровне муниципалитетов является отсутствие должного финансирования консалтинговых проектных работ. Поэтому одним  из важнейших вопросов проектирования информационных систем управления городом  является нахождение в каждом конкретном случае путей сокращения затрат. Информатизация управления каждым городом (тем более  регионом) представляет собой сложную  не только технологическую, но и социально-хозяйственную, финансово-экономическую проблему. Учитывая, что города (регионы) имеют  свои специфические особенности  и различаются прежде всего по количеству населения (от 100 - 500 тыс. до нескольких миллионов жителей), климатическим условиям, производственно-хозяйственной ориентации (промышленные, сельскохозяйственные, научные центры и т.п.), организационным структурам управления (муниципальные образования, административные округа, префектуры, районы города и т.п.), то одной из важнейших задач проектирования на первом этапе является выделение базового элемента. В качестве такого базового элемента для изучения города, а затем и разработки проектных решений, как правило, выбирают городской административный район, который достаточно полно охватывает все стороны информатизации.

Особенно это  актуально для городов со сложной  административной и организационной  структурой. Удачный выбор района в качестве базового элемента проектируемой  информационной системы позволяет  при минимальных затратах в сжатые сроки провести экспериментальную  проверку идей информатизации на одном (двух) районах с последующим тиражированием результатов на все районы города.

В опытном районе создается первичная (базовая) распределенная информационно-вычислительная система, представляющая собой корпоративную  сетевую структуру, важнейшим звеном которой является информационный или  ситуационный центр. К центру подключаются локальные сети и системы, персональные компьютеры, являющиеся рабочими станциями  организаций и отдельных абонентов.

Созданная таким  образом информационная система  реализует все технологические  функции - осуществляет сбор, обработку, хранение, передачу информации, формирование отчетности, оказание всевозможных видов  коммуникационных, информационных и  вычислительных услуг. При наличии ситуационного центра администрации предоставляются все необходимые условия для выработки и принятия не только индивидуальных, но и групповых, кооперативных и коллегиальных решений, а использование программно-технологических средств электронного офиса открывает неограниченные возможности специалистам и администраторам пользоваться информацией в формах печатных изданий, графических материалов, баз данных и баз знаний в режиме реального времени, а также проводить консультации, совещания, конференции и т.п.

Информатизация  управления административной деятельностью, городским хозяйством, экономикой, социальной сферой на районном и городском  уровнях отличается многообразием  решений и форм реализации. Поэтому  необходимы унификация технических, технологических  решений и стандартизация проектирования информационных технологий. Универсальность  средств обработки информации, распределенность рабочих мест, переменность структуры позволяют при проектировании создавать по существу единое распределенное информационное пространство района (города, региона). Составляющие его основу автоматизированные рабочие места (рабочие станции) соединяются каналами связи между собой и с вычислительным центром и могут находиться на значительном расстоянии друг от друга. Важной стороной такого подхода в проектировании является возможность при необходимости изменять ранее созданную структуру путем изменения связей между рабочими местами. Такая необходимость часто возникает в связи с изменениями в организационной структуре управления городским хозяйством, появлением новых, нуждающихся в подключении к информационной системе города структурных элементов.

В быстроразвивающейся  информатизации городов опорными пунктами и поставщиками необходимой для  нужд городской администрации информации являются создаваемые в городах  и уже функционирующие информационные системы комитетов по чрезвычайным ситуациям, налоговых служб, казначейства, пенсионного фонда, банков, крупных промышленных корпораций, фирм, предприятий.

 

2. Информационные  технологии решения функциональных  задач в муниципальном управлении  на примере Серовского городского округа

Переход на массовую компьютеризацию задач, решаемых в  муниципальном управлении, обусловлен следующими причинами:

ь высокой динамичностью  изменения обстановки в новых  экономических условиях;

ь необходимостью учета значительного числа факторов и ограничений при решении  вопросов обеспечения жизнедеятельности города Серова;

ь необходимостью обработки больших объемов информации в процессе изучения и оценки обстановки, подготовки и принятия управленческих решений.

Информатизация  управленческой деятельности в Серовском городском округе реализуется в соответствии с разработанной концепцией создания автоматизированных информационных систем, в которой определены цели и основные положения построения системы, ее организация, приоритетность и поэтапность выполнения работ.

Особое внимание уделяется обеспечению информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности административных органов (начиная от мэрии до низовых звеньев  управления) и оказанию информационных услуг предприятиям, организациям и  населению города. Этому способствует тщательное изучение организационных  структур и основных этапов процесса управления, включающих планирование деятельности, контроль за складывающимися ситуациями, формирование по результатам их анализа управляющих воздействий. Управленческие функции реализуются специалистами и руководителями структурных подразделений постоянно, протекают в жестком временном ритме оперативного реагирования на меняющуюся обстановку, а потому требуют информационного сопровождения и выработки сценариев поведения специалистов на каждом АРМ как звене городской сетевой информационной среды.

Информационная  структура Серовского городского округа строится с учетом структуры и процессов функционирования его органов управления, потребностей в информационном обеспечении населения и различных организаций.

Безусловно, важнейшей  целью создания и функционирования информационной системы управленческой деятельности административных структур является автоматизированная обработка  всей поступающей информации для  принятия главой Серовского городского округа и администрацией Серова своевременных, взвешенных и наиболее обоснованных решений по управлению социально-хозяйственным комплексом города.

В соответствии с рисунком 1 обобщенная структура  мэрии города показывает составляющие систему городского управления подразделения, должностные лица которых являются пользователями информации.

Структурная схема  административных органов в основном соответствует составу функциональных подсистем муниципальной информационной системы, которая решает такие комплексы  функциональных задач, как:

ь законодательное  и нормативное обеспечение;

ь экономика, финансы  и налогообложение;

ь управление муниципальным  имуществом;

ь социальная защита и помощь населению;

ь здравоохранение;

ь землеустройство, строительство, архитектура и экология;

ь жилищное и  коммунальное хозяйство;

ь дороги и транспорт;

ь образование;

ь культура и  спорт;

ь торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения.

Рисунок 1 - Структура  администрации Серовского городского округа

Функциональные  подсистемы отражают вертикальную структуру  органов управления на всех уровнях  власти - администрация Серовского городского округа, городские комитеты и отделы, органы управления муниципальных учреждений (образования, здравоохранения, культуры).

Ведомственные организации представляют собой  взаимодействующие подсистемы, с  которыми организуется и осуществляется обмен информацией по интересующим вопросам.

Распределение по функциональным подсистемам определяет основу структуры информационной системы  Серовского городского округа, т.к. информация в них легко структурируется по предметному признаку, обеспечивая необходимую унификацию для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, накопления в банках данных и использования информации в пределах подсистемы. В интересах совместно решаемых задач между подсистемами осуществляется автоматизированный обмен информацией, что обеспечивает функционирование системы в целом.

Информационная  система Серовского городского округа включает в себя справочно-аналитическую и управленческую часть. Функционирование системы управления городом невозможно без справочно-аналитической системы, в которой сосредоточиваются большие общегородские массивы данных. В частности, функционируют базы данных по территориальному кадастру (Землепользование, Застройка, Транспортно-улично-дорожная сеть, Инженерное обеспечение и др.), база данных по предприятиям и организациям, базы данных по зданиям жилого и нежилого фонда, адресов строений и т.п.

Управленческая  часть системы развивается по мере автоматизации рутинных процедур реализации функциональных задач и  принятия решений, составной частью которых являются расчеты. В отличие  от задач справочно-аналитического характера управленческие задачи обычно имеют четкую периодичность и  жесткие сроки исполнения.

Примерами автоматизированного  решения наиболее крупных задач  являются расчет и выдача пенсий или  расчет и распечатка платежных документов по сбору квартирной платы с использованием новых информационных технологий.

Функциональные  задачи, решаемые в условиях информационной системы Серовского городского округа, связаны со стратегическим, перспективным и текущим планированием развития, учетом и контролем, регулированием муниципальной собственности. Для этого в структурных подразделениях органов управления создаются АРМ специалистов и базы данных, обеспечивающие решение задач по управлению средствами местного бюджета, имуществом органов самоуправления, а также землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, унитарными предприятиями, учреждениями, организациями, муниципальным жилым фондом, нежилыми помещениями и т.п.

Рассмотрим важнейшие  направления информатизации работ, которые реализуют административный аппарат Главы Серовского городского округа и сотрудники подчиненных ему комитетов и отделов городского самоуправления.

Административное  управление Серовского городского округа основывается на широком использовании распространенных общепользовательских и специализированных программных продуктов. Информатизация этого вида деятельности должна обеспечивать:

ь работу должностных  лиц с нормативно-справочной информацией;

ь ведение учета  и отчетности технических, материальных, финансовых и других ресурсов;

ь осуществление  планирования и контроля выполнения планов;

Информация о работе Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении