Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является характеристика информационных технологий в государственном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Обобщить и проанализировать научную литературу и нормативно-правовые акты по данному вопросу
2) Рассмотреть ннформационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
3) Дать характеристику информационным технологиям в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
4) Обозначить основные аспекты внедрения электронного правительства в нашей стране

Оглавление

Введение
1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении
2. Информационные технологии решения функциональных задач в муниципальном управлении на примере Серовского городского округа
3. Электронное правительство - новое слово в государственном управлении
3.1 Общая характеристика внедрения электронного правительства
3.2 Инфраструктура электронного правительства
3.3 Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении.docx

— 52.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении

2. Информационные  технологии решения функциональных  задач в муниципальном управлении  на примере Серовского городского округа

3. Электронное  правительство - новое слово в  государственном управлении

3.1 Общая характеристика  внедрения электронного правительства

3.2 Инфраструктура  электронного правительства

3.3 Развитие web-сайтов федеральных органов исполнительной власти

Заключение

Список используемых источников и литературы

Приложение

 

Введение

Современный этап развития общества характеризуется  интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической  революции последних десятилетий.

Использование информационных технологий имеет огромное значение для повышения конкурентоспособности  экономики и повышения эффективности  работы органов государственного управления и местного самоуправления. Поэтому  информатизация органов государственной  и муниципальной власти сегодня  является одной из приоритетных задач  руководства нашей страны.

Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в  уровне информатизации экономики и  общества. Отчасти это вызвано  экономическим отставанием от развитых стран. К тому же недостаточное развитие информационных технологий в России усугубляется несовершенством нормативно-правовой базы в сфере информатизации, низким уровнем подготовки кадров в области  создания и использования информационных технологий и множеством других факторов.

Целью данной курсовой работы является характеристика информационных технологий в государственном управлении. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Обобщить и  проанализировать научную литературу  и нормативно-правовые акты по  данному вопросу

2) Рассмотреть  ннформационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении

3) Дать характеристику  информационным технологиям в  муниципальном управлении на  примере Серовского городского округа

4) Обозначить  основные аспекты внедрения электронного  правительства в нашей стране

1 Информационно-вычислительные  и ситуационные центры в государственном  и региональном управлении

 

1. Информационно-вычислительные  и ситуационные центры в государственном  и региональном управлении

Переход страны к рыночной экономике потребовал от государственных органов управления не только коренных изменений в функциональном и организационно-правовом отношениях, но и новых подходов к вопросам информационной и информационно-аналитической  поддержки принимаемых решений. Актуальность проблемы подтверждается федеральным законом №149-ФЗ «Об  информации, информационных технологиях  и о защите информации» от 27.07.06 г., частью четвертой Гражданского кодекса  РФ и рядом других основополагающих документов, что активизировало процессы создания и внедрения информационных систем и информационных технологий в сфере государственно-административного  управления. Этому способствовали также  принятие Общегосударственной программы  информатизации России и развитие современного рынка, который предоставил широкие  возможности по оснащению информационных систем программными и техническими средствами, рабочими станциями и  локальными сетями. Информатизация органов  государственного управления стала  рассматриваться руководством и  должностными лицами органов власти как неотъемлемое технологическое  средство, обеспечивающее своевременную  обработку запросов и способствующее выработке и принятию обоснованных решений. Пользователями информационных систем являются Администрация Президента РФ, Государственная Дума, Совет  Федерации, правительственные структуры, законодательные органы власти всех уровней, руководство и аппарат  федеральных министерств и ведомств, руководство и администрация  органов власти субъектов Федерации.

Большое значение придается созданию систем нормативной  правовой информации, содержащей эталонные  и интегрированные банки нормативных  и правовых документов законодательной  и исполнительной власти РФ, высших судебных органов. Функции по реализации таких многоуровневых систем возложены на Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации. Виды и способы информационного обслуживания, его формы и содержание строятся на одних системно-технологических принципах, достаточно близких программно-технических решениях и, как правило, на общих источниках информации.

Эффективность информационных систем органов государственного и регионального управления и, как  следствие, качество принимаемых управленческих решений в основном определяют:

ь единство концепции  построения и функционирования информационных систем и служб как по вертикали - на муниципальном, региональном и  федеральном уровнях, так и по горизонтали - на каждом уровне иерархии;

ь полноту и  комплексность информационной поддержки  всех контуров управления в соответствии со структурой объектов государственного регулирования, а также всех этапов разрешения проблем управления - от анализа проблемных ситуаций до реализации, контроля исполнения и оценки эффективности  принимаемых решений;

ь скоординированность  процессов создания, внедрения, эксплуатации и развития информационных систем.

Поэтому процесс  создания информационных систем для  органов государственного управления координируется на всех уровнях органов  власти, имеет единую методологическую базу разработки и внедрения, основывается на широком применении новых аппаратных платформ с использованием соответствующих системных и прикладных программных продуктов, а также внедряет современные методы и средства организации и функционирования баз данных.

Основная роль в информационном обслуживании структур органов государственной власти отводится информационным и информационно-аналитическим  центрам, которые составляют, как  правило, ядро информационной системы  организационного управления. Поэтому  в настоящее время во всех регионах РФ работают, модернизируются и вновь  создаются информационные, информационно-аналитические, ситуационные центры, которые решают широкий спектр задач социально-экономического, аналитического и организационно-управленческого  характера. В некоторых случаях  они являются интегрированными, замкнутыми от федерального до регионального уровня системами.

Ведущее место  в информационном обслуживании органов  государственного управления по-прежнему занимает информационная телекоммуникационная система Федеральной службы государственной  статистики РФ (ФСГС РФ). Она решает задачи комплексной автоматизации  статистических работ, включающие сбор, обработку, хранение, накопление, актуализацию, анализ и представление статистической информации на федеральном, региональном и местном уровнях. Федеральный  уровень включает вычислительный центр  и локальные вычислительные сети ФСГС России, которые обеспечивают разработку статистической информации, ведение баз данных и регистров  предприятий и организаций на федеральном уровне. Локальные вычислительные сети подведомственных организаций  обеспечивают разработку и поддержку  методических и программно-технологических  решений, электронная почта статистики осуществляет объединение информационно-вычислительных систем статистики федерального, регионального  и местного уровней. Этим же средством  обеспечивается также подключение  различных категорий пользователей.

Кроме того, расширяется  и совершенствуется применение системы  автоматизированных банков экономической  информации и электронных форм документов, современной информационно-телекоммуникационной системы взаимодействия органов  статистики с соответствующими федеральными и региональными информационными  службами, министерствами, ведомствами  и другими пользователями.

Одним из наиболее компьютеризированных ведомств Российской Федерации является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), в котором  на основе современных информационных технологий реализована концепция  ситуационных центров, позволяющая  оперативно решать задачи прогнозирования  и оценки последствий возможных  чрезвычайных ситуаций. Под ситуационным центром понимается пункт сосредоточения видеоинформационной технологии, коммуникационных средств, необходимых условий применения математических методов и моделей  в режиме реального времени для  обработки информации и выработки  коллективом специалистов научно обоснованных решений, направленных на предотвращение рисков, повышение эффективности  работы аналитических органов государственной  власти различного уровня (федеральной, региональной, местной).

В отличие от обычных информационных и информационно-вычислительных центров ситуационные центры оснащаются современными аудио- и видеосредствами, технологиями для проведения телеконференций, совещаний, залами и лабораториями со специализированными автоматизированными рабочими местами (АРМ) для формирования групповых, кооперативных и коллегиальных решений.

В настоящее  время на федеральном уровне управления действуют ситуационные центры Президента России, Совета Безопасности, центральных  органах федеральной исполнительной власти.

Ситуационный  центр МЧС России является составной  частью информационно-управляющей  подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Основными задачами РСЧС являются: сбор, обработка и анализ данных о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов, фактах возникновения чрезвычайных ситуаций; данных о развитии обстановки в районе чрезвычайных ситуаций; прогнозирование и оценка изменения состояния природной среды и потенциально-опасных объектов, масштабов чрезвычайных ситуаций; выработка предложений по предупреждению чрезвычайных ситуаций, их локализация и ликвидация и т.п.

В функции специалистов ситуационного центра входит:

ь подготовка и  представление руководству МЧС  РФ соответствующих докладов об обстановке и предложений по защите населения  и природной среды, о требуемых  для этого материальных, технических, продовольственных, медицинских и  финансовых ресурсах;

ь обеспечение  необходимой информацией и расчетными сведениями органов управления, которые  являются абонентами информационно-управляющей  системы РСЧС;

ь передача с  использованием телекоммуникационных и видеосредств ситуационного центра распоряжений МЧС РФ и вышестоящих органов государственного управления, а также проведение оперативного контроля за исполнением распоряжений.

В зависимости  от складывающейся обстановки ситуационный центр МЧС может вести работу в трех режимах:

1) режиме повседневной деятельности,

2) режиме повышенной готовности,

3) чрезвычайном  режиме.

Для реализации работы в чрезвычайном режиме в составе  автоматизированной информационно-управляющей  системы МЧС включаются в работу мобильные ситуационные центры, которые  могут базироваться на различных  транспортных средствах (автомобиле, вертолете, самолете), оснащенных вычислительной техникой, средствами мобильной связи  и способных оперативно получать, обрабатывать и передавать информацию о сложившейся в регионе чрезвычайной ситуации, осуществлять поддержку решений, принимаемых соответствующими органами управления.

Опыт функционирования информационных систем, вычислительных центров и ситуационных центров  федерального уровня является примером для создания и применения информационных технологий на региональном уровне управления. Создаются информационные системы и многофункциональные ситуационные центры в Кемеровской, Ленинградской, Ульяновской областях. Интенсивно внедряют информатизацию в таких регионах, как Томская, Свердловская, Новосибирская, Омская, Волгоградская, Тульская и другие области. Пользователями многофункциональных ситуационных центров являются главы администраций городов и районов, наиболее важные объекты производственного и сельскохозяйственного назначения, коммерческие структуры, силы и средства гражданской обороны, органы исполнительной власти федерального и территориального управления.

Укомплектованные  высококвалифицированными кадрами  специалистов, вычислительные и ситуационные центры регионов представляют собой  комплексы вычислительных и телекоммуникационных сетевых средств, общего и специального программного обеспечения, объединенных в единый комплекс для автоматизации  сбора и хранения информации от внешних  абонентов вне зависимости от их удаленности от вычислительного  или ситуационного центра. Наличие  необходимых справочных, нормативных, правовых информационных фондов, баз  и хранилищ данных позволяет администрациям и всем другим пользователям региональных информационных систем обеспечивать информационную поддержку повседневного управления и координации социально-экономических  процессов в регионах, а также  поддержку принятия коллективных решений  при рассмотрении сложных проблем  и чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении