Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:58, реферат

Краткое описание

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов.

Оглавление

Введение 3
Понятие инновации 5
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 11
Основные положения государственной политики в области поддержки инноваций 13
ТЕХНОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
Мнение специалиста о векторе инновационного развития 18
Нормативное определение инновации 24
Правовое обеспечение инновационной деятельности 24
Система законов, регулирующих инновационную деятельность 25
Правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность 26
Предложения по мерам законодательного обеспечения инновационной деятельности в России 28
Инновационная политика 31
Государственная инновационная стратегия антикризисного развития. 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 75.23 Кб (Скачать)

     Ввиду характера инновационной деятельности возможности воздействия на нее  в принципе следует считать ограниченными. Государство обладает специальной компетенцией, дающей право целенаправленного воздействия на инновационную деятельность. Это объясняется тремя причинами. Первая состоит в том, что государство представляет публичный интерес всех членов общества в различных сферах. Вторая состоит в возможности государства оказывать материально-финансовое воздействие на любые производственные процессы, выступая в роли основного потребителя или заказчика. И третья причина состоит в том, что государство вырабатывает общеобязательные правила поведения, которые согласовываются с интересами инновационной сферы.

     Существует  несколько способов воздействия: директивное, экономическое, прямое или косвенное. Вкратце рассмотрим эти способы.

     Прямое  воздействие: С этой позиции к директивному или прямому воздействию можно отнести следующие:

  1. Создание специальных структур, занимающихся организационной деятельностью в сфере инноваций.
  2. Разработка целевых федеральных и местных научно-технических программ
  3. Прямое государственное финансирование из бюджета различных научно-технических исследований и проектов в форме государственных субсидий, субвенций, госзаказов и т.п.

     Так, в соответствии с Федеральным  законом от 27 декабря 2000 г. «О федеральном  бюджете на 2001 г.» Правительство  РФ предоставляет бюджетные кредиты  на выполнение высокоэффективных научно-технических  разработок, имеющих коммерческую значимость, с уплатой процентов за пользование  в размере 12% годовых. Кроме того, установлена возможность направления дополнительных доходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

     Косвенное регулирование. Экономическое и косвенное воздействие это те действия, которые позволяют государству стимулировать поведение участников инновационной деятельности. В мировой практике косвенным воздействием считают воздействие государства на налоговую, амортизационную, антимонопольную, патентную и кредитную политику.

     В России косвенное воздействие государства  представлены далеко не полно, а некоторые  отсутствуют в принципе.

     Налоговая политика выражается в том, что в  соответствии с постановлением Государственной  Думы Федерального Собрания РФ от 25 марта 1994 г. на НИОКТР должны включаться в  себестоимость продукции и снижать  налогооблагаемую базу. Но это постановление  не реализовано, а в соответствии с Положением о порядке отнесения  затрат на себестоимость продукции  только часть затрат включается в  себестоимость. Так же налоговая  политика выражается в предоставлении льгот организациям науки и техники.

Предложения по мерам законодательного обеспечения инновационной  деятельности в России

     Имеющиеся нормативные правовые акты по инновационной  политике, а также проекты таких  документов грешат тем, что они в  большей части состоят из абстрактных  обобщений, общих формулировок, не позволяющих  на своей основе развивать инициативу в приоритетных видах деятельности.

     В целях повышения конкретности российского  законодательства в сфере инноваций  представляется целесообразным разделить  меры государственной поддержки  инновационной деятельности на вспомогательные и основные.

     К вспомогательным мерам нужно  отнести устранение имеющихся в  законодательстве погрешностей и недоработок, мешающих инновационному предпринимательству, а также недопущение появления  новых препятствий такого рода.

     Так, например, необходимо предотвратить  введение повременной оплаты местных  телефонных разговоров, радикально упростить  процедуру предоставления необлагаемых налогами грантов на научные исследования, а также приравнять отечественных  грантодателей к иностранным в части предоставления экономических льгот, облегчить налогообложение ввозимого в Россию из-за рубежа оборудования для научных исследований и тому подобное.

     К основным мерам государственной  поддержки инновационной деятельности следует отнести предоставление решающих экономических преимуществ  тем, кто занимается в России видами предпринимательства, составляющими  основу будущего технологического уклада в экономике.

     Стержнем  этих мер мог бы стать федеральный  закон «О государственной поддержке  приоритетных видов предпринимательства  в Российской Федерации», смысл которого состоит в установлении следующих  трех основных положений.

     Прежде  всего, данным законом предлагается ввести в российское законодательство понятие «приоритетный вид предпринимательства». Перечень приоритетных видов предпринимательства  представляется целесообразным утверждать федеральным законом ежегодно, вместе с принятием бюджета.

     Таким образом, будет обеспечена конкретность, маневренность и своевременность  оказания государственной поддержки, а увязка с бюджетом позволит учесть ожидаемое недополучение налоговых  поступлений.

     Примерами приоритетных видов предпринимательства  могут служить разработка или  использование в основном производстве топливных элементов, а также  создание, поддержка и развитие ресурсов глобальной сети Интернет.

     Другим  положением, предлагаемым в качестве основы упомянутого федерального закона, является не требующее дополнительного  разрешения от государственных органов  предоставление экономических преимуществ  тем, кто занимается приоритетными  видами предпринимательства.

     Эти экономические льготы могли бы состоять в радикальном снижении налога на прибыль, освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость, а также  в сокращении срока амортизации  оборудования и основных фондов.

     При этом льготы, предоставляемые юридическим  лицам, должны распространяться только на ту часть их предпринимательской  деятельности, которая послужила  основанием для предоставления этих льгот.

     Третьим ключевым положением предлагаемого  к разработке законопроекта является механизм проверки того, действительно  ли то или иное юридическое лицо занимается заявленным им приоритетным видом предпринимательства.

     Как представляется, проверка соответствия реальной деятельности юридического лица заявленному им занятию приоритетным видом предпринимательства должна осуществляться налоговыми органами Российской Федерации. Причем такие проверки должны проходить не чаще одного раза в год.

     Порядок же проведения таких проверок и ответственность  за неправомерное получение льгот, предусмотренных для приоритетных видов предпринимательства, уже  есть в российском законодательстве, поскольку такие действия квалифицируются  им как умышленная неполная уплата сумм налога

Инновационная политика

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

     Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

     Государственная инновационная политика в промышленно  развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

     Меры  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие.  
 
 
 
 
 

Государственная инновационная стратегия  антикризисного развития.

    Инновационный потенциал организации складывается из факторов, дающих оценку состояния  ее внутренней среды, характеризующих  ее конкурентоспособность и конкурентные преимущества, и из факторов внешней  среды, которые как бы определяют привлекательность инновационного рынка для организации. И здесь  инновационные возможности, предоставляемые  организации ее внешней средой, во многом зависят от инновационной  политики государства. Огромные затраты  на НИОКР, риск при их проведении, необходимость  определения приоритетных  направлений  развития, формирование инфраструктуры для инновационной деятельности, координация деятельности государственного и частного сектора, разработка новых  и пересмотр действующих законодательных  актов, способствующих активизации  инновационного процесса, - все это  требует государственных гарантий, финансирования, организационной и  информационной помощи. Государство  является одним из важнейших внешних  факторов, от которого во многом зависят  инновационные возможности организации.

    Ситуация, сложившаяся в российской инновационной  сфере, определяется как кризисная. С одной стороны, она характеризуется  наличием проблем инфраструктурного  обеспечения инновационных процессов  с учетом новой экономической  ситуации, а с другой – отсутствием  механизма стимулирования высокой  активности участников инновационных  процессов, инновационной восприимчивости  товаропроизводителей, прежде всего  ведущих отраслей промышленности, формирования рынка инновационных продуктов, государственных гарантий стабильности в сфере интеллектуального труда  и производства.

    Единственный  выход из сложившейся ситуации –  структурная перестройка промышленного  производства, основанная на передовых  технологиях и смешанных формах собственности.

    В настоящее время отраслевую структуру  экономики России западные специалисты  характеризуют как типичную для  развивающейся страны. Основным признаком  отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности и  низкий удельный вес сфены услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др.

    Устаревшие  производственные мощности, огромные монополизированные государственные  предприятия – все это порождает  трудности для структурной перестройки. Она должна быть направлена на внедрение передовой технологии в области использования: новых материалов, предназначенных для замены традиционных (синтезированные металлопластики, керамика и т.д.); передовой биотехнологии, основанной на широком использовании микроорганизмов; агрономии и биоагрокультуры; оптической технологии (оптроники); телематики (электронная почта при сохранении конфиденциальности); микроэлектроники и создания искусственного интеллекта.

Информация о работе Государственная инновационная стратегия антикризисного развития