Государственная инновационная стратегия антикризисного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:58, реферат

Краткое описание

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов.

Оглавление

Введение 3
Понятие инновации 5
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 11
Основные положения государственной политики в области поддержки инноваций 13
ТЕХНОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
Мнение специалиста о векторе инновационного развития 18
Нормативное определение инновации 24
Правовое обеспечение инновационной деятельности 24
Система законов, регулирующих инновационную деятельность 25
Правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность 26
Предложения по мерам законодательного обеспечения инновационной деятельности в России 28
Инновационная политика 31
Государственная инновационная стратегия антикризисного развития. 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 75.23 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

Понятие инновации 5

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 11

Основные положения государственной политики в области поддержки инноваций 13

ТЕХНОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15

Мнение специалиста о векторе инновационного развития 18

Нормативное определение инновации 24

Правовое обеспечение инновационной деятельности 24

Система законов, регулирующих инновационную деятельность 25

Правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность 26

Предложения по мерам законодательного обеспечения инновационной деятельности в России 28

Инновационная политика 31

Государственная инновационная стратегия антикризисного развития. 33

Заключение 36

Список литературы: 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Слово инновация  является синонимом нововведения, или  новшества и может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

     В развитых странах инновационный  бизнес к 80-ым годам был признан  одним из важнейших компонентов  инновационного механизма и объектом инвестирования, от которого зависит  процветания экономики в долгосрочной перспективе.

     В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных  учреждениях, управляемых посредством  волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

    Современный этап становления рыночной экономики  России требует создания системы  инновационной политики. Под государственной  инновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов  воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и  повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных предприятий и структурной перестройки страны в целом.

    Государственная инновационная политика должна создать  необходимые и достаточные условия  для расширения, ускорения и повышения  эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы, предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи, банки, страховые общества и т. д.). 

Понятие инновации

  Определений инновации много. Но все определения  инноваций, которые существуют можно  разделить на две части: те определения, которые считают инновацию процессом, и те, кто – результатом. Рассмотрим определение Атояна В.Р., которое рассматривает инновацию, как результат научно-исследовательской и научно- технической деятельности, признанный в соответствии с действующим законодательством объектом интеллектуальной собственности.

  Многие  зарубежные и российские исследователи  сходятся во мнении,  что появление  инновации имеет два начала:

1. Потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Иначе говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции.

2. "Изобретательство", то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта.

То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный  путь. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал  и подготовить условия для  перехода к новым идеям. Поэтому  обществу для устойчивого и динамичного  развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

    Давно известно, что существует  большая разница между издержками  первоначальной постройки автомобиля  и издержками его тиражирования.  Затраты инноваторов могут быть столь значительны по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи. К сожалению, даже при успешных новациях  цели часто не совпадают с результатами.

     С другой стороны, чрезмерное увлечение  эволюционным, маркетинговым направлением не может обеспечить качественного  сдвига в развитии общества. 

     Таким образом, мы должны думать об оптимальных  темпах внедрения инноваций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ

Словосочетание  «инновационный путь развития» было впервые употреблено прошлым Президентом России Владимиром Путиным и фактически означало его команду всем институтам экономики и общества воспринимать инновации как новый приоритет и ориентир экономической жизни. В истории нашей страны такие периоды не редкость - Иван Грозный, Петр Великий, Сергей Витте, Иосиф Сталин — эти и многие другие государственные деятели строили свою политику по линии радикальных преобразований в различных срезах общественной и хозяйственной жизни. Поэтому можно сказать, что в той или иной степени путь развития России (да и любого государства) всегда был инновационным. Однако на этот раз масштабность решения Президента перекрывает все прошлые начинания реформаторов.

Прежде  всего, коренным отличием является тезис  об организации перехода на инновационный  путь развития путем создания общенациональной обслуживающей этот процесс структуры, получившей название национальной инновационной системы (НИС). Под НИС обычно понимают совокупность институтов (то есть учреждений и организаций), прямо отвечающих за реализацию какой-либо части инновационного цикла. Инновационным циклом при этом называют период времени от возникновения идеи до превращения её в новый продукт. Таким образом, предполагается в масштабе государства построить целую систему, снабжающую экономику новыми технологиями и продуктами. Именно НИС и должна выводить страну на инновационный путь, так как инновации сконцентрированы и направлены с помощью институтов НИС именно туда, где они необходимы.

Какими  же бывают институты  НИС? Выделяют следующие  основные:

1.   наукограды - известные ещё со времен Советского Союза образования городского типа, подавляющая часть населения которых связана с наукой или производством высокотехнологичной продукции; при этом высокотехнологичной признается продукция, при производстве которой используются современные сложные технологии; в наукоградах появляются комплексные (доведенные до промышленного этапа) научные идеи, часто изменяющие целые отрасли;

2.   технопарки— комплексы, в которых на основе группы производственных лабораторий (экспериментальных цехов разного масштаба) производится окончательная разработка промышленных образцов и выпуск пробных партий новой продукции;

3.   консалтинговые центры и группы объединения специалистов, поддерживающих своими знаниями бизнесменов (в части освоения новых технологий) и ученых (в части возможностей коммерциализации их разработок);

4.  управляющие компании фирмы, работающие на основе реализации новых проектов специальными проектными командами, состоящими из высококлассных профессионалов;

5.   венчурные фонды (от английского уепт.иге — рискованное мероприятие) - фонды государственного или частного капитала, финансирующие новые продукты, вывод на рынок которых сопряжен с риском потери вложенных средств;

6.   государственные специализированные фонды - фонды, формируемые государством для поддержки фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований, для развития начинающих инновационных предприятий и поддержки молодежных проектов в сфере высоких технологий и инноваций;

7.   научно-исследовательские центры (лаборатории) - специализированные на определенных направлениях научных исследований учреждения, сотрудники которых составляют основную часть научного потенциала инновационного развития; могут входить в состав наукоградов и технопарков;

8.   бизнес-инкубаторы комплексы, в которых развивают инновационные или обыкновенные предприятия до достижения определенного размера или до истечения определенного срока; в течение этого срока предприятия пользуются льготами по аренде и налогам, получают бесплатные консультации и тренинги от администрации инкубатора;

9.   высшие учебные заведения разрабатывают и реализуют программы подготовки специалистов с учетом новых запросов экономики;

10.   государственные корпорации уникальное российское явление, крупные предприятия с очень большим уставным капиталом, образованным за счет средств государственного бюджета; имеют специализацию (например, государственная корпорация нанотехнологий, государственная объединенная авиастроительная корпорация и пр.) и призваны осуществлять внедрение крупных отраслевых проектов;

11.   региональные кластеры - пока не получившие широкого распространения в России региональные сетевые сообщества производителей, созданные для обмена технологиями и повышения качества продукции; распространены в Японии, Европе и США;

12.   национальные     лаборатории     -      масштабные      научно-исследовательские центры, организованные по принципу крупных исследовательских корпораций; распространены в США;

13.   spin-up и start-ир — малые предприятия, выделяемые из общей структуры крупного бизнеса с целью повышения их мобильности и независимости для реализации крупного инновационного проекта;

14.   банки (библиотеки, порталы) инновационных проектов - о р -ганизованные на основе принципов учета и оперативного доступа банки данных о новых разработках; одновременно могут являться биржей проектов;

1 5. разнообразные комиссии, комитеты и советы при различных крупных организациях и федеральных органах исполнительной власти - управляющие и координирующие органы инновационного развития экономики, обеспечивающие последовательную реализацию инновационной политики.

Информация о работе Государственная инновационная стратегия антикризисного развития