Археология в Якутии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:57, реферат

Значение археологии для решения кардинальной проблемы происхождения и эволюции человечества незаменимо. Это хорошо понимали крупнейшие по человечества, которые сами археологами не были. Один из крупнейших эволюционистов XIX в., создатель теории аллопатрического видообразования М. Вагнер считал, что именно археологи должны по каменным орудиям определить относительный возраст формирования первых первобытных людей. Такого же мнения придерживался и выдающийся этнограф и историк культуры XIX в. Э. Тайлор: "Ключ 1 исследованию первоначального состояния человека, — писал он, — находится в руках доисторической археологии".

1.Введение……………………………………………………………….3
2.Основная часть………………………………………………………..4
3.Заключение…………………………………………………………...13
4.Список использованной литературы……………………………….14

Археология в Якутии.doc

После выделения в  Якутии особых археологических культур ученые особое внимание уделяли проблеме закономерностей формирования и смены одной культуры другой. До открытия в 1982 г. стоянке древнейшего палеолита Диринг-Юрях мы считали, что в Якутии человек впервые появился только в позднем палеолите, примерно 40—35 тыс. лет назад. Отсюда делался вывод, что первые человеческие популяции проникли в бассейн средней Лены с юга и здесь создали дюктайскую культуру. Далее, начиная с рубежа плейстоцена и голоцена (примерно 10,5 тыс. лет назад), смена одной культуры другой происходила на территории Якутии, по данным археологии н палеогеографии, в основном не по классическим канонам исторического эволюционизма, не в результате медленного поступательного развития местных социально-экономических и природных факторов, а благодаря неоднократным миграциям с юга и юго-запада, из бассейнов Амура и Енисея.

Миграции, вероятно, были обусловлены образованием в  этих и более южных районах Центральной Азии избыточного населения и климатическими колебаниями, наиболее ощутимыми в зонах степей и лесостепей. Пришлое население (мигранты) частично истребляло или вытесняло аборигенов в менее благоприятные для жизни районы обитания, а остальных ассимилировало. В результате взаимодействия пришлой культуры с местной создавалась (при гегемонии первой) новая культура, занимавшая весь ареал   предшествующей

культуры. Иногда наблюдается полная смена культур, без каких-либо взаимовлияний пришлой культуры с аборигенной. Особенно четко это видно на гримере дюктайской и сумнагинской культур. Выводы о закономерностях г ормирования древних культур Якутии в голоцене (в последние 10 тыс. лет) все зремя подкрепляются новыми фактами и пока не требуют уточнения.

Существенные  коррективы в понимание процессов  заселения человеком -террритории Якутии были получены за последние 17 лет только для наиболее ранних этапов, т.е. для всего плейстоцена (для последних 2,5 млн. лет). В -первую очередь это связано с открытием древнейшего палеолита на Диринг-Юряхе и еще в ряде мест на Лене, от Олекминска до Намцев.

Казалось  бы, исследователей ПАЭ удивлять уже нечем. Все мы привыкли и к открытиям, которые получали всемирное признание, и к тяжелейшим полевым работам, и к кропотливой, порой до занудности, камеральной обработке материалов, и к похвалам, и к ругани.

Сказать, что  на Диринг-Юряхе грянул гром среди ясного неба, значит ничего не сказать. На Диринг-Юряхе мы неожиданно вышли на то, о чем 40 лет тому назад писал великий мыслитель XX века Пьер Тейяр де Шарден: "Что же случилось между последними слоями плиоцена, где еще нет человека, и следующим уровнем, где ошеломленный геолог находит первые отесанные кварциты? И какова истинная величина скачка? Вот что требуется разгадать и измерить прежде, чем следовать от этапа к этапу за идущим вперед человечеством до решающего перехода, на котором оно ныне находится".

Наиболее  поразительным для ученых всего  мира, занимающихся проблемой происхождения  человечества, было открытие на Диринге  в четких геоморфологических и геологических условиях залегания кварцитовых орудий, по форме и способу изготовления сопоставимых только с древнейшими орудиями человека, найденными в Восточной Африке и отнесенными к олдованской культуре древнейшего палеолита, возраст которой определен в пределах 2,5—1,7 млн. лет. Именно эта культура заставила большинство ученых признать Африку прародиной человечества. Колыбелью человечества, естественно, признавался, согласно господствующим до открытия Диринга взглядам, только жаркий пояс нашей планеты — тропики и субтропики.

На Диринге было четко  установлено, что люди с олдовановидной культурой жили в холодной зоне нашей планеты, в условиях существования вечной мерзлоты. По чисто археологическим (технико-типологическим) критериям Диринг можно было сопоставить только с олдованом и датировать не моложе 1,7 млн. лет, так как позднее в Африке олдован древнейшего палеолита исчезает и на смену ему приходит ашельская культура древнего палеолита (1,7—0,2 млн. лет) с совершенно другим набором орудий. Таким образом, если люди олдованской культуры мигрировали из Африки, это должно было произойти ранее появления там ашельцев.

Заключение

Конечно, многие вопросы  древней истории Якутии освещены пока с разной степенью обоснованности. Нужны новые факты, особенно по антропологическому типу создателей разных культур. Их можно получить только напряженным трудом в экспедиционных работах.

Археологи, как  и историки, изучают, как правило, историю народа или народов какого-то конкретного региона. Если регион более  или менее изучен и имеет достаточное    количество    археологов,    начинается    специализация исследователей     по    отдельным    районам,     историческим     периодам    или конкретным тематическим проблемам.

Региональная   археология   из-за   специфики   географического   положения региона:   палеоэкологических   условий,   в   которых   здесь   жили   различные человеческие популяции; открытия уникальных археологических памятников или древних культур,  чьи ареалы охватывали значительные  области  нашей Ойкумены   —   может   перерастать   сугубо   региональную   проблематику   и занимать важное место в мировой науке о происхождении и эволюции всего человечества. Именно такое место занимает сейчас археология Якутии.

Список использованной литературы

1. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. – Новосибирск: издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 1996.

1. Федосеева С.А. Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества