Археология в Якутии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:57, реферат

Значение археологии для решения кардинальной проблемы происхождения и эволюции человечества незаменимо. Это хорошо понимали крупнейшие по человечества, которые сами археологами не были. Один из крупнейших эволюционистов XIX в., создатель теории аллопатрического видообразования М. Вагнер считал, что именно археологи должны по каменным орудиям определить относительный возраст формирования первых первобытных людей. Такого же мнения придерживался и выдающийся этнограф и историк культуры XIX в. Э. Тайлор: "Ключ 1 исследованию первоначального состояния человека, — писал он, — находится в руках доисторической археологии".

1.Введение……………………………………………………………….3
2.Основная часть………………………………………………………..4
3.Заключение…………………………………………………………...13
4.Список использованной литературы……………………………….14

Археология в Якутии.doc

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….3

1. Основная часть………………………………………………………..4

1. Заключение…………………………………………………………...13

1. Список использованной литературы……………………………….14

В периоды  социально-экономических и экологических катаклизмов, одном из которых сейчас находится человечество, особенно народы бывшего СССР, как никогда актуальным становится стремление выяснить основные законы и закономерности развития природы и человеческого общества. Без осознания прошлого нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Это не банальная сентенция, а наиболее четкая и обоснованная парадигма научного мышления.

Археология Якутии и ее место в мировой науке о происхождении и эволюции человечества

Прошлое природы  изучают многие науки с приставкой "палео”: палеонтология, палеогеография, палеоэкология и т.д. Прошлое человечества га письменным источникам изучает история. Ее хронологические рамки весьм ограничены и различны для разных регионов: для Египта — 5 тыс. лет, да Китая — 4 тыс. лет, для Центральной Америки — 2 тыс. лет, для Якутии — 36: лет. Дописьменную историю человечества, примерно 2,5 млн. лет, изучае археология.

Археологи, как и историки, изучают, как правило, историю народа или народов какого-то конкретного региона. Если регион более или менее изучен и имеет достаточное    количество    археологов,    начинается    специализация к исследователей     по    отдельным    районам,     историческим     периодам    или конкретным тематическим проблемам.

Региональная   археология   из-за   специфики   географического   положения региона:   палеоэкологических   условий,   в   которых   здесь   жили   различные человеческие популяции; открытия уникальных археологических памятников или древних культур,  чьи ареалы охватывали значительные  области  нашей Ойкумены   —   может   перерастать   сугубо   региональную   проблематику   и занимать важное место в мировой науке о происхождении и эволюции всего человечества. Именно такое место занимает сейчас археология Якутии.

Отдел археологии и палеоэкологии человека Института гуманитарных исследований АН РС(Я) (до   1994  г. — Институт языка литературы и истории (ИЯЛИ) СО РАН) института имеет постоянно действующую археологическую экспедицию, которая из года в год проводит свои планомерные работы в Северо-Восточной Азии, на площади около 5 млн. кв. км. При этом комплексно исследуются на широких площадях памятники различных периодов истории человечества от древнейшего палеолита (возраст примерно 2,5 млн. лет) до прихода в Якутию первых русских землепроходцев в XVII веке нашей эры. Нами открыто более 1000 археологических памятников и вскрыто на них более 50 тыс. кв. м. площади. Подобной экспедиции не существовало за всю историю мировой археологической науки.

Добытые в  результате разведок и раскопок материалы, их детальная систематизация и корреляция с материалами различных регионов Азии, Европы, Африки и Америки позволили сотрудникам нашего отдела на прочной фактологической базе разрабатывать такие важнейшие проблемы, как происхождение и прародина человечества; биокультурное видообразование на окраине ареалов; основные этапы адаптации человека к экстремально холодной среде обитания; причина возникновения адаптивных радиации на различных этапах человеческой истории; заселение человеком Америки из Северо- Восточной Азии и возможности биокультурной переадаптации; соотношение различных видов автохтонной эволюции, миграций и заимствований в формировании древних культур и создававших их этносов; выделение особых культурных традиций в палеолите мира; этногенез и культурогенез в экстремальной среде обитания; зарождение первобытного атеизма и различных религиозных верований; выявление общих законов развития человечества на примере сопоставления древних культур Северо-Восточной Азии и Америки.

Но для того, чтобы  археология Якутии достигла этого уровня и заняла соответствующее место  в мировой археологической науке, ей пришлось пройти долгий и нелегкий путь развития.

Археологическое изучение Якутии можно разделить  на три этапа: первый — с 1787 по 1940 гг.; второй — с 1940 по 1963 гг.; третий — с 1964 по настоящее время. В каждом этапе можно выделить отдельные периоды, что и предпринимается в ряде специальных историографических работ. Пока же, каждый этап характеризовался особыми достижениями, закладывавшими фундамент для последующих исследований и, в конечном итоге, для наших современных представлений о дописьменной истории Якутии.

Первый, хронологически наиболее длительный, этап нами в общих чертах охарактеризован в предыдущем очерке.

Второй этап охватывает около 25 лет, с 1940 по 1963 гг. Его  начало связано с деятельностью  Ленской историко-археологической  экспедиции (ЛИАЭ), руководимой А.П. Окладниковым. Результаты работ этой экспедиции опубликованы во многих статьях и монографиях А.П. Окладникова, а также в различных историографических работах, то позволяет пока воздержаться от их подробного изложения.

Основные  итоги    работ    ЛИАЭ    сводятся    к    следующему.    Впервые систематическому археологическому изучению была подвергнута вся долина Лены в пределах   Якутии.   В    1940—1946   гг.   здесь   зафиксировано   А.П.Окладниковым около   150   разновременных   памятников,   включая   якутские поселения и погребения XVIII—XIX вв. Преобладающее большинство их было представлено единичными подъемными материалами. Кроме того, в 1945 г. А.П. Окладников обнаружил 4 стоянки с материалами близкими неолиту Якутии в пос. Хатанга, а в 1946 г. им открыто 4 неолитических стоянки на нижней Колыме и обследовано древнеэскимосское поселение на мысе Большой Баранов, открытое 1787 г. Г.А. Сарычевым.

Наиболее широкие для  того времени раскопки в Якутии проводились  на открытой Г.В.   Ксенофонтовым   стоянки  Куллаты   (162   кв.   м),   на  стоянке Ымыяхтах (150 кв. м) и на стоянках Кыларса I, II (90 кв. м). На стоянках М. Мункубыло вскрыто 40 кв. м площади, Уолба — 31 кв. м, Сиктях I — около 15 кв.м., Хайыргас — 20 кв. м площади. На остальных памятниках раскопки имели более  ограниченный характер. Общая площадь раскопов, шурфов  и ЛИАЭ   на   археологических   памятниках   Якутии   составило   около 600 кв.м. при средней глубине 0,7 м. Лишь на стоянке Сиктях 1 глубина раскопа 1.2  м.

Конечно, небольшой  объем земляных работ ЛИАЭ и, как следствие этого, ограниченноее количество полученного материала во многом объясняется тем, что работы экспедиции проводились в основном в годы Великой Отечественной войны. Тогда не было ни людей, ни материальных средств для развертывания углубленного археологического изучения Якутии. В тылу находились только люди, занятые работами для нужд фронта, инвалиды и дети. И поэтому приходится лишь удивляться, как много, а не мало было сделано А.П. Окладниковым и его сотрудниками.

А.П.Окладников первым взял на себя труд по обобщению накопленных им и его предшественниками материалов и написанию древней истории Якутии от палеолита до присоединения к Русскому государству. При этом, понимая узость фактической базы, он отметил, что "археолог эту колоссальную целину нетронутых материалов пока еще только плутом".

Древнюю  историю Якутии А.П.  Окладников  разделил   на  5   основных  периодов: палеолит,    неолит,    бронзовый   век,    ранний   железный    век   и древнеякутский период. В целом эта периодизация опиралась во многом на достижения исследователей первого этапа археологического изучения Якутии и на общепринятую в советской и зарубежной науке периодизацию древнейшей истории Евразии. Однако А.П. Окладников сумел наполнить ее применительно к Якутии новыми конкретными материалами.

Конечно,  различные  периоды  древней  истории  Якутии  освещены  А.П. Окладников с разной полнотой и аргументированностью. Наиболее слабым раздел представляет о палеолите. А.П. Окладникову так и не удалось найти в Якутии памятников охотников на мамонтов и других вымерших плейстостеценовых животных. На основании отдельных       находок предположительно раннеголоценового времени со стоянок Нюя, Хамра, Ат-Дабан и некоторых других был сделан вывод о том, что в "послеледниковье", 10-7 тыс.лет назад, палеолитические охотники дошли по Лене до Олекминска и что более северные районы были заселены человеком только в неолите, 5-4 тыс. лет назад.

Для неолита А.П. Окладниковым были обобщены значительно более выразительные  материалы, чем для палеолита. Он первым обратил внимание на некоторое своеобразие неолита Якутии и предпринял попытку расчленить его на отдельные хронологические этапы и локальные варианты. Много внимания им было уделено материальной и духовной культуре неолитического населения. Опорными памятниками неолита А.П. Окладников считал стоянки М. Мунку, Куллаты, Ымыяхтах, Уолба, Кыларса, Хайыргас, а также Уолбинские погребения и писаницы Суруктаах-Хая и Чуру. Как показали дальнейшие исследования, большинство неолитических стояноа исследованных ЛИАЭ, содержат в смешанном состоянии остатки различных периодов, поэтому многие выводы, сделанные на их основе, оказались в дальнейшем пересмотренными. Это, в первую очередь, относится к периодизации и хронологии памятников, в основу разработки которых была положена прибайкальская схема.

Бронзовый век Якутии А.П. Окладников разделил на два этапа. Наиболее   показательными  памятниками   первого  этапа  он   считал   стоянку Сиктях (нижний слой) и погребения Покровское, Куллатинское, Бугачанское и Иччиляхское, которые датировал второй половиной II тыс. до н.э. На этом  этапе, по А.П. Окладникову, в Якутии впервые начали изготовлять бронзовые изделия    Ко   второму   этапу   им   были   отнесены   все   бронзовые   кельты, наконечники  копий, мечи и кинжалы, случайно найденные в разные годы на территории Якутии. Одни из них датировались ХШ—VIII вв. до н.э., а другие —VII-III вв. до н.э. Ко второму этапу он относил также мастерские в районе Покровска и Якутска.

Основными историческими  выводами А.П. Окладникова о древней истор! Якутии, которые он изложил в ряде своих монографических работ, были следующие.

— От палеолита до железного  века (примерно  20 тыс.  лет) на ввей территории Якутии обитали в основном предки юкагиров. Около 2 тыс. лет тому назад сюда проникли предки эвенков и эвенов, а примерно 1 тыс. лет назад - тюркоязычные предки якутов.

• Говоря о предках всех народов Северо-Восточной Азии, он отметил:
    ”с течением времени все эти племена — предки позднейших эскимосов, чукчей, коряков,   юкагиров,   эвенков,   достигнув   определенного   уровня   в   своем приспособлении к окружающей действительности, как бы исчерпали при этом все свои силы и возможности. Достигли какой-то мертвой точки.
  • Такой же пессимистический вывод был сделан А.П. Окладниковым и в отношении якутского народа.  "Оказавшись на Севере, — писал он— тюркские колонисты позабыли о хлебе и на сотни лет утратили прежние земледельческие навыки. Они потеряли своих верблюдов и стада овец. Кривая их хозяйственной жизни резко опустилась вниз. Прервались старые торговые связи. Перерезаны были прямые пути, по которым проникали влияния передовых стран Востока... В условиях изоляции от родственных племен и культурных очагов мира стал, таким образом,  постепенно  замирать  пульс культурного развития. На древнюю культуру надвигались сумерки арктической
    ночи".

Таким образом, декларативно объявляя себя со всех трибун борцом против отнесения северных народов к "неисторическим", А.П. Окладников на деле представлял     сильнейшие     аргументы     (так    как     якобы     опирался на археологические факты) в пользу представлений Г. Гегеля и других о том, что северные народы находятся "за пределами истории".

О том, что  А.П. Окладников в душе разделял это  мнение, свидетельствует вся последующая  после окончания работ в Якутии его деятельность. Якутия спасла А.П. Окладникова от смертельной опасности быть отправленным в 33 года на фронт и дала возможность в 39 лет стать доктором наук. Она явилась прекрасным трамплином для его карьеры, но, взяв от нее все, что ему было необходимо, он отказался от проведения в ней дальнейших археологических исследований. "Мавр сделал свое дело — мавр может уходить". С 1947 г. и до конца своих дней (до 1981 г.) А.П. Окладников предпочитал работать на юге Сибири, Дальнего Востока и в Средней Азии, там, где, вероятно, по с представлениям, можно было найти следы "исторических народов".

Географическое распространение  археологических памятников, их геоморфологическое и стратиграфическое положение, а также серийные радиоуглеродные  даты свидетельствуют, что древние культуры Якутии в хронологических рамках своего бытования почти одновременно занимали весь ареал — и на юге (в зоне тайги), и на севере (в зоне тундры). При этом заселение ареалов носило сплошной, а не очаговый характер. Никаких природных преград, кроме отдельных горных хребтов, покрывавшихся ледниками, для расселения человека по всей Северо-Восточной Азии в плейстоцене и голоцене не существовало. Это свидетельствует о высокой адаптационной способности различных человеческих популяций, оставивших после себя все зафиксированные сейчас в Якутии археологические культуры, е экстремальным природным условиям криолитозоны, включая район полюса холода Северного полушария.

Информация о работе Археология в Якутии