Английское Возрождение XVI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

С начала XVI столетия в Европе снова просыпается интерес к классической культуре Древней Греции и Рима. В рамках этого процесса - пробуждения или "возрождения", как его называют (отсюда и "Ренессанс") - английские ученые вновь открыли для себя труды древних авторов. Позднее, когда в стране возникнут школы латинской грамматики, с этими трудами познакомятся и учащиеся.

Оглавление

Ведение
Томас Мор – основоположник утопии в литературе
Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I
Английский театр эпохи Возрождения
Развитие английской драмы до Шекспира
Предшественники Шекспира
Вильям Шекспир: литературная деятельность, творческая эволюция, «шекспировский вопрос»
«Шекспировский вопрос».
Эволюция творчества
Шекспир-комедиограф
Хроники Шекспира
Вклад Шекспира в развитие ренессансного реализма
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

 

5. 3. Шекспир-комедиограф.

 

В первый период творчества Шекспира им были написаны лучшие их его комедий, поражающие нас своей живостью и искрящимся остроумием. Под покровом этого веселья, являющегося отражением характерной для Возрождения жизнерадостности, Шекспир ставит большие проблемы и высказывает глубокие мысли.

В «Сне в летнюю ночь» утверждаются права свободной, самоопределяющейся любви, которая побеждает отцовскую власть, «древнее право» родителей распоряжаться жизнью  своих детей. Действие развертывается на лоне природы, чары которой способствуют влюбленным. Разрабатывая в этой пьесе жанр «масок» (пьес декоративно-фантастического характера), Шекспир вместе с тем его формирует, заменяя условные фигуры античных божеств образами народных английских поверий (эльфы, проказник Пек), олицетворяющих добрые силы природы.

В комедии «Двенадцатая ночь» простодушная и вполне реальная любовь умной и  смелой Виолы к Орсино противопоставляется надуманной, слегка риторической страсти Орсино к Оливии. Одновременно высмеивается похожий на пуританина тупой, втайне честолюбивый педант Мальволио, враг беспечного веселья, воплощаемого в образах беспутного, но добродушного и остроумного дяди Оливии, сэра Тоби, ее резвой камеристки и других слуг.

«Венецианский купец» выходит за пределы  любовной тематики. Два мира противостоят здесь другому: мир радости, красоты, дружбы, великодушия (Антонио с его друзьями Бассанио, Порция, Нерисса, Джессика) и мир стяжательства, скупости, злобы (Шейлок и его приятели). Антонио, всегда готовый помочь своим друзьям и ссужающий деньги без процентов, воплощает грезящийся Шекспиру идеал человека деятельного и в то же время гуманиста, восприимчивого к «музыке небесных сфер», которая недоступна мрачной душе Шейлока.  В то же время диалектичность подхода Шекспира к человеческим характерам проявилась в том, что, изображая «черноту» души ростовщика, он вместе с тем показывает глубокую трагедию Шейлока, которого окружающее общество сделало таким, каков он есть. Шекспировский Шейлок – продукт и жертва, с одной стороны, частнособственнических отношений, господствующих в современном ему обществе, с другой – оскорбительной несправедливости по отношению к евреям этого «блестящего» ренессансного общества, т.е. тех же Антонио, Бассанио и т.д.

Один из самых замечательных  комических характеров, созданных Шекспиром, - Фальстаф, выведенный сначала в  ряде сцен «Генриха IV», а затем еще  раз, в том же году, в комедии  «Виндзорские насмешницы». В его образе Шекспир уловил и обобщил характернейшие черты происходившего в эпоху социального процесса. По своему происхождению Фальстаф – знатный дворянин. Он вхож ко двору, он рассыпает направо и налево рыцарские клятвы, пытается соблазнить виндзорскую полумещанку своим титулом («сэр»), щеголяет всеми «рыцарскими» дворянскими прерогативами и «рыцарскими» повадками, наконец, вся оставшаяся при нем знаменитая банда, не получающая от него жалованья, но служащая ему на «вассальных» началах – за корм и долю награбленной добычи, - представляет собой блестящую пародию на феодальные дружины средневековых баронов. Но в Фальстафе есть и нечто положительное, также связанное с «духом времени»: его блестящее остроумие, восхищающее нас потому, что оно имеет своей основой полную свободу ума от всяких предрассудков и ограничений. Это позволяет Фальстафу одинаково весело смеяться и над другими, и над самим собой. Такой свободный и бескорыстный смех составляет главную ценность Фальстафа и является отчасти его оправданием.

Комическое у Шекспира чрезвычайно разнообразно и по своему характеру, и по своей направленности. В его комедиях можно найти целый ряд оттенков комизма – от тонкого юмора до балаганных, на наш вкус иногда грубоватых, но всегда ярких и забавных острот. Очень часто шутки Шекспира выражают просто избыток жизнерадостности. Но нередко его смех служит целям обличения человеческой глупости или пошлости.

Весьма значительны у Шекспира роли шутов. Это название объединяет персонажей двух родов. Во-первых, Шекспир  нередко изображает профессиональных шутов, которые, по сюжету пьесы, служат у знатных лиц для их забавы («Как вам это нравится», «Двенадцатая ночь», трагедия «Король Лир»). Но, кроме  того, он выводит иногда в своих  пьесах крестьян, слуг, потешающих зрителей своими промахами или дурачествами. Это собственно не «шуты», а «шутовские персонажи», - таков, например, слуга Шейлока Ланчелот Гоббо или слуга доктора Каюса в «Виндзорских насмешницах». Настоящие плуты у Шекспира гораздо разнообразнее и интереснее. Под видом шутки они часто высказывают глубокие и смелые мысли, издеваясь над предрассудками, обличая всякого рода глупость и пошлость.

Сюжеты шекспировских комедий  всегда занимательны и живописны, они  полны приключений, случайностей, недоразумений, совпадений. В них господствует идея судьбы. Эта «судьба» не имеет ничего общего с идеей непреодолимого «рока», делающего бесполезным со стороны  человека всякое сопротивление. Она  понимается Шекспиром в смысле «фортуны», или «удачи», и выражает характерное  для людей Возрождения чувство  безграничного простора жизни и  невозможности наперед все предвидеть и учесть. Эта идея «фортуны» зовет  человека не к пассивности, а, наоборот, -  к деятельности, она пробуждает в человеке желание испытать свое счастье. Комедии Шекспира показывают, что самые смелые попытки, если их предпринимают люди одаренные и  любящие жизнь, завершаются удачей.

 

5. 4. Хроники Шекспира.

 

Бодрым призывом к борьбе и верой  в конечную победу пронизаны хроники  Шекспира, где показано, каким путем  Англия после многих тяжелых испытаний, оздоровленная и окрепшая, пришла к могуществу и процветанию. Шекспир  сохраняет известную свободу  в смысле выбора событий и освещения. Основной темой его хроник являются феодальные смуты и династические распри, раздирающие Англию в XIV – XV вв., особенно же война Алой и Белой розы (во второй половине XV в.), закончившаяся установлением династии Тюдоров. Шекспир в своих пьесах создает широкие исторические полотна с множеством красочных подробностей и огромным количеством персонажей – королей, крупных феодалов, воинов, представителей буржуазии, народных масс. Действие, развивающееся быстрыми темпами, свободно перебрасывается из одного места в другое.

Изображая прошлое, Шекспир оттеняет в нем те моменты, которые перекликаются  с живой современностью и могли  бы помочь разрешению актуальных проблем. В хрониках Шекспира отражаются с  большой полнотой его политические мировоззрения.

Одна из основных проблем, занимающих здесь Шекспира, - значение абсолютизма. Величайшим злом и опасностью для  страны, по его мнению, являются крупные  феодалы, честолюбивые и безудержно своевольные. Таковы, например, буйные бароны в «Генрихе IV» или «Генрихе VI». Этой феодальной анархии Шекспир  противопоставляет идею государственности, внутреннего объединения всей страны под единой твердой центральной  властью. Такой Шекспиру в период создания его хроник представлялась королевская власть. Однако он всегда был далек от слепого преклонения  перед ней. В его понимании  король имеет больше обязанностей, чем прав: он должен быть справедливым, бескорыстным, заботиться о действительных нуждах своей страны и народа. Если же король этим требованиям не удовлетворяет, он может и должен быть свергнут, как это показано в «Ричарде II». В этой хронике изображен слабовольный и взбалмошный тиран, отстранивший от управления страной лучших людей и попавший под неограниченное влияние фаворитов. В результате этого он лишается престола и погибает жалкой смертью.

Еще показательнее в этом отношении  образ Ричарда III. Посредством ряда убийств и преступлений Ричард достигает  престола и обуздывает феодалов. Накануне решительной битвы, после ночи, в  течение которой ему явились  призраки замученных им жертв, Ричард III восклицает:

Да не смутят пустые сны наш дух:

Ведь совесть  – слово, созданное трусом,

Чтоб запугать и остеречь,

Кулак –  нам совесть, а закон нам –  меч.

 

Идеальный образ в глазах Шекспира – это Генрих V, которой сломил феодалов и правит опираясь на широкие массы. Он смел, энергичен, прост в обхождении, близок к народу, бьется с врагом об руку с простым солдатом, ни на минуту не забывает о своем назначении и об ответственности перед родиной.

Состояние философской мысли и  искусства эпохи было таково, что  Шекспир имел возможность самое  большое лишь провозгласить тезис  о причинной обусловленности  исторических событий, но не доказать его. Раскрытию Шекспиром подлинных  сил, творящих историю, способствует то, что он вводит в свои хроники картины  из жизни широких слоев населения. Такова, например, в «Ричарде III» сцена «избрания» Ричарда королем, в которой участвуют лондонский лорд-мэр и горожане, особенно же «фальстафоские» сцены в «Генрихе IV», где выступают хозяева гостиниц, трактирные слуги, проезжие купцы, извозчики, мировые судьи и т.п. с их разнообразнейшими нравами и обычаями.

 

5. 5. Вклад Шекспира в развитие  ренессансного реализма.

 

Творчество Шекспира отличается своей  масштабностью – чрезвычайной широтой  интересов и размахом мысли. В  его пьесах нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох, народов, общественной среды. Шекспир изображает расцвет человеческой личности и  богатство жизни со всем изобилием  ее форм и красок, но все это приведено  им к единству, в котором господствует закономерность.

Шекспир продолжает традиции народной английской драматургии. Сюда относится, например, систематически применяемое  им смешение трагического и комического, которое воспрещалось представителями  ученого классицистического направления  в драматургии Ренессанса. Точно  также, кроме редчайших случаев, когда специфика пьесы обуславливала  это, он не соблюдает единства времени  и места. Шекспир давал полную волю своей фантазии и применял «открытую» форму построения пьес, при которой  действие развивается скорее по законам  психологическим, чем логическим, допуская вторжение неожиданных эпизодов и дополнительных штрихов, не являющихся строго обязательными. У Шекспира мы наблюдаем пестрое смешение лиц  и событий, необычайно быстрые темпы  действия, стремительную переброску его с одного места в другое. Эта живость, красочность, непринужденность стиля, обилие движения и ярких эффектов очень характерны для народной драмы.

В неразрывной связи с народностью  Шекспира находится его реализм. В основе шекспировского реализма лежит  живое, непосредственное отношение  ко всем явлениям жизни. При этом Шекспир не только правдиво изображает действительность, но и умеет глубоко проникнуть в нее, подметить и раскрыть то, что в ней есть самого существенного.

Реализм Шекспира проявляется в  том, что он изображает явления в  их движении и взаимной обусловленности, подмечая все оттенки и переходы чувств. Это дает ему возможность  рисовать цельных людей во всей их сложности и вместе с тем в  их развитии. В этом отношении глубоко  реалистично и построение характеров у Шекспира.

Подчеркивая в своих персонажах черты типические, имеющие общее  и принципиальное значение, он в  то же время их индивидуализирует, наделяя  разнообразными, добавочными черточками, которые делают их подлинно живыми.

Реализм Шекспира обнаруживается также  в точности анализа душевных переживаний  его персонажей и мотивировке  их действий и побуждений. Наконец, реализм Шекспира проявляется в  его языке. Исключительное богатство  языка Шекспира заключается не только в выражениях, оборотах речи, но и  в обилии смысловых оттенков различных  слов или речений.

Можно различать у Шекспира несколько  стилей. Разные персонажи говорят  у него неодинаковым языком, в зависимости  от их общественного положения. Сцены  лирические, трогательные, комические, трагические и т.п. также написаны у него разными стилями. Но и независимо от всего этого стиль Шекспира с течением изменялся, постепенно освобождаясь от поэтических прикрас и все более приближаясь к живым интонациям разговорной речи. Очень сильна в языке Шекспира народная стихия, выражающаяся в обилии народных оборотов речи, пословиц, поговорок, отрывков из народных песен и т.п. Стиль Шекспира, взятый в целом, глубоко правдив и реалистичен. Шекспир избегает схематичных, расплывчатых выражений, выбирая слова конкретные и точные, передающие сущность каждого чувства или впечатления, вплоть до малейших его оттенков.

Шекспир оказал огромное влияние на европейскую литературу. Это влияние  делается очень значительным в пору буржуазного Просвещения и еще  более возрастает после французской революции 1789 г. Шекспир становится образцом и учителем для всех наиболее прогрессивных писателей первой половины XIX в. Знакомство с ним сильно отразилось на творчестве драматургов, разными путями стремившихся создать национальную драму (Лессинг, Гёте, Шиллер, Гюго). Страстно любил Шекспира Гейне, который написал, между прочим, прекрасную книгу «Женщины и девушки Шекспира».

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Английская революция и противостояние пуритан не могли уничтожить память о великой эпохе английского  театра. Прошло время — и драматургия  английского Возрождения, прежде всего  драматургия Шекспира, вошла в  плоть и кровь мировой театральной  культуры, стала ее неотъемлемой частью, во многом определила дальнейший путь ее развития.

И, несомненно, самыми высшими достижениями английская драма эпохи Возрождения  обязана тем драматургам, произведения которых были близки народу и шли  преимущественно на сцене народных театров.

Одним из таких писателей и, наверное, самой яркой личностью английской драматургии Возрождения был  Вильям Шекспир. В его творчестве эта эпоха, ее сложные исторические процессы, ее прекрасные и трагические  стороны нашли самое полное и  совершенное художественное выражение.

Однако помимо Шекспира Англия эпохи  Возрождения подарила мировой литературе плеяду выдающихся писателей и драматургов.

И, несмотря на то, что английский театр, развившись позже итальянского и  испанского, создал на рубеже XVI – XVII вв. искусство, идейная зрелость которого предопределялась зрелостью самого исторического процесса – процесса решительной ломки феодальных форм и закладки основ буржуазного  общества.

Информация о работе Английское Возрождение XVI в