Английское Возрождение XVI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

С начала XVI столетия в Европе снова просыпается интерес к классической культуре Древней Греции и Рима. В рамках этого процесса - пробуждения или "возрождения", как его называют (отсюда и "Ренессанс") - английские ученые вновь открыли для себя труды древних авторов. Позднее, когда в стране возникнут школы латинской грамматики, с этими трудами познакомятся и учащиеся.

Оглавление

Ведение
Томас Мор – основоположник утопии в литературе
Английское Возрождение и деятельность Елизаветы I
Английский театр эпохи Возрождения
Развитие английской драмы до Шекспира
Предшественники Шекспира
Вильям Шекспир: литературная деятельность, творческая эволюция, «шекспировский вопрос»
«Шекспировский вопрос».
Эволюция творчества
Шекспир-комедиограф
Хроники Шекспира
Вклад Шекспира в развитие ренессансного реализма
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие английской драмы до Шекспира.

 

В эпоху Возрождения в Англии особого расцвета достигла драматическая  литература, тесно связанная с  развитием в эту пору театральных  зрелищ и сценического искусства. Испытав  на себе воздействия как античной, так и классицистическо-гуманистической драматургии Европы (в первую очередь итальянской), английская драма тем не менее сохранила свой народный характер, вырастя непосредственно из драматических жанров средневековья – моралите и интерлюдий. Даже в период наибольшего подъема английский театр все еще сохранял многие черты, крепко связывавшие его с театром средневекового города.

В Англии расцвет гуманизма совпал с Реформацией, и поэтому первоначально  театр был использован здесь  в его традиционной средневековой  форме в целях сложной религиозно-общественной борьбы. Довольно рано под иноземным  влиянием создались в Англии гуманистические  «школьный» и «придворный» театры, но они имели сравнительно узкое  назначение и не оказали решающего  влияния на выработку новой драматургической манеры; с другой стороны, национальные театральные традиции были здесь  настолько сильны, что они оказали  воздействие на классицистические  тенденции гуманистического театра.

В течение всей первой половины XVI в. в английском театре шла борьба разнородных элементов, своих и привнесенных. Необычайный подъем драматургической деятельности приходится на вторую половину XVI и начало XVII в. В это время в Лондоне появляется много публичных платных театров, располагавших специальными зданиями и постоянными профессиональными труппами актеров (в отличие от средневековых «любительских» объединений, игравших где придется и для всего города). Вырастает интерес к театральному мастерству. Для этих театров работает множество выдающихся драматургов с Шекспиром во главе.

В первой половине XVI в. особой популярностью  пользовались в Англии моралите и  интерлюдии. Моралите («нравственное  действие») представляли собой особо  удобную форму для пропаганды новых, гуманистических идей, и поэтому  на первых порах ими особенно часто  пользовались гуманисты для обсуждения различных эстетических, религиозных, политических проблем. Аллегоризм и  назидательность – основные свойства этого жанра. Выводя на сцене олицетворения  добродетелей и пороков, моралите создавали  общие типы характеров, однако постепенно эти типы подвергаются индивидуализации.  Примером могут служить произведения Джона Бейля. Бейль писал пьесы на библейские сюжеты и моралите теологического содержания.

Другим распространенным в первой половине XVI в. видом театральных представлений были в Англии интерлюдии. Так называли здесь не только пьесы комического содержания, но и всякие другие комические пьесы с участием нескольких действующих лиц.  В конце концов интерлюдиями в Англии стали называть небольшие комические пьески, ближе всего по своему типу подходившими к французским фарсам. Интерлюдии этого рода послужили основанием для развития английской бытовой комедии.

С развитием гуманизма усиливается  влияние образцов античной драмы. Студенческие спектакли на латинском языке в английских университетах устраивались уже с конца XV в. В первой половине XVI в. интерес к «школьной драме» усилился и она все чаще стала пользоваться народным языком вместо латинского, благодаря чему смогла оказать некоторое влияние и на народную драму.

В 60-х годах XVI в. в Англии появляется уже много комедий различных типов. Иные их них являются подражаниями античным, другие – итальянским комедиям, в свою очередь нередко основанным на античных образцах. Возникает также и ренессансная трагедия, образцом для которой, как и в других странах, послужили главным образом трагедии Сенеки.

Гораздо более интенсивно драматургия  развивалась с 70-х годов XVI в.. На этот период приходятся важные изменения в сценических условиях и технической организации театральных зрелищ в Лондоне. До этого времени здесь существовал придворный театр. Он был рассчитан на избранный аристократический круг зрителей, группировавшихся вокруг королевской семьи, и посторонние лица допускались сюда лишь по особым приглашениям. Городское население столицы должно было довольствоваться нерегулярными представлениями случайных театральных групп странствующих актеров-профессионалов, наезжавших в Лондон. В третьей четверти XVI в. интерес горожан к театральным представлениям этого рода настолько вырос, что назрела необходимость создать в специально выстроенном для него здании. Такие театры действительно возникли в 70-х годах и с тех пор непрестанно увеличивались в числе.

В XVI в. городские театры в Лондоне  существовали в двух разновидностях: публичные и частные; впрочем, различие между ними постепенно сглаживалось. Частные и публичные театры отличались друг от друга главным образом  составом зрителей и особенностями  актерских трупп. Частные первоначально  обслуживали специально приглашенных лиц, впоследствии они различались  более дорогими местами и соответственно этому имели более состоятельных  посетителей. Здесь выступали преимущественно  «детские труппы». Публичные театры отличались дешевизной входной платы  и рассчитывали на разношерстную  и пеструю толпу зрителей, находились они не в центральной части  города, а за его чертой, на северном или южном берегу Темзы. В публичных  театрах играли исключительно профессиональные «взрослые» актерские труппы, и их сценические площадки отличались сложным  устройством.

Лондонские театры этого времени, как публичные, так и частные, имели особое устройство, значительно  отличавшее их от нынешних. Театральные здания, строившиеся, по-видимому, исключительно из дерева, имели то круглую или овальную форму, то форму многогранников. Иллюзию усиливали сценические эффекты, выполнявшиеся с помощью некоторых технических приспособлений, а также производившиеся за сценой звукоподражания (гром, лай собаки, пение петуха и т.д.), музыка, сопровождавшая спектакль, в особенности же экспрессивная игра актеров. Немалую роль играл в этом отношении и самый сценический текст, заключавший в себе описания мест, в которых происходит действие, например красот окружающей природы, или указания на время, когда действие происходит. Благодаря совокупности всех указанных приемов можно было достигнуть разнообразных иллюзий, например темноты, хотя спектакль шел при дневном свете.

Однако наибольшую помощь постановщикам  оказывал в этом отношении театральный  зритель, живо и эмоционально реагировавший  на представление, обладавший легковозбудимым  воображением. Пестрота, смешанный  состав театральных зрителей в публичных  театрах также представляют их весьма существенную особенность. Публичные  театры посещали и зажиточные горожане, и аристократия, располагавшиеся  в ложах галерей нижних ярусов, а иногда и на самой авансцене; верхняя галерея и партер наполнялись более демократической публикой – всеми, кто мог уплатить за вход самую незначительную сумму (1 – 2 пенса).

Популярностью театра у всех классов  общества следует объяснить разнообразие и пестроту создавшегося для него репертуара. Репертуар этот был создан группой выдающихся драматургов, являющихся непосредственными предшественниками Шекспира.

 

4. 1. Предшественники Шекспира.

 

Одним из наиболее талантливых предшественников Шекспира был Кристофер Марло (1564 – 1593). Марло был первым писателем, обработавшим в драматической форме легенду о Фаусте, изложенную незадолго до того в немецкой народной книге. Пьеса его «Трагическая история жизни и смерти Доктора Фауста», написанная, вероятно, около 1588 – 1589 гг., значительно видоизменяет философский и нравственный смысл предания, хотя в сюжетном отношении очень близка к народной книге. Фауст у Марло – титаническая натура. Он дает душу дьяволу за знание, земное счастье и власть. Договор с Мефистофелем должен сделать его «владыкой мира», доставить ему несметные богатства и неограниченное могущество. Но всем этим Фауст хочет воспользоваться отнюдь не только в узколичных, эгоистических целях; он, например, намерен основать ряд университетов, увеличить военную мощь своего отечества, окружив его непроницаемой медной стеной, завоевать соседние страны: Италию, Африку с Испанией и т.д. Не менее своеобразна у Марло трактовка образа Мефистофеля: он не похож на чертей средневековых легенд, и в нем нет никаких комических черт. Мефистофель Марло – это дух, «изнемогающий от страдания», носящий ад в своем сердце, и в то же время мятежник против божественных сил; к Фаусту он является не столько вследствие магических заклинаний, сколько потому, что Фауст, как и сатана, хулит бога и ненавидит Христа.

Марло оказал большое влияние на творчество Шекспира и других драматургов того времени. Шекспир перенял от него не только белый стих (благодаря Марло окончательно утвердившийся в английской драме), но и многие идейные особенности и стилистические приемы его пьес, например тип трагического героя, вокруг которого концентрируется действие, высокий пафос характеристики, решение многих этических и общественно-политических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вильям Шекспир: литературная деятельность, творческая эволюция, «шекспировский вопрос».

 

Шекспир в своем творчестве необыкновенно  углубил все то, что воспринял  от своих предшественников. Его биография  нам мало известна. Основные твердо установленные факты ее сводятся к следующему.

Вильям Шекспир родился в  городке Стретфорде-на-Эйвоне и был сыном зажиточного перчаточника. Шекспир учился в местной «грамматической» школе, в которой преподавался латинский язык и начатки греческого, затем, в очень молодые годы женился, а около 1587 г. переселился в Лондон.

В 1593 г. поступил на службу в качестве актера и драматурга в лучшую лондонскую труппу. Члены этой труппы в 1599 г. построили  театр под названием «Глобус», на сцене которого регулярно ставились  пьесы Шекспира. Труппа эта славилась  также своими комическими актерами, вводившими в исполнение очень живую  импровизацию. Сам Шекспир, по-видимому, не был особенно даровитым актером. Но еще до вступления в эту труппу он приобрел славу выдающегося драматурга, теперь окончательно за ним утвердившуюся. Около 1593 г. Шекспир сблизился с  группой молодых аристократов, любителей  театра, в частности, с графом Саутгемптоном, которому он посвятил две свои поэмы: «Венера и Адонис» и «Обесчещенная  Лукреция». Ему же, как полагают, посвящен и сборник сонетов, изданных в 1609 г., но написанных гораздо раньше. Эти поэмы и сонеты, да еще несколько  стихотворений – единственные недраматические  произведения, созданные Шекспиром. Около 1612 г. он окончательно переселился  в Стретфорд, бросив театр и совершенно прекратив свою деятельность драматурга. Последние Годы Шекспир провел совсем незаметно и мирно скончался в кругу семьи в 1616 г., по преданию, в день своего рождения, - 23 апреля.

 

5. 1. «Шекспировский вопрос».

 

Скудность сведений о жизни Шекспира дала повод к возникновению в  середине XIX в. гипотезы, согласно которой  автором пьес, носящих имя Шекспира, был не актер Вильям Шекспир, а  какое-то другое лицо, по неизвестным  причинам пожелавшее скрыть свое имя. Лицо это будто бы заключило договор  с Шекспиром, который за известное  вознаграждение согласился выдать его  пьесы за свои. Сторонники этой гипотезы утверждали, что истинным автором шекспировских пьес был философ Фрэнсис Бэкон.

Предлагали также графа Дерби, лорда Ретленда и т.д. Все эти домыслы не имеют никакого фактического основания, и серьезные ученые всегда их отвергали. Но «антишекспиристы» до сих пор не сдают своих позиций, им представляется невозможным, чтобы какой-то, по их выражению, «провинциальный недоучка», «сын простого торговца», написал гениальные произведения, которые обнаруживают такой глубокий ум, душевную чуткость и проницательность, такое замечательное искусство и благородство чувств. По их мнению, автором этих произведений мог быть только человек утонченной культуры, необычайно образованный, принадлежащий к высшим слоям общества.

 

 

5. 2. Эволюция творчества.

 

Стиль и жанры пьес Шекспира, их тематика и характер изменялись в  зависимости от того времени, когда  они были написаны. Мы различаем  три периода творчества Шекспира.

1). Первый характеризуется оптимизмом, господством светлого жизнеощущения,  веселых тонов. Сюда прежде всего относится ряд жизнерадостных и живописных комедий Шекспира, нередко окрашенных глубоким лиризмом, например «Сон в летнюю ночь» (1595), «Венецианский купец» (1596), «Много шума из ничего» (1598), «Как вам это понравится» (1599), «Двенадцатая ночь» (1600) и др. Одновременно с этим Шекспир создает серию своих «хроник» (пьес на сюжеты из английской истории): «Ричард III» (1592), «Ричард II» (1595), две части «Генриха IV» (1597), «Генрих V» (1599) и др. Хотя в этих пьесах нередко изображаются очень мрачные и жестокие картины, все же в них преобладает вера в жизнь, в победу доброго начала. К этому периоду относятся также трагедии «Ромео и Джульетта» (1595), «Юлий Цезарь» (1599). Первая их них, несмотря на свой трагический сюжет, написана в светлых и жизнерадостных тонах и содержит множество веселых сцен, напоминающих созданные одновременно комедии Шекспира. Вторая, более суровая, является переходом ко второму периоду.

2). В этот период, с 1601 по 1608 г., Шекспир ставит и разрешает  великие трагические проблемы  жизни, причем к его вере  в жизнь присоединяется струя  пессимизма. Почти регулярно, по  одной в год, он пишет трагедии: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король  Лир» (1605), «Макбет» (1605), «Антоний и  Клеопатра» (1606), «Кориолан» (1607), «Тимон Афинский» (1608). Он не перестает в это время сочинять и комедии, но, за исключением «Виндзорских насмешниц» (1601 – 1602), они уже не имеют прежнего характера беспечного веселья и содержат в себе настолько сильный трагический элемент, что, пользуясь современной терминологией, их удобно было бы назвать «драмами», - такова, например, пьеса «Мера за меру» (1604).

3). В третий период, с 1608 по 1612 г., Шекспир пишет почти исключительно  «трагикомедии» (пьесы с остродраматическим  содержанием, но со счастливым  концом), в которых проявляется  мечтательное, лирическое отношение  к жизни. Важнейшие – «Цимбелин» (1609), «Зимняя сказка» (1610), «Буря» (1612).

Информация о работе Английское Возрождение XVI в