Абсолютизм в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Абсолютизм в политическом смысле есть форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в течение XVII и XVIII столетий господствующею государственною формою, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Причины складывания абсолютных монархий …………………………………………….5
2. Абсолютная монархия во Франции. Реформаторская деятельность Ришелье и ее значение…………………………………………………………………………………………10
3. Особенности английского абсолютизма. Причины его незавершенности………………16
4. Сущность и особенности испанского абсолютизма………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Абсолютизм в Западной Европе.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    Основные  причины перехода к абсолютизму  во Франции, Анrлии и в Испании  состояли в следующем.

    Bo-пepвых,  в условиях Реформации значительно ослабло влияние римско-католической церкви. Чтобы сохранить свои позиции, она нуждалась в поддержке монархов, а не в противоборстве с ними. Peлигиозные протестантские течения сами носили светский характер и первоначально были не настолько влиятельны, чтобы воздействовать на центральную власть.

    Bo-втopых, было подорвано влияние местной  феодальной знати, традиционно  противостоящей власти монархов. В управлении гocyдарством возросла  роль чиновничества. В экономической  жизни увеличилось значение торгово-предпринимательской городской элиты.

    B-тpeтьиx, военная роль тяжелой рыцарской  конницы резко уменьшилась. Основу  новых армий составили профессиональные, наемные войска, пехотинцы, оснащенные  огнестрельным оружием, артиллерией.  Их содержание стоило дорого  и было по средствам только королевскому двору.

    В-четвертых, младшие сыновья феодалов, купцы  и промышленники были заинтересованы в существовании сильной центральной  власти, способной осуществлять колониальную экспансию, захватывать новые земли  и рынки. Развитие мануфактурного производства требовало отмены права местных феодалов на установление таможенных пошлин и введение дополнительных налогов, ущемляющих торгoвлю.4

    Таким образом, при абсолютизме государство  достигает наивысшей степени  централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Характерным явлением для Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливали ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

 

     2. Абсолютная монархия во Франции. Реформаторская деятельность Ришелье и ее значение 

    Французский абсолютизм есть абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого режима. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией.

    Изменение в социально-экономической структуре  французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу ХVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточились в руках наследного главы государства - короля. Ему подчинялся весь централизованный государственный механизм - армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться.

    Важным  фактором, во многом способствовавшим усилению относительной независимости  королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся  во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов - дворянства, начавшего ослабевать, и буржуазии, все более набиравшей силу. Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности.5

    Важную  роль в становлении абсолютизма  сыграл кардинал Ришелье. В течении  почти двадцати лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII фактически безраздельно управлял страной.

      Значение реформаторской деятельности  Ришелье состоит в том, что он окончательно утвердил систему абсолютизма во французской монархии. Целью всех его помышлений и стремлений были сила и могущество государства. Этой цели он готов был приносить в жертву все остальное. Он не допускал вмешательства Римской курии во внутренние дела Франции и ради интересов французской монархии принял участие в тридцатилетней войне (максимально долго оттягивая вступление Франции в неё, до тех пор, пока не были преодолены внутренние проблемы государства), в которой стоял на стороне протестантов. Внутренняя политика Ришелье также не имела вероисповедного характера. Его борьба с протестантами окончилась «Миром милости», сохранившим свободу вероисповедания для гугенотов, но лишившим их всех крепостей и гарнизонов, и фактически уничтожив гугенотское «государство в государстве». По происхождению Ришелье был дворянином, но его заветной мечтой было заставить дворян служить государству за те привилегии и земли, которыми они владели. Дворянство Ришелье считал основной опорой государства, что указано в его «Политическом завещании», но требовал от него обязательной военной службы государству, иначе же предлагал лишать их дворянских привилегий.

    Чтобы следить за действиями вельмож-губернаторов, привыкших смотреть на себя, как  на своего рода наследников феодальных герцогов и графов, Ришелье посылал в провинции особых королевских комиссаров. На эти должности Ришелье выбирал людей из мелкого дворянства или горожан. А из должности комиссара медленно, но верно возникла постоянная должность интендантов.

    Укреплённые замки дворянства в провинциях были срыты, а дуэли, сильно распространившиеся среди дворян, запрещены под страхом  смертной казни. Такие меры располагали  народ в пользу кардинала Ришельё, но дворяне его ненавидели, вели против него придворные интриги, составляли заговоры, даже оказывали сопротивление с оружием в руках. Несколько герцогов и графов сложили голову на плахе. Ришельё, однако, не отнимал у дворянства той власти, которую оно имело над народом: привилегии дворянства по отношению к третьему сословию и его права над крестьянами остались неприкосновенными.

    Не  мог помириться Ришелье и с  гугенотской организацией, представлявшей собой государство в государстве. Французские протестанты на своих  окружных собраниях и на национальном синоде реформатской церкви нередко принимали чисто политические решения, вступали даже в переговоры с иностранными правительствами, имели свою казну, распоряжались многими крепостями и не всегда оказывались покорными правительству.

    Ришелье в самом начале своего правления решился всё это отменить. Последовала война с гугенотами, в которой они получили помощь со стороны английского короля Карла I. После неимоверных усилий Ришельё взял их главную крепость, Ла-Рошель, а затем победил их и на других пунктах. Он оставил за ними все их религиозные права, отняв только крепости и право политических собраний (1629 год).

    Строя государство нового времени на развалинах старого средневекового здания сословной  монархии, Ришелье заботился больше всего о сосредоточении всего  управления в столице. Он учредил вполне зависимый от правительства государственный совет для решения всех важнейших дел. В некоторых провинциях он уничтожил местные штаты, состоявшие из представителей духовенства, дворянства и горожан, и везде, при помощи интендантов, вводил строгое подчинение провинций центру. Старые законы и обычаи его нисколько не стесняли; вообще, он пользовался своей властью с величайшим произволом. Суды утратили при нём независимость; он часто извлекал разные дела из их ведения, для рассмотрения в чрезвычайных комиссиях или даже личного своего решения.

    Ришелье хотел подчинить государству  даже литературу и создал Французскую  академию, которая должна была направлять поэзию и критику по желательной  для правительства дороге.6

    Таким образом, политика Ришелье была направлена на защиту интересов дворянства. Под его руководством была резко усилена централизация административного аппарата, суда, финансов.

    При Людовике XIV (вторая половина XVII - начала XVIII в.) абсолютизм достиг высшей степени  своего развития.

    Значение  абсолютизма для страны не было однозначным. С XVI в. и первую половину XVII в. абсолютная монархия играла относительную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные  условия для её последующего социально-экономического развития. Нуждаясь в новых дополнительный средствах, абсолютизм содействовал росту капиталистической промышленности и торговли. Получили развитие экономическая политика и соответствующее экономическое учение, ставшее известным как меркантилизм. Его основные последователи считали основным источником богатства область денежного обращения. Одним из вариантов меркантилизма явилась экономическая политика, проводимая фактическим главой государства Кольбером. Правительство поощряло строительство новых мануфактур, вводило высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну иностранные товары, вело войны против иностранных держав - конкурентов в торговле, основывало колонии.

    Раскрывая суть абсолютной монархии, сложившейся  во Франции в период с XVI-XVIII вв., необходимо дать характеристику государственному механизму, позволившему на протяжении более двух веков управлять многоукладным и динамично  развивающимся государством.

    Концентрация  всей государственной власти в руках  короля привела к прекращению  деятельности обще-французского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третеесословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). В этот период также ограничиваются права парламентов. Парламентам запрещалось брать в ведение дела, касающиеся государства, администрации и правительства.

    Светская  власть, в лице короля, подчиняет  своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время  появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

    Укрепление  власти короля сопровождалось усилением  влияния бюрократического аппарата. Во-первых, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи  особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству. Государственные чиновники, купившие должность чувствовали себя независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы. Во-вторых, в период политических кризисов, охвативших Францию в XVI веке, особенно во времена религиозных войн, правительство, с целью привлечения влиятельной знати на свою сторону, передало ей некоторые важные посты в государственном аппарате, которые впоследствии стали достоянием отдельных аристократических семей.

    Проблемы, возникшие при формировании старого  государственного аппарата, были решены путем создания новой системы  государственных органов. Важнейшие  посты в новой системе занимали лица, назначаемые правительством, и которые в любое время могли быть отозваны. Как правило, это были люди незнатные, образованные и преданные монархии. В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

    Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Служащие получали огромные жалования. Так король привлекал на свою сторону знать.

    Основной  опорой для всего государственного устройства являлись финансы, которые  в основной своей массе формировались  из налогов.

    Несмотря  на объединение Франции и ликвидацию раздробленности, продолжали существовать внутренние таможни. Фискальные меры позволяли правительству собирать значительные средства от пошлин не только за счет границ, но и внутри страны.

    В пользу короля взимались судебные платежи, штрафы, различные сборы, средства от продажи прав на производство определенных видов продукции (таких как порох, соль) и т.д.

Информация о работе Абсолютизм в Западной Европе