Абсолютизм в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Абсолютизм в политическом смысле есть форма правления, при которой верховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в течение XVII и XVIII столетий господствующею государственною формою, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Причины складывания абсолютных монархий …………………………………………….5
2. Абсолютная монархия во Франции. Реформаторская деятельность Ришелье и ее значение…………………………………………………………………………………………10
3. Особенности английского абсолютизма. Причины его незавершенности………………16
4. Сущность и особенности испанского абсолютизма………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы …………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Абсолютизм в Западной Европе.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Абсолютизм  в Западной Европе

 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………………………………3

1. Причины  складывания абсолютных монархий  …………………………………………….5

2. Абсолютная  монархия во Франции. Реформаторская  деятельность Ришелье и ее  значение…………………………………………………………………………………………10

3. Особенности  английского абсолютизма. Причины  его незавершенности………………16

4. Сущность  и особенности испанского абсолютизма………………………………………21

Заключение  …………………………………………………………………………………….23

Список  использованной литературы …………………………………………………………25

 

Введение 

    Абсолютизм  в политическом смысле есть форма  правления, при которой верховная  власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был в европейских  континентальных государствах в  течение XVII и XVIII столетий господствующею государственною формою, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров.

    Наряду  с абсолютизмом государственной  власти существует и абсолютизм самого государства, так называемый государственный абсолютизм, представляющий двоякое понятие: а) полная самостоятельность государства и в деле законодательства, и в деле управления, то есть независимость государства от какого- либо другого государства, от какой -либо посторонней государству власти; б) положение, когда государство берет в свое ведение все важнейшие государственные дела.

    Абсолютная  монархия характеризуется сосредоточением  всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

    Тема  абсолютизма актуальна в настоящее  время. Монархическая форма правления имеет место в некоторых странах Европы и Востока. Многие теоретики права, политологи, ученые проводят параллели между абсолютизмом и современными реформами. На наш взгляд, абсолютизм (абсолютная монархия) изжил себя, показав свою ущербность. Современные типы общественного управления (например, конституционная монархия) более слажена, в них эффективно действует система сдержек и противовесов, потому в настоящее время существует меньше причин для общественного противостояния  и революций.

    Целью данной работы является рассмотрение вопроса о причинах возникновения и сущности абсолютизма в Западной Европе.

    Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть вопрос о причинах  возникновения и сущности абсолютизма  в Западной Европе.

    2. Выявить особенности проявления  абсолютизма в таких странах  как Англия, Франции и Испания.

    В качестве теоретической и методологической основы данной работы взяты нормативно-правовые акты, учебная, публицистическая, монографическая  литература.

      Данная работа основана на трудах таких авторов как Люблинская А.Р., Штокмар В. В., Крашенинникова Н.А, Жидков О.А., Омельченко О.А. и некоторых других.

    Работа  состоит из введения, 4 параграфов и  заключения.

    Тема  данной работы имеет теоретическую  и практическую значимость, предназначена как для студентов, так и для практических работников. 
 

 

1. Причины складывания  абсолютных монархий 

    Абсолютизм (абсолютная монархия)- это форма  феодального государства, при которой  монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII – XVIII века.

    С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы  государства - монарха сосредотачивается  вся полнота законодательной  и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.1

    Можно выделить следующие предпосылки к установлению абсолютизма в странах Западной Европы.

    1. Философские предпосылки к абсолютизму. XVIII в. - время господства просветительской  идеологии. Французские Вольтер,  Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж..-Ж.. Руссо и английские просветители  Дж. Локк и Т. Гоббс сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития:

    Т. Гоббс создал теорию общественного  договора, заключавшуюся в гипотезе возникновения государства, как  исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве.

    Ш. Монтескье сформулировал принцип  разделения властей и сформулировал  постулат о том, что целью любой  формы государства является сохранение свободы на основе закона. Теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

    Дидро боролся с всесилием церкви, считая требования, предъявляемые ей человеку не основанными на доводах разума и, следовательно, не справедливыми.

    Дж. Локк впервые выделил три важнейших  права человека: право на жизнь, право  на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда).

    Краеугольным  камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума. Просветители выступали поборниками равенства  всех перед законом, право каждого  на обращение в высшие органы управления, лишение церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы, и справедливого налогообложения.

    Один  из путей достижения свободы, равенства  и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

    2. Исторические предпосылки абсолютизма.  Во второй половине XVIII века абсолютизм, утвердившийся в Европе и давший  неограниченную власть монархам, уже клонился к упадку. В Англии смертельный удар абсолютизму был нанесен революцией (1640-1660). Там король был уже не «милостью Божией», а милостью парламента. Во Франции, где окрепшая, обладавшая развитым самосознанием буржуазия не желала довольствоваться полууступками феодальной аристократии, дело шло к кровавой развязке. В большинстве же европейских стран, где возможности абсолютизма еще не были исчерпаны, складывалась особая политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма. Во второй половине XVIII века она проводилась в Австрии, Пруссии, России, Дании, Швеции, Испании, Италии, Португалии.

    Для просвещенного абсолютизма характерны активная деятельность самодержавного государства, направленная на законодательное закрепление крепостничества, усиление привилегий дворянства, расширение границ государства, покровительство развитию промышленности и торговли, жестокое подавление народных волнений, а также резкое противоречие между либеральной официальной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой.

    В перечисленных странах абсолютистское государство было не в силах воспрепятствовать  развитию буржуазии, потому решило пойти  ей на некоторые уступки. Оно лишь пыталось казаться «просвещенным», в  основе своей оставаясь неизменным и по-прежнему отстаивая интересы знати. Да и буржуазия в этих странах даже в XVIII веке была заинтересована в феодально-абсолютистском государстве больше, чем оно - в буржуазии. Монархи любили говорить об «общем благе», о «всенародной пользе», порой успешно создавая иллюзию, будто служат всем подданным в равной мере. Получилась парадоксальная вещь: идеи Просвещения, враждебные абсолютизму, были использованы для его оправдания. Многие государи и их министры искренне увлекались ими, особенно в молодости. Им очень нравилась мысль о государстве во главе с просвещенным монархом, который советуется с философами и преобразует общество на новых, разумных началах. В XVIII веке эту идею усердно распространяли многие просветители, особенно Вольтер, долгое время гостивший у Фридриха II в Пруссии. Объективно в этом отражалось стремление умеренно-либеральной части буржуазии провести буржуазные преобразования без революции, путем реформ сверху. Такой ход развития, сохранявший за дворянством господствующее положение, вполне устраивал монархов. Среди просветителей были и принципиальные противники абсолютистского режима, но они не находили поддержки в тех странах, где буржуазия была еще слишком слаба, чтобы мечтать о власти. К тому же приносила свои плоды практика возведения во дворянство выходцев из иных сословий и пожалования титулов.

    И все же наиболее неотложные преобразования в абсолютистских государствах были проведены: устранены некоторые  сословные привилегии, например, стали  взимать налоги и с дворян, проведены крестьянские реформы. Церковь постепенно переходила в подчинение государству, последнее присваивало ее земли. В Испании и Португалии было сокращено число монастырей, положено начало светскому образованию. Постепенно в обществе утверждалась веротерпимость. Правители и их помощники, особенно юристы, применяли аргументы просветителей, чтобы обосновать феодально-абсолютистское законодательство, которое противоречило буржуазному пониманию права. То же самое касается и теории государства. Практика управления страной была весьма далека от идеалов просветителей, хотя государи нередко прибегали к их философии, чтобы оправдать свое безраздельное господство.2

    Теория  общественного договора, придуманная  просветителями, воспринималась монархами  как соглашение, по которому народ должен был полностью им подчиняться. Как только ставились на карту главные интересы дворянства, готовность правителя идти на уступки, как бы он ни кокетничал с просветителями, тут же заканчивалась. Так, многие из самодержцев хотя и одобряли просветительские теории воспитания, а иногда даже и позволяли опробовать их на практике, не отваживались, однако, упразднить сословную школу, отражавшую структуру общества и привилегированное положение в нем дворянства. Главными сторонниками просвещенного абсолютизма были, наряду с королями и их министрами, также часть дворянства, считавшая необходимым, в основном по экономическим соображениям, ослабить феодальную зависимость, и многие буржуазные земледельцы. Революция во Франции, уничтожившая в стране абсолютизм и напугавшая монархов всей Европы, положила конец политике просвещенного абсолютизма там, где она не была прекращена еще раньше.3

    В той или иной степени черты  абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государства  Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале XVI века, а свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610-1715). В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.

Информация о работе Абсолютизм в Западной Европе