Правовые средства осуществления функций охраны собственности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования состоит в комплексном анализе правовых средств, с помощью которых осуществляется функция охраны собственности в Российской Федерации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:
- определить роль функции охраны собственности среди прочих функций государства;
- рассмотреть категорию «собственность» как объект охраны;
- проанализировать функцию охраны собственности;
- охарактеризовать правовые средства, с помощью которых осуществляется охрана собственности в Российской Федерации;
- рассмотреть правонарушения против собственности.

Файлы: 1 файл

КурсоваяПравовыеСредстваОсуществленияФункцииОхраныСобственРФ.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 


 


Дисциплина - ТГП

Курсовая работа: Правовые средства осуществления функций охраны собственности в РФ

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правоотношения собственности занимают особое место среди иных имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.

В частности, Д.И. Мейер отмечал, что «право собственности - право первостепенное, господствующее над всеми другими имущественными правами»1.

Надо заметить, что и в наше время собственность остается основой не только гражданского оборота, но и базой общественного строя. Подтверждением тому является тот факт, что изменение экономических отношений в обществе, основанных на определенной форме собственности, с неизбежностью влечет изменение политических отношений.

Следовательно, охрана экономических отношений собственности как материальной основы любого общественного строя составляет важнейшую задачу всякой правовой системы.

Поэтому, несомненно, важными остаются вопросы защиты и охраны собственности в Российской Федерации.

Именно в этом автор видит актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации функции охраны собственности в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы законодательства, а также опубликованный научный материал по данной проблеме.

Цель данного исследования состоит в комплексном анализе правовых средств, с помощью которых осуществляется функция охраны собственности в Российской Федерации.

Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе исследования следующих задач:

- определить роль функции охраны собственности среди прочих функций государства;

- рассмотреть категорию «собственность» как объект охраны;

- проанализировать функцию охраны собственности;

- охарактеризовать правовые средства, с помощью которых осуществляется  охрана собственности в Российской  Федерации;

- рассмотреть правонарушения против  собственности.

При проведении исследования были использованы общенаучные методы: системно-структурный, сравнительный; а также частно-научные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.

В процессе написания работы был проведен анализ опубликованного научного материала.

Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОХРАНА СОБСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

1. Роль функции охраны собственности среди других функций государства

А.В. Мелехин приводит следующую систему критериев классификации функций государства:

1. В зависимости от направленности  решаемых государством целей  и задач (внутренние и внешние).

2. По продолжительности их существования  и деятельности (постоянные и временные).

3. По важности и социальной  значимости тех или иных направлений  государственной деятельности (основные  и не основные).

4. По принципу разделения властей (законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные).

5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества).

6. От сфер их приложения и  осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические).

7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).

8. На основании территориального  масштаба, в пределах которого  они реализуются (федерации и  субъектов федерации или, как  в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства).

9. В зависимости от обусловленности «природой всякого общества» (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества, - общесоциальные функции)2.

На основании данной классификации необходимо отметить следующее. Правоохранительная функция должна в числе прочих относиться к внутренним функциям государства, поскольку решает задачи охраны прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения правопорядка на территории государства.

По времени осуществления правоохранительная функция будет являться постоянной ввиду непрерывности прохождения правоотношений и необходимости постоянной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина и непрерывного обеспечения правопорядка.

По важности и социальной значимости правоохранительная функция, безусловно, должна быть отнесена к основной.

А.М. Артемьев подтверждает данную позицию: «Системообразующий характер правоохранительной функции современного Российского государства определен реализацией стратегической политико-правовой линии на построение правового государства. В той мере, в какой движение к правовому государству является реальностью, правоохранительная функция приобретает свое главенствующее значение»3.

В свою очередь, классификация А.В. Мелехиным правоохранительной функции по принципу разделения властей представляется весьма условной. Правоохрана шире, чем то разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную, которое сегодня имеется. В качестве противника данного пункта классификации может выступить прокуратура, которая традиционно относится к числу правоохранительных органов, однако ни к одной из ветвей власти не относится, а является органом надзорным, обособленным в структуре современных государственных институтов.

А.В. Ельцов пишет о двух основных системообразующих функциях государства: правовой и политической4.

Отождествляя «функции государства» и «направления деятельности государства» и ссылаясь на иных авторов, А.В. Ельцов говорит о том, что исходя из единства и противоположности правовой и политической сущности государства выделяются такие узловые направления его действия, которые, с одной стороны, выражают и воспроизводят противоречия в обществе, а с другой - консолидируют его и способствуют его объединению. С этой точки зрения выделяется четыре направления действия государства: охрана, консолидация, принуждение и воспроизводство власти5.

Правоохранительная функция в числе иных функций должна включаться в функцию охраны, поскольку это предопределяется ее правовой природой.

С.Я. Боженок пишет о том, что можно выделить следующую группу направлений деятельности государства, включающих его основные функции.

Политическая функция, заключающаяся в формировании и обеспечении функционирования в обществе системы государственной власти путем создания структуры государственных органов и правовых механизмов государственного управления, участия в международных отношениях и т.п.

Экономическая функция, в рамках которой государство определяет экономическую стратегию развития общества, устанавливает правовые регуляторы рыночных отношений, охраняет и защищает собственность, обеспечивая равные возможности для функционирования ее различных форм (государственной, муниципальной, частной и др.), осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Социальная функция, заключающаяся в охране прав и законных интересов личности, а также обеспечении всех граждан достойным уровнем жизни, соответствующим уровню экономического, культурного и исторического развития государства.

Функция обеспечения национальной безопасности, предполагающая оборону страны от вооруженного нападения, защиту государством своего суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости государства6.

Следуя классификации функций государства, предложенной цитируемым автором, можно сказать, что правоохранительная функция является социальной, поскольку приоритет прав и свобод человека и гражданина есть основной ее смысл и обобщенная цель.

Вместе с тем было бы правильным трактовать функцию обеспечения национальной безопасности шире, чем это делает С.Я. Боженок.

Национальная безопасность предполагает оборону страны не только от внешнего нападения, но и от внутренних угроз, коими являются различные разрушающие факторы, такие, как преступность, терроризм, экстремизм, коррупция, да и в целом несоблюдение законов, какими бы санкциями ни определялась их тяжесть, и т.п.

Эти факторы действуют внутри страны, государства и оказывают негативное влияние на всю ее жизнь в целом, может быть, не так явно и быстро, как это бывает в результате внешних воздействий, но тем не менее последствия от этих влияний могут достигать колоссальных размеров, влияя и на суверенитет, и на территориальную целостность, и на иные важные составляющие государственного устройства.

Таким образом, следуя данной логике, правоохранительную функцию государства необходимо относить как к социальным функциям государства, так и к функциям обеспечения национальной безопасности внутри страны.

А.М. Артемьев пишет, что анализ проводимых государством мероприятий в правовой сфере общественной жизни позволяет с достаточным основанием утверждать, что государственное правоохранительное воздействие является постоянной функцией, присущей любому государству на всех этапах его исторического развития7.

На основании изложенного, делаем вывод о том, что правоохранительная функция государства занимает свое четко определенное место в системе функций государства и является внутренней, постоянной, основной, социальной, обеспечивающей национальную безопасность функцией государства.

2. Собственность как объект охраны

Собственность как экономическая категория – это отношение между людьми, их коллективными образованиями по поводу принадлежащего им имущества. В силу этих отношений, основанных на различии «своего» и «чужого», одни лица обладают имуществом и охраняют его, а другие должны уважать чужую собственность, не причинять вред собственнику.

Надо заметить, что понятие «собственность» можно рассматривать в юридическом и неюридическом смысле.

Собственность в юридическом смысле включает в себя отношения, характеризуемые следующими признаками:

1) в этих отношениях иногда  возникают противоречия интересов  их участников, и они при своей  остроте не могут разрешиться без правового вмешательства;

2) противоречия в отношении собственности  значимы для интересов государства, что и побуждает его применять  правовое вмешательство в эти отношения;

3) противоречие необходимо устранить, поскольку, будучи неустранимым, оно может нанести ущерб общественным или государственным интересам.;

4) противоречие возможно устранить  в силу того, что данный вид  общественных  отношений поддается правовому регулированию;

5) устранение противоречий правовыми  средствами не будет противоречить Конституции РФ, международно-правовым обязательствам, общечеловеческим ценностям.8

Поэтому правовая форма экономических отношений собственности становится объективно необходимой, волевые отношения собственности не могут нормально развиваться и  функционировать вне правовой оболочки, без принудительной силы, охраны со стороны государства.

Правовое регулирование отношений собственности складывается из правил (норм) поведения, которые, устанавливают саму возможность (или невозможность) принадлежности материальных благ определенным лицам (их коллективам), тем самым, закрепляя юридически фактическое состояние их присвоенности; определяют характер и границы поведения владельцев имущества, охраняемые законом, то есть их правомочия, характеризующие конкретные возможности «хозяйственного господства»; правовые способы защиты от посягательства других лиц на охраняемое «состояние присвоенности» материальных благ и предоставляемые им возможности хозяйственного господства.

По своей юридической природе все перечисленные правила разнородные и разноотраслевые.

В первую группу названных норм нужно будет включить конституционные правила, земельно-, гражданско- и административно-правовые нормы об основаниях приобретения и прекращения прав на имущество.

Во вторую группу войдут гражданско-правовые нормы, определяющие правомочия собственников и других владельцев.

Третья группа правил охватит нормы земельного, гражданского, административного и уголовного права о защите отношений собственности.

Это означает, что отношения собственности определяются нормами различных отраслей права. Из этого следует, что совокупность норм, регулирующих отношения собственности, имеет комплексный, межотраслевой характер9.

Существенное расширение круга объектов права собственности за счет вовлечения в него все большего количества невещественных объектов во многом продиктовано все возрастающей их ролью в функционировании экономической системы и, как следствие, заинтересованностью субъектов экономической деятельности в придании операциям с ними характера отношений собственности и получении тем самым той правовой защиты, которой бы они не имели, оставаясь преимущественно обязательственными.

Информация о работе Правовые средства осуществления функций охраны собственности в РФ