История конституции Российской Федерации 1993 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. История развития конституции до 1993 года
1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года…………………………………………………………………….5
1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие………………………7
1.3. Конституции РСФСР………………………………………………….8
Глава II. История конституции Российской Федерации 1993 года
2.1. Принятие конституции……………………………………………...13
2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации….16
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..…20
ЗАКЛЮЕНИЕ……………………………………………………………………27
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

света-курсовая.docx

— 61.43 Кб (Скачать)

     Поправки  в соответствии с действующей  Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в  порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия  вступления поправок в силу их одобрение  органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации  о поправке к Конституции РФ. Такое  толкование ст. 136 о форме правового  акта дано, как отмечалось выше, в  Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении  отмечалось также, что Федеральное  Собрание может определить в федеральном  законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный  закон был принят в 1998 г.

     Закон Российской Федерации о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под  поправкой в соответствии с Законом  понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений  этих глав. После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

     Конституция в ч. 2 ст. 65 закрепляет, что принятие в Российскую Федерацию и образование  в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным  конституционным законом, а в  ч. 5 ст. 66 устанавливает, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации  и ее субъекта в соответствии с  федеральным конституционным законом.

     Что касается изменения наименования субъекта (ч. 2 ст. 137), то этот вопрос относится к исключительным полномочиям самого субъекта. Однако остался открытым вопрос о том, каким правовым актом должно быть внесено новое наименование в Конституцию. По запросу Государственной Думы о толковании ч. 2 ст. 137 Конституционный Суд в своем постановлении определил, что новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции указом Президента РФ. Однако Конституционный Суд определил, что изменение наименования субъекта в рамках ч. 2 ст. 137 не должно нарушать основы конституционного строя, права других субъектов Федерации, права и свободы человека и гражданина.

     В Основной закон внесены поправки, предусмотренные Законом  РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"[3], Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации".

Увеличен  срок полномочий Президента РФ и депутатов  нижней палаты российского парламента. Согласно Основному закону глава  государства будет избираться на 6 лет (ранее - на 4 года), а депутаты Госдумы - на 5 лет  (ранее - 4). [4]

     Кроме того, правительство обязано отчитываться перед Госдумой о своей работе. Отчеты будут публиковаться в "Российской газете" и "Парламентской газете". Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2008 г. N 8-ФКЗ соответствующие изменения внесены также и в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". [5]

     Инициатором нововведений выступил Президент России Д. Медведев. Впервые с предложением о поправках к Конституции  он обратился в своем ежегодном  Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года.  11 ноября в Госдуму были представлены соответствующие законопроекты. Госдума, региональные парламентарии и сенаторы одобрили предложенные изменения в Основной закон страны. 

30 декабря  2008 года президент Д. Медведев подписал Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации N 6-ФКЗ, Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации N 7-ФКЗ и Федеральный конституционный закон N 8-ФКЗ.  
 
 
 

Заключение  

  В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций – соответственно 1918,1925,1937,1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 года.

     Сроки действия конституций РСФСР составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что  говорит, учитывая сложный исторический путь развития России, в целом об относительной стабильности конституций.

Принятие  каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило  итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый  этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций  или углубление и совершенствование  прежних.

     Наука конституционного права исследует  особенности каждой конституции  с позиций ее роли как основного  источника одноименной отрасли  права, формирования и развития в  ней конституционно-правовых институтов, сущности отражаемых в ней концепций.

     Первые  четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими  конституциями. Несмотря на существенные особенности, свойственные каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности  – сохранения социалистических ценностей, утверждения советской власти, носили классовый характер, выступая как  воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

     Все конституции советского типа были в  значительной мере фиктивны. Они провозглашали  принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким  принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство России, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.  

     Доминирующей  в конституционной теории и практике признается точка зрения, что сущность конституции состоит в том, что  она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими  силами по коренному вопросу, который  она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в  жизнь общества и индивидов. 

     Не  случайно конституции большинства  демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

В советских  конституциях такая формула впервые  была воспроизведена в Конституции  СССР 1977 г., Конституции РСФСР 1978 г. Так, в преамбуле Конституции 1978 г. было записано: "Народ Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую  Конституцию" (в последующих редакциях  преамбулы эти слова были сняты).

     В действующей Конституции РФ рассматриваемая  черта отражена наиболее последовательно  по сравнению со всеми предшествующими  Конституциями. В ее преамбуле сказано: "Мы, многонациональный народ  Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

     Какой же является российская Конституция? Она  не является классовой по своей сути. По своему источнику это народная конституция, поскольку принята  народом на референдуме, а не установлена  государством. Неприменима к ней  и трактовка правового акта как  общественного договора, который  требовал всеобщего согласия всех для  принятия конституции, в котором несогласным с ним даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

     Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные  с конституцией, так и не согласные  с ней. Всем предоставляется право  в легальных формах проповедовать  свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие. Принятая при участии большинства  избирателей, она поддерживается этим большинством, при этом демократические  права меньшинства также принимаются  во внимание.

     Подводя вывод, можно сказать, что действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовые акты

1.     Конституция РФ. М., Юрист, 2010.

2.     Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 “О референдуме Российской Федерации”// Собрание законодательства РФ, 1995. N 42. Ст. 3921.

3. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" - «Российская газета»

4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации - «Российская газета»

5. Федеральный  конституционный закон от 30.12.2008 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"- «Российская газета»

 

Учебная и научная литература

6. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответ. редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд. Норма. 2001. С. 313.

7. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 1996. C. 33.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: 2001. С. 43.

9. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 1996. C. 36.

10. Михалева Н.А. Конституция, политика и социальный прогноз. // Советское государство и право. 1991, № 3. С. 22.

11. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 1996. C. 40.

12. Ильинский И.П. Конституция обновленной России. // Советское государство и право. 1991, № 3. С. 16.

13. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1996. С. 55.

14. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 42.

15. Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь. М., Большая Рос. Энцикл., 1995. С. 25.

16. Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 112.

17. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 45.

18. Лассаль Ф. О сущности конституции. С-Пб., 1996. С. 48.

19. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность – М.: РЮИД. 1997. С. 69.

20. Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146. 

Информация о работе История конституции Российской Федерации 1993 года