История конституции Российской Федерации 1993 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. История развития конституции до 1993 года
1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года…………………………………………………………………….5
1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие………………………7
1.3. Конституции РСФСР………………………………………………….8
Глава II. История конституции Российской Федерации 1993 года
2.1. Принятие конституции……………………………………………...13
2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации….16
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..…20
ЗАКЛЮЕНИЕ……………………………………………………………………27
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

света-курсовая.docx

— 61.43 Кб (Скачать)

     С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как  и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в  значительной степени копирует Союзную.

     Вторая  Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в  стране, происшедшее в связи с  окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья  Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция  1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.[8; 22]

     Четвертая Конституция  - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

     Внешнеполитические  цели и задачи РСФСР связывались  с противостоянием двух мировых  систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой  арене, созданием новых международных  отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.[11; 40] 

     Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства. 

     Глубокие  перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после  провала августовского путча 1991 года, распад СССР  не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.  

     С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция  РФ приобрела принципиально новые  черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

     Из  официального названия страны и республик  в составе РФ были исключены определения  “советская”, “социалистическая”, что  означало признание несостоятельности  социалистической модели развития .Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

     Существенно преобразовывалось государственное  устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и  областей добились статуса республик  в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция  органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики. 
 
 
 
 
 

II глава. Конституция  Российской Федерации 1993 года 

     2.1. Принятие  конституции

     Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

     Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не создает новое  государство.[12; 16]

     Это государство существовало — в  разных границах и при разных формах правления — многие столетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституция Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории. Простое подразделение конституций на советские и постсоветские недостаточно для раскрытия сущности происшедших перемен.

В июне-июле 1993 года Конституционное совещание подготовило свой проект. Он был создан в основном на базе президентских предложений и с учетом проекта, рассматривавшегося на шестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках можно было отметить идентичность или, по крайней мере, схожесть большинства положений. В этих разработках говорилось и о том, что было уже зафиксировано в действовавшей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям о сильном Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы.

     В октябре-ноябре 1993 года конституционный проект был уточнен с учетом как предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий октября 1993 года. Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания, объединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993 г окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу.

     Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе  страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

     Конституция выступает как юридическая база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.[13; 55]

     Верховенство  Конституции не ослабляется сделанной в ее же тексте записью о примате международного права по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т. е. имеют прямое действие в стране. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственных органов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормами международного и внутригосударственного права.

     Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем, чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципы права, фундаментальные права  и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы.

     Данное  положение соответствует статье 17 Конституции предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; тем самым в отношении, статуса личности особо подчеркивается связь международного и внутреннего права, имплементация принципов и норм международного права в самом тексте Конституции. 
 

2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

     Прежде  чем приступить к анализу юридических  свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических  положений  характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической  силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса  человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной  власти; принципы организации местного самоуправления (См. приложение 3).[14; 42]

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов  текущего законодательства.[15; 25]

К юридическим  свойствам Конституции относятся:

-         учредительный характер,

-         легитимность,

-         верховенство,

-         стабильность,

-         прямое действие,

-         база текущего законодательства,

-         реальность,

-         программность.

Учредительный характер Конституции проявляется  в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные институты, через  которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм  их иерархию в правовой системе.

     Легитимность  Конституции состоит в том, что  она принимается народом (путем  референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной  власти.

Информация о работе История конституции Российской Федерации 1993 года