История конституции Российской Федерации 1993 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава I. История развития конституции до 1993 года
1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года…………………………………………………………………….5
1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие………………………7
1.3. Конституции РСФСР………………………………………………….8
Глава II. История конституции Российской Федерации 1993 года
2.1. Принятие конституции……………………………………………...13
2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации….16
2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..…20
ЗАКЛЮЕНИЕ……………………………………………………………………27
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

света-курсовая.docx

— 61.43 Кб (Скачать)

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНСТИТУЦИИ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава I. История развития конституции до 1993 года

    1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года…………………………………………………………………….5

    1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие………………………7

    1.3. Конституции РСФСР………………………………………………….8 

Глава II. История конституции Российской Федерации 1993 года

     2.1. Принятие  конституции……………………………………………...13

    2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации….16

    2.3. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок………………………………..…20

ЗАКЛЮЕНИЕ……………………………………………………………………27

Список  литературы………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты  определяются, прежде всего, тем, что  она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом  и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации  государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

     Вне всякого сомнения, конституция –  явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие  граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его  должностных лиц и представителем. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

     Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

     Термин  «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

     В современном понимании конституции  возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась  в качестве основного документа  государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

     В самом общем виде конституцию  можно определить как основной закон  государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных  социальных слоев (групп) общества и  закрепляющий в их интересах важнейшие  начала общественного строя и  государственной организации соответствующей  страны.[6; 313]

     Основными целями представленной работы являются:  дать общую характеристику конституции, а именно рассмотреть понятие, форму, структуру, содержание, функции и значение конституции; раскрыть проанализировать историю развития конституции РФ; отразить юридические свойства, особенности и правовую охрану Конституции РФ 1991 года. Сделать выводы, предусматривающие необходимость совершенствования конституции РФ 1993 года.

     При написании работы были использованы нормативно-правовые акты по выбранной  проблематике и труды таких ученых, как С.А.Авакьян, М.В. Баглай, И.П. Ильинский, О.Е. Кутафин, Н.А. Михалева, Ю.М. Тихомиров, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I глава. История  развития конституции 

     1.1. Конституционные акты российской государственности до октября 1917 года

     На  изменение конституции влияют многие факторы - интересы различных социальных групп, преобразование формы правления  или государственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды  и воззрения на государство, право, их общественную роль.

     Потребность в новой конституции в любой  стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического  характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование  нового государственного единства, изменение  формы правления и политического  режима.

     Каждая  новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его  новым содержанием.

     Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале ХIХ века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ  (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского ти др.) стала проводиться идея конституционной монархии. 

      Сторонниками  конституционного правления были представители  наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством  конституционных реформ осуществить  переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность  ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции.

     К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План  государственного преобразования”  графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в  своем проекте выдвигал идею конституционной  монархии, ограниченной парламентом, и  постепенной отмены крепостного  права. Под конституцией он понимал  государственный закон “определяющий  первоначальные права и отношения  всех классов государственных между  собой”. [7; 33] 

  Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.

     Однако  прогрессивные идеи конституционных  преобразований в России того времени  остались нереализованными, так как  не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение  царской власти.

     Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться  на свет из-за его убийства.

     Первым  шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем  принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную  Думу - первый русский парламент  с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная  Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские  права: неприкосновенность личности, свобода  совести, слова, собраний, союзов, избирательные  права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.[8; 43]

     Конституционное значение имели “Учреждение Государственной  Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ  “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

     Известный русский государствовед  Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года. 

     1.2. Послеоктябрьское конституционное развитие

     Послеоктябрьское  конституционное развитие характеризовалось  ломкой имперской государственной  системы и формированием основ  новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских  Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.

     Декреты первых лет послереволюционного  периода отражали ликвидацию капиталистической  системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.[9; 36] 

      Конституционные акты послеоктябрьского периода  в России базировались на утопических  представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой  победы социализма во всех странах  и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.

     Начиная от первых декретов Октября конституционное  законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года. 

     1.3. Первая Конституция РСФСР 1918 г 

     Первая  Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон  государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

     Признавались  равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании, какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст.20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого “эксплуататорского класса”, духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах  федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась  единая взаимосвязанная система  центральных и местных органов  государственной власти.

Информация о работе История конституции Российской Федерации 1993 года