Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.57 Кб (Скачать)

 

3.2 Приоритетные  направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ

 

Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов  федерального бюджета и необходимость  соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом [20].

Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных  расходов. Необходимо обеспечить максимально  эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих  первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового  обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие  государства в тех сферах, где  в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться  рыночными частными институтами.

В связи с этим необходимо ввести среднесрочные "потолки" бюджетных  расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем, чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.

При этом следует применять  единые, прозрачные принципы, учитывающие  как приоритеты государственной  политики, так и полномочия ведомств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.

В дальнейшем необходимо расширять  полномочия министерств по внедрению  и использованию инструментов реализации государственной политики в соответствующей  сфере, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение  эффективности соответствующих  расходов. Принятие новых обязательств по инициативе министерств должно осуществляться только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.

В складывающихся условиях считаю, что повышение денежного  содержания государственных служащих и заработной платы работников бюджетной  сферы должно осуществляться в пределах установленных на 2009 год объемов расходов учреждений.

Требуется дополнительно  проанализировать по итогам шести месяцев текущего года возможности индексации фондов оплаты труда и минимального размера оплаты труда с учетом результатов исполнения бюджета, ситуации на рынке труда и финансового состояния организаций.

Необходимо обеспечить выполнение принятых решений по ограничению  размеров вознаграждений руководителям  и менеджерам государственных корпораций, государственных унитарных предприятий, компаний с государственным участием, а также других организаций, получающих различные виды государственной  поддержки. При этом Правительству  Российской Федерации необходимо дополнительно  рассмотреть вопрос об упорядочении оплаты труда в государственных  корпорациях.

По отдельным направлениям государственной политики целесообразно  использование следующих подходов [34].

1. Финансовое обеспечение  пенсионной реформы.

Формирование современной  пенсионной системы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, требует завершения перехода к новой  структуре ресурсного обеспечения  пенсионной системы в течение  двух лет. Кроме того, необходимо принятие дополнительных решений, направленных на увеличение роли добровольного пенсионного  страхования.

Пенсионная система должна обеспечивать достойный уровень  жизни граждан пожилого возраста. К 2024 году средний размер трудовых пенсий по старости должен возрасти до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный  потребительский бюджет пенсионера. При этом в целях решения проблемы более справедливой оценки ранее  приобретенных пенсионных прав граждан  в 2010 году была произведена их переоценка по следующей формуле: пенсионные права, приобретенные до 2002 года, индексируются на 10 процентов плюс 1 процент за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В итоге уже в 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости превысил 8 тыс. рублей в месяц.

2. Безусловное выполнение  социальных обязательств государства  с одновременным повышением адресности  социальной помощи.

Средства, направляемые на социальную поддержку, не должны необоснованно  распыляться среди широкого круга  получателей.

Считается необходимым подготовить предложения по расширению полномочий субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения в целях увязки предоставления субсидий и льгот социального характера с уровнем доходов получателей соответствующих видов социальной поддержки.

3. Формирование заделов  на будущее.

Прежде всего, требуется обеспечить полноценную реализацию приоритетных национальных проектов, сконцентрировав усилия на распространении наилучшего опыта, полученного в предшествующие годы.

Особого внимания требует  сфера жилищного строительства. Возможность улучшения жилищных условий не должна быть привилегией  лишь немногочисленной группы лиц с  очень высокими доходами.

При этом государственный  спрос в этом секторе не должен становиться причиной роста цен  на жилье.

При осуществлении расходов на образование и здравоохранение, прямо связанных с развитием  человеческого капитала, интеллектуальным ресурсом нации, ее духовным и физическим здоровьем, необходимо применение финансовых механизмов, обеспечивающих нацеленность на максимальную отдачу и эффективное  использование ресурсов.

4. Стимулирование прогрессивных  структурных сдвигов в экономике.

Не должны приниматься  и реализовываться меры, которые, решая краткосрочные проблемы отдельных  секторов экономики, в дальнейшем могут  помешать достижению долгосрочных целей, привести к консервации образовавшихся перекосов и дисбалансов.

Регионы и организации  должны ориентироваться на обеспечение  своей деятельности в большей  степени за счет собственных средств. Следует задействовать необходимые  стимулы для решения вопросов обеспеченности собственной финансовой базы самими регионами и организациями.

5. Повышение обоснованности  и прозрачности отбора получателей  государственной поддержки.

Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. Поддерживать нужно только те предприятия реального  сектора экономики, которые имеют  рынки сбыта своей продукции. Или же государство само должно выступать  заказчиком этой продукции.

 Все такие решения  должны также сопровождаться  информационной поддержкой.

6. Реализация мер, направленных  на стабилизацию ситуации на  рынке труда.

Прежде всего, бюджетные  ассигнования следует направить  на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и лиц, находящихся  под риском увольнения, а также  на поддержку граждан, которые хотят  и готовы начать собственное дело, задействовав при этом механизмы софинансирования региональных программ содействия занятости населения.

Эти действия необходимо скоординировать  с мерами, направленными на поддержку  малого и среднего предпринимательства.

7. Финансовое обеспечение  модернизации армии и формирования  ее качественно нового облика.

Необходимо комплексное  финансирование мероприятий по переходу к формированию нового облика Вооруженных Сил РФ, отвечающего характеру современных угроз и соответствующего положениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

При этом требуется строгое  соблюдение законодательства РФ в части обеспечения прав и гарантий военнослужащих - как подлежащих увольнению из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации (обеспечение их постоянным жильем), так и тех, кто продолжает выполнять воинский долг [21].

Комплекс мероприятий  по формированию нового облика армии  предполагает ее оснащение современными видами вооружений и военной техники.

8. Финансовое обеспечение  выполнения принятых Российской  Федерацией международных обязательств.

Необходимо предусмотреть  финансовое обеспечение выполнения принятых Российской Федерацией международных  обязательств, в том числе в  части содействия развитию беднейших  стран, а также по проведению крупных  международных мероприятий - саммита  Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в г. Владивостоке в 2012 году, Универсиады в г. Казани в 2013 году, Олимпиады в г. Сочи в 2014 году.

 

 

 

Заключение

 

 

В ходе  проведённого исследования следует отметить, что бюджетная политика – это направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство. Поскольку основной инструмент формирования бюджетов - налоги, бюджетную политику часто называют также фискальной политикой (хотя некоторые авторы не без основания проводят различие между этими терминами).

Задача бюджетной политики - выбор основных особенностей (параметров) бюджета. Такими параметрами могут  быть следующие: а) величина дефицита бюджета или же отсутствие такового; б) размеры или отсутствие государственного долга, а также время, отводимое на его погашение; в) определение долей Федерации и регионов в доходах и расходах бюджета, соотношение основных разделов бюджета и т.д.

Проведённый анализ показал, что сокращение нефтегазовых доходов  происходит в результате снижения удельного  веса нефтегазового сектора в  ВВП, что связано с действием  трех фундаментальных факторов.

Наметилась долгосрочная тенденция замедления добычи и экспорта нефти. Так, если в 2001-2008 годах среднегодовые темпы прироста добычи нефти составили 6,2%, то в 2009-2012 годах они прогнозируются на уровне 1,4%, среднегодовые темпы прироста экспорта нефти составят 0,4% в 2009-2012 годах против 8,7% в 2001-2008 годах.

Не нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2010-2012 годах находятся на уровне 12,1% ВВП

Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями - такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала - существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов.

Прогнозируемое снижение цен на нефть с 92 долл. США за баррель в 2009 году до 72 долл. США за баррель в 2012 году.

Общий объем расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 1,45 раза в номинальном и в 1,2 раза в реальном выражении при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти.

В структуре расходов консолидированного бюджета РФ преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).

Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы  налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение  необходимого уровня доходов бюджетной  системы.

Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных  расходов.

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетная политика