Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики РФ на современном этапе развития.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.57 Кб (Скачать)

Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

1) дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации из Федерального  фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации;

2) субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации из Федерального  фонда регионального развития;

3) субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации из Федерального  фонда софинансирования социальных расходов;

4) субвенции бюджетам  субъектов Российской Федерации  из Федерального фонда компенсаций;

5) финансовая помощь бюджетам  отдельных муниципальных образований;

6) иные безвозмездные  и безвозвратные перечисления;

7) бюджетные кредиты бюджетам  субъектов Российской Федерации.

Состав межбюджетных трансфертов в 2010-2012 гг. можно пронаблюдать в приложении В.

В условиях достаточности  финансовых ресурсов региональных бюджетов на первый план выходит задача повышения  эффективности использования бюджетных  средств, реализация которой будет  осуществляться по следующим направлениям:

- продолжение формирования стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;

- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;

- формирование нового качества финансового менеджмента в сфере управления региональными и муниципальными финансами.

Установленное бюджетным  законодательством закрепление  налоговых доходов за бюджетами субъектов РФ, а также стабильность принципов предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета обеспечат рост доходов до 6 298,2 млрд. рублей в 2010 году, 7 034,5 млрд. рублей - в 2011 году, 7 881,7 млрд. рублей - в 2012 году, из них налоговые доходы составят соответственно 4 706; 5 382 и 6 208 млрд. рублей.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ составят в 2010 году 364 млрд. рублей, в 2011 году - 389 и в 2012 году - 416 млрд. рублей. Это позволит определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из средней величины этого показателя по субъектам РФ без учета 10 самых высоко обеспеченных и 10 самых низко обеспеченных.

Направлением совершенствования  методики распределения средств  на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ является уменьшение в определенной степени доли средств, предусматриваемой в составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, на компенсационные меры. Сохранение на неопределенный срок средств компенсационного характера в составе дотаций при существенном росте налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в последние годы, по сути, означает снижение финансовой поддержки регионов с объективно небольшой налоговой базой .

Задачи стимулирования субъектов РФ к осуществлению приоритетных, с точки зрения РФ, расходов, решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ. Число каналов такой поддержки возросло в настоящее время до 90, их объем равен 231 млрд. рублей в 2010 году, 192 млрд. рублей в 2011 году, 176 млрд. рублей в 2012 году (без расходов инвестиционного характера) [18].

Финансовое обеспечение  полномочий, переданных РФ для исполнения субъектам РФ и муниципальным образованиям, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ. На эти цели предусмотрено в 2010 году - 219, в 2011 - 220, в 2012 - 234 млрд. рублей. Указанные средства в полном объеме обеспечивают реализацию делегированных полномочий. Федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществлять контроль за ходом реализации полномочий в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Должны быть сформированы стимулы к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами. Условием, обеспечивающим надлежащее качество финансового менеджмента может быть расширение бюджетных возможностей для субъектов РФ и муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику, и меры воздействия к субъектам РФ и муниципальным образованиям, в которых качество финансового менеджмента не обеспечивает реализацию прав граждан на услуги и гарантии, предоставляемые органами государственной власти.

Необходимо формирование системы стимулирования органов  местного самоуправления к внедрению  передовых процессов в области  социально-экономического развития и  управления общественными финансами. В этих целях Министерству финансов РФ необходимо продолжить проведение федеральных конкурсов в сфере реформирования муниципальных финансов. На эти цели предусмотрено в 2010 году - 3,5 млрд. рублей, в 2011-2012 годах - по 3,8 млрд. рублей.

В целях предупреждения возможных  негативных последствий в исполнении расходных обязательств субъектов РФ предполагается сохранить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Таким образом, реализация предлагаемых мер по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ должна обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и способствовать повышению эффективности бюджетной системы РФ на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

 

 

 

3 Основные направления  совершенствования бюджетной политики  на современном этапе

3.1 Пути укрепления  доходной базы федерального бюджета

 

Для укрепления доходной базы федерального бюджета необходимо, чтобы  налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение  необходимого уровня доходов бюджетной  системы.

Структура и уровень налогообложения  должны минимизировать искажающее и  оказывать позитивное воздействие  на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия  для развития предпринимательской  деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую  степень ответственности при  выполнении обязанности по уплате налогов.

При формировании налоговой  политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.

Во-первых, в кризисный  период произошло резкое снижение доходов  бюджетной системы, прежде всего  налоговых поступлений.

Во-вторых, большинство граждан  и организаций находятся сегодня  в сложном финансовом положении.

В-третьих, принятые решения  о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной  пенсионной системы и соответствующее  повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с  учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).

В 2011-2012 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой системы [19].

Требуется дополнительно  проанализировать последствия повышения  страховых взносов в системе  пенсионного и медицинского страхования  для финансового положения организаций  и определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения  потенциального отрицательного эффекта.

При этом особое внимание необходимо уделить мерам в отношении  субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей. При этом лица, занятые в этих секторах экономики, не должны столкнуться  со снижением уровня пенсионного  обеспечения.

Начиная с 2013 года, необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным  ресурсам и проблем с ликвидностью следует принять следующие меры налоговой политики:

- увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;

- установить временный специальный порядок работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющий по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

Целесообразно также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо.

Во-первых, в 2013 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;

Во-вторых, разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.

В целях создания условий  для развития научно-технической  и инновационной деятельности, а  также внедрения результатов  такой деятельности необходимо усовершенствовать  порядок амортизации нематериальных активов.

Актуальной остается проблема налогообложения добычи твердых  полезных ископаемых, и в первую очередь угля, в части, касающейся перехода на взимание налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на основании специфических налоговых  ставок, дифференцированных в зависимости  от вида угля и отдельных условий  его добычи.

Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных  доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением  налоговых обязательств, в том  числе за счет внедрения современных  технологий налогового администрирования.

Риск для стабильности доходной части бюджета по-прежнему представляет практика использования  схем уклонения от уплаты налогов.

В этой связи целесообразно  реализовать следующий комплекс мер.

Первое. Законодательно закрепить  инструменты противодействия злоупотреблению  нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.

Второе. Оперативно принять  поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. При этом соответствующие поправки должны исключить риски неоднозначного толкования законодательных норм участниками налоговых правоотношений, гарантировать работоспособность нового механизма контроля и быть направлены на минимизацию существующих рисков, связанных с использованием трансфертных цен.

Третье. Законодательно закрепить  механизмы противодействия использованию  соглашений об избежание двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.

Деятельность налоговых  органов должна быть скорректирована  с учетом экономической ситуации. Нужно исключить практику борьбы за формальные показатели собранных  налогов, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового  состояния налогоплательщиков.

Необходимо совершенствовать процедуры администрирования, ведения  и представления действительно  востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга  показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных  средств, потери рабочего времени сотрудников  налоговых органов Российской Федерации  и граждан, не несут какой-либо значимой информации.

В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует  проблема неналоговых доходов бюджета. Необходимо формирование экономически обоснованной дивидендной политики, обеспечивающей баланс дивидендов и  инвестиций.

Прибыль компаний не должна рассматриваться как бесплатный ресурс для инвестиций. При ее распределении  приоритет должен быть отдан не поощрительным  выплатам руководству компаний, а  выплатам дивидендов акционерам. Данная мера направлена прежде всего на сохранение инвестиционной привлекательности компаний и их капитализацию. Особое внимание в этой сфере должно быть уделено компаниям, осуществившим в последние годы открытые размещения акций на фондовом рынке.

Необходимы также решения  и активная работа по следующим направлениям:

- инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам, расширение налоговой автономии региональных и местных властей;

- скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;

- увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при администрировании налогов;

- повышение ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;

- оптимизация системы налогов и таможенных платежей, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.

Информация о работе Бюджетная политика