Бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В каждом государстве бюджет образует центральное звено системы финансов, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита и выражает все ее качественные признаки.
Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национальног

Оглавление

Введение
Глава 1 Сущность бюджета и бюджетной политики
1.1 Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
1.2 Понятие, цели и задачи бюджетной политики
Глава 2 Бюджетная политика РФ на современном этапе
2.1 Анализ бюджетной политики за 2005-2008 гг.
2.2 Расходные обязательства Российской Федерации
2.3 Основные направления бюджетной политики в период кризиса
Глава 3. Проблемы бюджетной политики в настоящее время и пути решения
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

бюджетная политика.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

1.2 Понятие, цели  и задачи бюджетной  политики.

Бюджетная политика Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом федеральных законов, которые  четко формулируют функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т. д.

    Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. 
           Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

    Под субъектом бюджетной политики практически  однозначно понимаются органы государственной  власти всех уровней, которые непосредственно  разрабатывают, утверждают, исполняют, управляют и контролируют исполнение бюджета. Что же касается понятия «объекта бюджетной политики», то здесь подразумевается и бюджетно-налоговое законодательство, и бюджетная система, и бюджетный механизм.

    В соответствии с этим, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики, а именно

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
  • определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в бюджет;
  • установлению оптимальных взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;
  • распределению расходов между бюджетами разных уровней;
  • определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;
  • управлению государственным долгом;
  • оптимизации структуры расходной части бюджета;

      определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п. 
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. От качества федерального 
бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан. Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы. 
      Реализация бюджетной политики в сочетании с денежно-кредитной и налоговой политикой обеспечивает выполнение следующих функций:

1) финансовое  обеспечение, выполнение государством  своих функций;

2) поддержка  финансовой стабильности в стране;

3) обеспечение целостности федеративного государства;

4) создание  финансовых стимулов для поступательного  социально-экономического развития.

    По  масштабности и долговременности целей  и задач различают стратегическую долговременную (на срок от трех и более  лет) и тактическую (текущую) составляющие общей бюджетной политики.

В зависимости  от приоритетов и определяемых ими  целей необходимо выделять доходный, расходный, контрольно-регулирующий и  комбинированный типы бюджетной  политики.

    Доходный  тип бюджетной политики характеризуется тем, что планирование, организация и исполнение бюджетов сконцентрированы, преимущественно, на доходах и ведутся от доходов, под объем которых подстраиваются бюджетные расходы и контрольно-регулирующие задачи.

      Расходный тип бюджетной политики реализуется через стратегию и тактику бюджетного планирования, регулирования и контроля, сконцентрированных на расходной части бюджетов. В первую очередь, определяется объем общественных услуг, выраженных через объем государственных (муниципальных) расходов, а затем под эти показатели подводится соответствующий объем доходных источников с учетом конкретной социально-экономической ситуации в стране и перспектив ее развития.

    Контрольно-регулирующий тип бюджетной политики строится на максимально возможном использовании государством контрольно-регулирующих свойств бюджета, государственных расходов и заказов, налогов и налоговых методов (льгот, санкций и т.д.).

    Комбинированная бюджетная политика, нацелена на обеспечение  равновесного соотношения всех функций бюджета, интересов государства, налогоплательщиков, пользователей государственными услугами и общества в целом. Данный тип бюджетной политики ориентирован на увеличение количества и качества, предоставляемых государством (муниципалитетами) услуг и обеспечение органов власти всех уровней достаточными и стабильными собственными доходными источниками.

 В зависимости от стратегической направленности бюджетного регулирования, лежащего в основе бюджетной политики, следует различать сдерживающую и стимулирующую бюджетную политику.

 Стимулирующая  бюджетная политика представляет  собой систему мер, побуждающую  органы власти всех уровней  бюджетной системы к активизации  деятельности, направленной на увеличение  собственной доходной базы и,  на этой основе, достижение целей и приоритетов социально-экономического развития страны и ее территорий. Тем самым стимулирующая бюджетная политика дает возможность формировать финансовые ресурсы не только для удовлетворения воспроизводственных потребностей любого системного бюджетного образования, но и для его развития.

    Таким образом, можно сказать, что для  того, чтобы комплексно решать стоящие перед государством определенные задачи, нужно правильно понимать сущность бюджетной политики, которая в свою очередь должна объединять все уровни бюджетной системы, начиная от поселения в составе органов местного самоуправления бюджета и заканчивая федеральным уровнем.

Только  в случае единства бюджетной системы, можно успешно проводить в жизнь государственную бюджетную политику. Одновременно каждый уровень власти в стране формирует, в рамках общих требований, собственную бюджетную политику на основе территориального разделения полномочий по уровням бюджетной системы.

Глава 2 Бюджетная политика РФ на современном  этапе

      2.1 Анализ бюджетной политики за 2005-2008 гг.

В табл. 1 представлены основные параметры федерального бюджета РФ в 2006–2008 гг. В

связи с тем, что Министерство финансов РФ не опубликовало данных за январь-сентябрь, обзор

бюджетной сферы  основан на данных публикуемых Казначейством РФ, которые приводятся с

лагом в два  месяца.

За январь-август 2008 г. исполнение федерального бюджета, как по доходам, так и по расхо-

дам не принесло никаких сюрпризов, и вписывается в тенденции установившиеся после прези-

дентских выборов. Доходы федерального бюджета за январь-август 2008 г. установились на

отметке 24,4% ВВП. Данный уровень доходов бюджета является средним для последних трех

лет, и по прежнему выше, чем за аналогичный период 2007 г. (рис. 1).

Таблица 1

  2005 2006 2007 2008
Доходы   23,5 23,9 24,4
Расходы   16,2 18,4 15,6
Дефицит профицит   7,4 5,5 8,7
 
 

Основные  параметры федерального бюджета РФ в 2006–2008 гг. (в % ВВП) 

Источник: Министерство финансов РФ, расчеты ИЭПП.

Рассмотрим доходы федерального бюджета в разрезе  основных доходных разделов (табл. 2).

По сравнению  с январем-августом 2007 г. за аналогичный период 2008 г. вывозные таможен-

ные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций увели-

чились на 1,6, 1,2 и 0,8 процентных пунктов ВВП соответственно. Эти статьи составляют 56%

от общего объема поступлений в федеральный бюджет.

Значительное  отставание от показателя прошлого года в 1,1 п.п. ВВП продемонстрировал

налог на добавленную  стоимость на товары и услуги, реализуемые на территории РФ. Однако

доля этого  налога в общей массе налоговых  поступлений составляет 12,8%, что не позволяет

падению поступлений  по данному разделу существенно  влиять на весь объем доходов феде-

рального бюджета.

Отметим, что в объемах поступлений от прочих налогов, акцизов и пошлин наблюдаются не-

значительные  отклонения от значений прошлого года, не превышающие 0,05 п.п. ВВП.

Информация о работе Бюджетная политика