Декарт и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных

Файлы: 1 файл

В истории.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождае-

мое лишь естественным светом разума".   

Интуиция выступает  элементарным  актом  познания  и  его

"точкой роста",  а  само  познание понимается как последова-

тельность, упорядоченная  цепочка интуиций.   

Следует подчеркнуть, что картезианская интуиция не только

не имеет ничего общего с иррациональной, мистической  интуи-

цией средневековых  схоластов, но составляет ее прямую проти-

воположность.   

Интуиция находится  в теснейшей связи с дедукцией. Посред-

ством дедукции мы познаем  все, что необходимо  выводится  из

чего-либо достоверно известного. Дедукция необходима в  силу

того, что "есть много  вещей, которые хотя и не являются  са-

моочевидными, но доступны достоверному познанию, если только

они выводятся из верных и понятных принципов путем  последо-

вательного и нигде  не прерывающегося движения мысли при  зор-

кой интуиции каждого  отдельного положения". То есть под  де-

дукцией подразумевается "именно движение или последователь-

ность, чего нет в  интуиции".   

Полная математичекая  энумерация завершает обретенное  та-

ким образом знание.    

"Для завершения  знания необходима энумерация, так  как ес-

ли все другие предписания  и  содействуют  разрешению  многих

вопросов, то только  посредством энумерации мы можем создать

всегда прочное  и достоверное суждение о вещах, с которыми мы

имеем дело. Благодаря  ей ничто  совершенно  не ускользает от

нас и мы оказываемся  осведомленными понемногу обо всем".    

Но она одновременно и продолжает его, и вновь "начинает",

то  есть обеспечвает непрерывное  воспроизведение  процесса.

Действительно,  то, что охвачено индукцией, становится  еди-

ной частью знания,  освоенной интуицией;  но тогда мы  вновь

имеем дело с исходным  образом, посылкой, "схватываемой" од-

ним интуитивным актом.    

Развивающаяся таким  образом система на каждом шаге  обра-

щается к своим  основаниям, подвергая их сомнению.    

Сомнение - "сомневающаяся"  способность  мышления - един-

ственный достоверный  источник всей системы знания, и  сомне-

ние - единственнный  способ развития знания.   

Сомнение, бывшее до сих пор фактором моральным, становит-

ся сомнением методологическим, методическим. Усомнившись  во

всем, Декарт очищается  от схоластических догм и может  стро-

ить свою систему  на немногих, но прочных основаниях.    

По мысли Декарта, метод является орудием человека, и схе-

ма  взаимодействия  человек - метод  в процессе работы очень

проста и сводится к следующему: метод  совершенствует  опре-

деленные способности  человека, доводя  само  совершенство до

крайних границ. Происходит это в ходе анализа  способностей,

состоящего  в сведении их к элементарнейшим, далее нерасчле-

няемым,  простейшим  действиям.  Но  в таком виде они теряют

всякую конкретную связь с той или иной конкретной особеннос-

тью конкретного индивида и становятся в силу этого элемента-

ми метода, в терминологии Декарта - обретают статут простей-

ших положений, аксиом, на которых базируется метод.   

Это орудийный аспект использования метода, то есть  отно-

шение субъект деятельности - орудие деятельности. Но важней-

шей чертой метода Декарта  является его обращенность на  объ-

ект деятельности - материальный мир в целом. Но рассмотрение

отношения субъект - объект  приводит нас к основному вопросу

философии, а именно его гносеологическому аспекту.  Декарту,

как и любому философу, приходится решить для себя этот  воп-

рос. Его теория познания вкратце изложена в правиле XII. Вот

ее основные положения.    

1.   Нужно уяснить себе  то,  что  все  внешние  чувства,      

поскольку они составляют части тела, хотя мы и применя-     

ем их к объектам посредством действия, то есть местного      

движения, ощущают  собственно лишь пассивно, подобно то-      

му как воск принимает  фигуру печати.   

2.   Нужно уяснить себе, что после того как внешнее  чув-     

ство приведено  объектом в движение, воспринятая фигура     

моментально сообщается другой  части  тела,  называемой     

общим чувствилищем, и притом так, что никакое  естество      

не переходит реально  с одного места на другое.   

3.   Нужно себе уяснить, что общее чувствилище  действует     

на  фантазию,  или  воображение, так  же, как печать на     

воск, запечатлевая фигуры или идеи, которые  приходят к     

нам от внешних чувств чистыми и бестелесными.   

4.   Нужно себе уяснить, что движущая сила, или сами нер-     

вы, имеют свое начало в мозгу, где  находится воображе-     

ние, возбуждающее их  разными  способами, подобно тому,     

как внешнее чувство  возбуждает общее чувствилище.   

5.   Нужно себе уяснить, что  сила,  посредством  которой     

мы  собственно  познаем  вещи, является чисто духовной,     

отличающейся от всего  телесного не менее, чем кровь от     

костей или рука от глаза,  единственной  в своем  роде,     

хотя она вместе с фантазией то воспринимает фигуры, ис-     

ходящие от общего чувствилища, то  оперирует  фигурами,     

сохраняющимися в  памяти, то создает новые.   

Нельзя не отметить дуалистичности  декартого  подхода, но

не будем углубляться  в этот вопрос.   

Декартов метод  задает способ сведения (регресса) к "прос-

тейшим" (аксиомам-исходным геометрическим образам),  и  этим

регрессом является доказательство. Выведение из "простейших"

является  обращением  доказательства и протекает параллельно

последнему. Оно, по выражению  Декарта,  возвращается  по тем

же "ступеням". Происходит это по правилам вывода, обретенным

в конечной точке  регресса, в  пункте "возврата", и позволяет

осознать само доказательство. Вот почему вывод и  тождествен

("по тем же  ступеням"), и  не тождествен ("осознание") дока-

зательству.   

Схема решения задач, предлагаемая Декартом в  практически

неизменном виде действует  и сейчас. Она заключается в  следу-

ющем.  Сначала сформулировать задачу в том виде, в каком она

дана.  Затем  построить математическую модель, то есть выпи-

сать уравнения  описывающие задачу. Потом следует  решать лишь

математическую задачу, отвлекаясь от ее конкретного содержа-

ния.  Когда  решение  получено, его надо проинтерпретировать

для конкретного приложения.    

Если первые правила  описывают соьственно метод,  то  есть

как найти задачу, как свести ее к более  простой и т.д. , то

заключительные правила  показывают как решать  математическую

задачу. Декарт видит всеобщее здание науки в  виде  "Универ-

сальной  математики",  поэтому неудивительно, что он уделяет

математике много  места в своих исследованиях. Здесь ему при-

надлежат многие замечательные  достижения. Введение  перемен-

ной величины было  поворотным пунктом в математике.  Система

координат, носящая  имя  Декарта,  позволила  характеризовать

точки числами (координатами) и породила концепцию  математи-

ки, согласно которой  алгебра является способом понимания  ге-

ометрии. Декарт ввел множество удобных  обозначений.  Создал

теорию пропорциональных отношений и многое другое.   

С введением координат  движение снимается в терминах  про-

тяженности (пространства), в  геометрическом  образе  кривой

линии. Время, как  таковое, исключается. Оно тоже представля-

ется как одна из пространственных (протяженных)  характерис-

тик движения, как  его координата на оси (времени): его  вели-

чина задается отрезком прямой (в прямолинейной системе  коор-

динат). Освобожденная  от необходимости быть "самой  себе  ме-

тодом", геометрия окончательно поглощает физику, и для  дос-

тижения идеала теперь остается реализовать  все тождество  в

масштабах Вселенной: Декарт вскоре (1630 г.)  принимается за

написание гигантского "Мира".  

"Правила для  руководства ума" имеют огромное  философское,

методологическое  и математическое значение. Каждый раз, ког-

да  современный логик или математик обращает внимание на то,

как совершаются открытия или изобретения, он неизменно обра-

щается к "Правилам ..." Декарта.   

Дж. Пойа говорит:   

"С течением времени сам Декарт должен  был  признать, что

имеются  случаи, когда его схема является непригодной. В на-

мерении, положенном  в основу схемы Декарта, можно усмотреть

нечто  глубоко  правильное. Однако, претворить это намерение

оказалось  очень трудно ... Проект Декарта потерпел неудачу,

однако, это был  великий проект, и, даже оставшись  нереализо-

ванным, он оказал большее  влияние на науку, чем тысяча малых

проектов, в том  числе таких, которые удалось  реализовать".   

Хотя "Правила ..." - одно из  первых  сочинений  Декарта,

они поистине неисчерпаемы, и в них, в "замысле" как реализо-

ванных,  так и не  осуществленных идей, надежд и стремлений,

представлен почти  весь грядущий Картезий.                                       

Перечень использованной литературы         

1. Декарт Р. "Избранные  сочинения"         

2. Ляткер Я.А. "Декарт"          

3. Соколов В.В. "Философия  Рене Декарта"         

4. Введение в философию.  учебник п/р Фролова ч.1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ      

1. _2Декарт Р._0 Сочинения  в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989.

- 654с.     

2. _2Богомолов А._0 Буржуазная  философия кануна и начала  империа-

лизма. М.:Высшая школа, 1977.-421с.     

3. _2Радугин А. _0Философия.  М.:Владоc, 1995.

Информация о работе Декарт и его философия