Декарт и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных

Файлы: 1 файл

В истории.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

"Рассуждение о  методе",  в котором он сообщает читателю  некоторые

важнейшие факты своей  биографии. В конце I части Декарт пишет, что

многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.      

В эпоху  средневековья основным источником мировоззренческого

знания считалась  Библия - Священное писание,  которое рассматрива-

лось как откровение таинственного и внеприродного  бога. Толкование

этого документа составляло главное содержание религиозно-философс-

кой  мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства

церкви.  Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так

называемые свободные  искусства, часть которых - геометрия, арифме-

тика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала  природ-

ные феномены. Поскольку  их содержание почерпнуть в Библии было не-

возможно,  в средневековой  теологизированной  философии  возникла

концепция  "двух  книг",  созданных  богом.  Одна из них - книга в

собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая -

метафорическая "книга  природы ".     

Эта концепция приобрела  наибольшее влияние  у  тех  передовых

философов  эпохи Возрождения,  которые были заинтересованы главным

образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь это-

го исследования,  уже с самых молодых лет стремился к такой науке,

которая постигает  истину,  погружаясь в  "  великую  книгу  мира".

Вместе с тем  он писал,  что будет черпать истину и в самом себе. И

это не менее важно,  чем его намерение извлекать истину из  "книги

природы".  Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической уче-

ности, переполнявшей  множество опусов, содержание которых  приходи-

ло во все более  кричащее несоответствие с запросами жизни.  Вместе

с тем стремление Декарта искать истину в собственном  сознании  вы-

ражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени - по сво-

ей социальной сути уже главным образом буржуазного  человека, пола-

гавшего,  что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священ-

ного писания, истина в деле познания природы, как и  самого челове-

ка,  может  быть найдена лишь на путях их исследования и самостоя-

тельных размышлений.  К сказанному следует добавить,  что познание

"книги  мира",  с одной стороны,  и обретение истины в собственном

сознании - с другой, были теснейшим образом связаны  друг с другом.     

"Великую книгу  мира"  молодой Декарт изучал,  наблюдая жизнь

других западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды.

Эта страна, незадолго перед тем завоевавшая политическую независи-

мость от феодальноабсолютистской  и католической Испании (хотя  во-

енные действия еще  продолжались),  на несколько десятилетий - пока

Англия не совершила  свою буржуазную революцию - стала экономически

самой передовой страной  мира. В этой в сущности исторически  первой

буржуазной республике процветала внутренняя и  международная  тор-

говля, развивалось  мануфактурное производство, городское  население

превышало сельское.  Наряду с интенсивностью  экономической  жизни

Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней

Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех  условиях

религиозная  веротерпимость  (все  же  при  господстве протестант-

ско-кальвинистского  вероисповедания),  атмосфера  которой  весьма

благоприятствовала  и развитию научных знаний.  Здесь, в частности,

издавались произведения,  внесенные в католических странах в папс-

кий "Индекс запрещенных  книг" (например, труды Коперника  и Галилея

сразу после их запрещения) .  Совершенно закономерно, что в Нидер-

ландах  находило убежище множество невольных и вольных изгнанников

из других стран  Европы.  Немало было здесь и французов.  Декарт  в

качестве добровольца  поступил в протестантские войска. Французский

дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным воен-

ным (как это делали многие его соотечественники в тех  же Нидерлан-

дах, состоявших тогда  в фактическом союзе с Францией). Поступление

в  военное  училище в Бреде - одно из действий молодого Декарта по

изучению "великой  книги мира".     

В том же 1618 г. он познакомился с Исааком Бекманом, доктором

медицины,  весьма осведомленным в математике,  не чуждым и  других

естественнонаучных  знаний.  Поводом к их знакомству послужила одна

трудная математическая задача,  условия которой Бекман сообщил Де-

карту, блестяще решившему  ее. Знакомство молодого француза, только

вставшего тогда на порог своей научной  деятельности,  со  старшим

(на  восемь  лет) и уже сложившимся голландским ученым переросло в

весьма плодотворную для обоих научную дружбу.  Уже в конце 1618 г.

Декарт написал  свое первое произведение - "Трактат  о музыке",  ко-

торый он посвятил Бекману.  В 1619 - 1621 гг.  в том  же  качестве

вольнонаемного  офицера Декарт находился в разных местах Германии,

Австрии,  Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в

основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешест-                       

вие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в  Риме). Эти годы

стали  временем дальнейшего созревания его научного и философского

таланта.     

Тому во  многом  способствовали  связи Декарта с французскими

учеными и философами.  Особо важную роль  сыграла  завязавшаяся  в

конце 20-х годов  дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма

показательным мыслителем и деятелем эпохи.  Окончив ту же коллегию

Ла  Флеш  (на два года раньше Декарта),  Мерсенн в дальнейшем стал

монахом францисканского  ордена и провел более двадцати лет  в одном

из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем фило-

софии и теологии и написал много трудов не только по этим  предме-

там,  но и по математике,  механике,  физике, музыке. Мерсенн стал

организующим центром  для  французских  (и  некоторых  иностранных)

ученых,  с  которыми  он находился в длительной переписке (или был

посредником в их переписке).  Поскольку тогда еще не было  научных

журналов, такая переписка  стала необходимым условием развития нау-

ки.  В дальнейшем,  во время многолетнего пребывания Декарта в Ни-

дерландах, Мерсенн  был основным его корреспондентом в Париже. Кру-

жок ученых,  образовавшийся вокруг него,  впоследствии (уже  после

смерти его и  Декарта) превратился во Французскую  академию наук.     

Наилучшие условия  для дальнейшего  развития  и  литературного

оформления  своих  научных и философских мыслей Декарт видел в Ни-

дерландах, куда он и  переселился осенью 1628 г. Средства позволяли

ему  снимать  квартиры и дома в различных городах и сельских мест-

ностях этой страны.  Он многократно менял места своего пребывания,

следуя девизу "Хорошо прожил тот,  кто хорошо утаился" (почерпнуто

у Овидия).  Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел

в  научную  работу.  Радость жизни стала для него прежде всего ра-

достью мысли в  поисках истины.  В одном из последних  своих  писем

(31 марта 1649 г.) философ,  заметив, что здоровье тела - величай-

шее из человеческих благ,  о котором забывают, когда оно есть, пи-

сал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею ов-

ладевают,  о ней больше не думают".   В  Нидерландах Декарт пробыл

более  двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину,

где находился в  общей сложности менее года),  В  Нидерландах  были

созданы  и  опубликованы  все  основные его произведения.  Назовем

главные из них.     

Это прежде всего "Правила  для руководства ума",  написанные в

1627 - 1629 гг.  (работа не окончена и при жизни Декарта опублико-

вана не была).  Как видно из самого названия,  это методологически

заостренное произведение.  Сразу же после своего переезда в Нидер-

ланды  Декарт  начал  работать  и над большим конкретно-научным (и

вместе с тем, конечно, философским) произведением , которое  он со-

бирался назвать "Мир".  На основе сложившихся у него принципов ме-

ханики он задумал  нарисовать здесь картину всего  мироздания. Летом

1633  г.,  когда работа была почти закончена,  Декарт узнал о том,

что папская инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. за-

мечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира -

Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осужде-

ние  произвело  на Декарта тяжелое впечатление,  ибо его "Мир" был

написан на основе тех  же принципов,  что и  произведение  Галилея.

Хотя  на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы

римской курии и  инквизиции не распространялись,  Декарт,  оставав-

шийся  католиком,  отказался  от  публикации почти готового труда.

Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная  фамилия)

осторожность и  сдержанность. Эти качества философа соответствовали

духовному климату  той исторической эпохи, когда самой мощной идео-

логической силой  оставалась религия. Правда, Декарт мог  бы опубли-

ковать свой труд,  устранив ряд принципиальных положений, сближав-

ших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы про-

изведение, и он предпочел  его не публиковать.     

Оправившись от потрясения,  Декарт продолжал разработку своей

методологии,  физики,  философии.  Итогом напряженной работы стало

"Рассуждение о  методе",  написанное по-французски и опубликованное

в 1637 г.  Это произведение представляет собой  программный  доку-

мент, в котором  автор сформулировал все основные вопросы своей фи-

лософии,  как и направление своих естественнонаучных исследований.

Заключая  в  себе автобиографические моменты,  оно формулировало и

правила морали, которых  Декарт твердо решил придерживаться в своей

жизни.  Названию и главной направленности этого произведения соот-

ветствовали три приложения.  В них  рассматривались  теоретические

вопросы  оптики  ("Диоптрика),  метеорологические явления ("Метео-

ры"), проблемы математики ( " Геометрия" ) . Приложения демонстри-

Информация о работе Декарт и его философия