Декарт и его философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) -
одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важ-
нейший принцип методологии исследования историко-философского про-
цесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских
учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и
идеализма [2]. Борьба эта не статична и весьма противоречива, она
отнюдь не лежит на поверхности даже открыто противостоящих фило-
софских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неоднопла-
новой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление челове-
ческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных

Файлы: 1 файл

В истории.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

ровали эффективность  принципов методологии, сформулированных во II

части "Рассуждения", конкретизировали его V часть - порядок  иссле-

дования физических вопросов.     

В IV части "Рассуждения  о методе" Декарт изложил основы своей

метафизики (разумеется,  в ее традиционном, аристотелевском смысле

- как учения о  наиболее общих принципах бытия  и знания). Углублен-

ную  их трактовку он дает в специальном сочинении - "Размышление о

первой философии" (как именовал метафизику сам Аристотель),  напи-

санном на латинском  языке и изданном в Париже в 1641 г. Второе из-

дание этой работы вышло  в Амстердаме в 1642 г.,  а французский пе-

ревод,  опубликованный в Париже в 1647 г., назывался "Метафизичес-

кие размышления". В этом издании к основному тексту были приложены

семь "Возражений" на него (их собрал главным образом  Мерсенн,  ра-

зославший рукопись, присланную ему автором, различным  философам) и

"Ответы" Декарта  на "Возражения".  Предусмотрительный автор, таким

образом, оставлял последнее слово в философском споре за собой.     

В те  годы  его  философия проникла в некоторые нидерландские

университеты,  особенно в Утрехтский.  Среди профессоров появились

убежденные и энергичные последователи Декарта.  Самыми активными и

талантливыми пропагандистами  картезианства (последующее наименова-

ние  всей  совокупности взглядов философа) были профессора Утрехт-

ского университета Хендрик Ренери и Хендрик Деруа  ,  пришедшие  к

философии от медицины.      

Рост популярности и  влияния  картезианства  в  нидерландских

университетах весьма встревожил местных церковников. Хотя это были

не католические,  а протестантские церковники,  но и они мировозз-

ренчески  во  многом  перестроились  на традиционную аристотелевс-

ко-схоластическую философию, рушившуюся под ударами картезианства.

Профессор  теологии  того же Утрехтского университета Гисберт Воэ-

ций,  который был также кальвинистским  священником  и  популярным

проповедником,  сначала  обвинил  в  атеизме Деруа,  а затем начал

злобную - и косвенную и прямую - травлю самого Декарта (борьба  их

сторонников и противников  распространилась и на Лейденский универ-

ситет, где виднейшим  картезианцем стал профессор Адриан Хеерборд).

При всей своей осторожности Декарт не счел возможным уклониться от

борьбы и был  вынужден принять вызов.  В большом памфлете, написан-

ном в 1645 г., он, обнаружив  талант могучего полемиста, выявил ис-

тинное лицо Воэция как злостного клеветника и невежды  в философии.

Но,  по существу одержав как научную,  так и моральную победу, Де-

карт был бессилен в чужой стране,  где кальвинизм был  официальным

религиозным  вероисповеданием,  призвать  руководство  Утрехтского

университета к  решительному осуждению Воэция.  В дальнейшем против

Декарта выступали  и другие протестантские церковники, ему пришлось

полемизировать и  с некоторыми католическими авторами из числа  ие-

зуитов.     

В годы этой борьбы Декарт издал в Амстердаме "Первоначала  фи-

лософии" (в 1644 г.- на латинском языке, в 1647 г.- во французском

переводе) - систематическое изложение своей философской  доктрины,

включавшей  наряду с методологией и метафизикой все разделы физики

- учение о телах,  о мире и о Земле. В 1645 - 1648 гг. кроме актив-

ной  переписки,  в которой уточнялись и развивались,  многие фило-

софские ( как и конкретно-научные) идеи, Декарт   работал над "со-

чинением  "Описание человеческого тела.  Об образовании животного"

(при жизни автора  оно не было опубликовано).  В этом  произведении

Декарт сделал попытку  применить принципы своей физики к объяснению

животного и человеческого  организмов.  Антропологическая проблема-

тика, в фокусе которой  было исследование телесных качеств  и духов-

ных свойств человек, составила содержание трактата "Страсти  души",

вышедшего в свет в Нидерландах в конце 1649 г.     

В это время Декарт находился уже в столице Швеции Стокгольме,

куда  он  выехал  по настоятельному приглашению королевы Христины,

которая с его помощью  намеревалась учредить в Швеции Академию наук

(и даже сама  пыталась овладеть принципами  картезианства).  Но пре-

бывание Декарта в  Стокгольме продолжалось лишь несколько  месяцев.

Простудившись, он умер 11 февраля 1650 г.     

Прежде чем переходить к систематическому обзору  философского

учения Картезия, необходимо сказать еще несколько  слов о его соци-

ально-политическом содержании.     

Здесь приходится констатировать довольно значительную полити-

ческую индифферентность французского философа.  В " Рассуждении  о

методе  " он выразил свою неприязнь к тем заносчивым,  по его мне-

нию, людям, которые  видят смысл своей жизни в различных обществен-

ных  преобразованиях,  и  тем более в ниспровержении существующего

государственного  устройства.  По убеждению Декарта,  много благот-

ворнее для общества приспосабливаться к его несовершенствам, к тем

или иным недостаткам государственных организмов, ибо разрушение их

угрожает  людям огромными бедствиями.  Содержание произведений Де-

карта и вся его  деятельность имели первостепенное значение для бу-

дущего  формирования  во Франции условий для буржуазной революции.

Характерно здесь уже то,  что, осуждая любое посягательство на су-

ществующие  социальные порядки, как и на религиозно-идеологические

системы,  их освещавшие,  Декарт не только не отказывался признать

свое новаторство  в сфере науки, но даже подчеркивал  его. В трудных

вопросах науки,  писал он в "Рассуждении о  методе",  "большинство

голосов не является доказательством" и " гораздо вероятнее,  чтобы

истину нашел один человек, чем целый народ " [1],стр.259. Вместе с

тем философ ясно сознавал социальную природу науки,  ее  жизненную

необходимость  для общества.  Отсюда неоднократно высказываемая им

мысль об обязанности  правителей финансировать сложные  эксперимен-

ты,  без которых невозможно продвижение в научных открытиях (фран-

цузское правительство  в признание  заслуг  Декарта  назначило  ему

пенсию, хотя ученый так ее и не получил).     

Декарт продолжил  ту принципиальную  линию,  которая  выражала

едва  ли не главное содержание социально - философской мысли гума-

нистов предшествующих веков. Их оппозиция схоластической философии

и  феодально-теологическому  мировоззрению  в  качестве важнейшего

своего компонента включала положение о  природном  равенстве  всех

людей,  об одинаковости человеческой природы.  Это надисторическое

понятие при всей его абстрактности стало для множества  гуманистов

и их последователей теоретическим стержнем критики  иерархизма фео-

дального общества.  Декарт не формулировал никаких социально-фило-

софских концепций.  Но,  сам дворянин, он отлично видел, что прог-

ресс культуры невозможен, если знаниями будут обладать только гос-

подствующие классы.  Конечно, в его представлении это были главным

образом - если не исключительно - естественнонаучные  знания,  ибо

именно с ними он связывал не только прогресс человеческого  общест-

ва, но и дело совершенствования самой человеческой природы.     

Подтверждением сказанного служит уже тот факт,  что некоторые

свои произведения он писал по-французски, адресуя  их широкой ауди-

тории,  стоявшей за пределами цеховой учености,  носители  которой

общались  между  собой  почти исключительно на латинском языке.  В

"Рассуждении о  методе " Декарт писал, что язык  сам по себе не сви-

детельствует  о  силе мыслей и человек,  выражающийся на нижнебре-

тонском наречии,  может формулировать их более точно  и  тонко  по

сравнению  с  тем,  кто прекрасно знает французский язык и владеет

всеми правилами риторики.  Как в этом, так и в других своих произ-

ведениях  философ  превозносит  здравый смысл ("естественный свет"

человеческого ума),  представленный в народе даже чаще,  чем среди

цеховых  ученых,  как гарант эффективности открываемых истин.  Эта

социальная позиция  Декарта, нашедшая осмысление в его  гносеологии,

в  собственной  его  научной  деятельности  выражалась и в высокой

оценке технического мастерства тех специалистов,  без золотых  рук

которых  он  не  видел  возможности осуществлять свои эксперименты

(например,  без мастеров прикладной оптики Виллебресье и Феррье) .

Декарт  демонстрировал и демократизм подлинного ученого по отноше-

нию к "простым  людям". Например, обнаружив у  одного из своих слуг,

Жилльо,  незаурядный математический талант, он нашел время для за-

нятий с ним,  и Жилльо впоследствии стал видным инженером в Лейде-

не. Нидерландский  моряк Дирк Рембранч (в будущем  видный астроном и

навигатор),  узнав о Декарте и добившись встречи с ним, тоже пора-

зил философа своими математическими способностями. Тот  начал зани-

маться с ним  и сделал его участником своих  экспериментов.     

Философское развитие Декарта началось, когда юный ученик кол-

легии Ла Флеш дошел до ее последних,  "философских" классов. Прог-

рамма обучения в  Ла Флеш  предполагала  еженедельные  дискуссии  -

обычно на темы философии  и теологии,  изучавшиеся в течение данной

недели (в конце  месяца устраивались еще более сложные  диспуты,  в

которых  могли принимать участие и преподаватели).  Формулирование

тезисов и подбор аргументов для их  обоснования  (защитником)  или

опровержения  (  его  оппонентом) развивали логические способности

учащихся, прививали  им искусство аргументации. Как сообщает первый

биограф Декарта А. Байе, юный Рене проявлял в этих диспутах выдаю-

щееся искусство в  точности определений и в  умении  обобщать  свою

аргументацию.     

Как говорилось выше, положительные моменты в организации  обу-

чения  в  коллегии Ла Флеш сочетались со схоластичностью основного

содержания преподаваемых  дисциплин,  и  в  особенности  дисциплин

старших,  ("философских" классов.  Конечно,  схоластика,  будучи в

Информация о работе Декарт и его философия