Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Культура речи - сложное понятие. 1В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а правила речи интересуют каждого из нас.

Оглавление

Введение ____________________________________________________________________2-3
Глава 1. Языковые особенности устной речи _____________________________________4-5
Глава 1.1. Этика речевого общения и этикетные формулы речи ______________________5-7
Глава 1.2.Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки_______________7-9
Глава 1.3. Выразительность устной речи__________________________________________9-10
Глава 1.4. Основные условия выразительности речи человека________________________10
Глава 1.5. Выразительно-изобразительные средства языка_________________________11-12
Глава 1.6. Экспрессивный синтаксис___________________________________________12-15
Глава 2. Приветствие. Обращение_____________________________________________16
Глава 2.1. Этикетные формулы ________________________________________________16
Глава 2.2.Эвфемизация речи __________________________________________________17-21
Глава 2.3. Темы и сферы эвфемизации__________________________________________21-22
Глава 2.4.Эвфемизации в социальных сферах человека____________________________22
Глава 2.5. Цели эвфемизма речи_______________________________________________22-28
Глава 2.6. Сферы социальной жизни, в которых используются эвфемизация_________28-30
Глава 2.7. Языковые способности и средства эвфемизации________________________30-32
Глава 2.8. Социальные различия между говорящими
в создании и использовании эвфемизмов_______________________________________32-34
Глава 3. Особенности письменной речи. Письменная речь_________________________35-39
Заключение ________________________________________________________________40-41
Список литературы __________________________________________

Файлы: 1 файл

Этический аспект устной и письменной речиииии.docx

— 116.29 Кб (Скачать)

В настоящее время текстовые  и языковые нормы деловой речи испытывают давление со стороны все  шире развивающегося способа составления, хранения и передачи документов при  помощи электронно-вычислительной техники.

Имеет место «автоматизация информационных процессов в аппарате управления», академик А. П. Ершов называет это «компьютеризацией деловой  прозы». 23

По его мнению, деловая  проза «всегда внутренне формализована», это «лингвистический феномен, который, сохраняя многие свойства языка в  целом, в то же время самой своей  сутью подготовлен для того, чтобы  стать объектом механизации», благодаря  «регламентирующему действию формальной модели, лежащей в основе данной области производственных отношений».

Итак, деловая речь есть, по существу, совокупность стандартов письменной речи, необходимых в официально-деловых  отношениях.

Эти стандарты включают в  себя как формы документации, так  и соответствующие им способы  речевого изложения.

Тезис о высокой регламентированности официально-деловой речи находит свое подтверждение не только в обязательных требованиях к построению и составлению документов, но и в возможности нормализации - внесения изменений в правила построения и составления документов в процессе их унификации. Это касается обеих сторон документа - его формы и его языка24

 

Заключение

Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена  глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.

Исторически сложились относительно устойчивые формы речевого общения - жанры. Все жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога. Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью.

К ним следует отнести  и культуру речи, и стилистику, и  прагматику, и речевой этикет, и  психолингвистику, и лингвистику  текста, и психологию общения и  мн. др.

Большинство дисциплин, введенных  в образовательный процесс в  рамках общественно-политических, экономических  и даже технических специальностей, имеет прямое отношение к филологии  или словесным наукам. К ним  придется отнести связи с общественностью, менеджмент и администрирование, различные  бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины. Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает разные новые именования.

Тем не менее, если мы хотим  не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня  имеет смысл говорить именно о  риторике, которая в последние 25 лет восстановлена в России как  научный и учебный предмет, о  чем свидетельствуют обширные научные  исследования и преподавание в школе  и вузах.25

Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и  в современной теории и практике.

Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством  является речь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой  структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего  образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или  духовной работы, в сознание слушающего.Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных  возможностей; хорошее знание свойств  и особенностей языковых стилей; систематическая  и осознанная тренировка речевых  навыков.

Выразительные средства языка  иногда сводят к так называемым выразительно изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней -- начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные  слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами  экспрессивного синтаксиса. Ведь слова  надо уметь выстроить из них такие  предложения, которые позволяли  бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

Используя выразительные  средства, главное для оратора -- не утопить в них содержание, они должны быть средством, а не целью.

Речевая культура не сводится только к правильной постановке ударений и выбору слов литературного языка. Культура речи есть отражение общей  культуры, общей воспитанности человека во всех отношениях.26

 

Список использованной литературы:

 

1.Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

2. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

3. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

4.АРАПОВА Н.С. Эвфемизмы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

5.БАЛДАЕВ Д.С., БЕЛКО В.К., ИСУПОВ И.М. Словарь тюремно-лагерного блатного жаргона. М., 1992. 
6.БОРОВОЙ Л. Путь слова. М., 1963. 
7.ВАРБОТ Ж.Ж. Табу // Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. 
8.ВИДЛАК С. Проблема эвфемизма на фоне теории языкового поля // Этимология, 1965. М., 1967. 
9.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2000.

10.Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс,1996.

11.Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М., 1997.

12.Горбачевский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. - М.

1999.

13.Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978.

14.Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

15.ГРАЙС Г. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1085, Вып. 16.ГРАЧЁВ М.А., ГУРОВ А.И. Словарь молодежных сленгов. Горький, 1989. 
17.ЖЕЛЬВИС В.И. Психолингвистическая интерпретация инвективного воздействия // Докторская диссертация. М., 1992. 
18.Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. - М., 1997.

19.Каленчук М.Л. Касаткин РФ. Словарь трудностей русского произношения. - М., 1997.

20.Колосов В.В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб, 1998.

21.Культура русской речи: Учебник для вузов. // Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. - М., 1998.

22. КЁСТЕР-ТОМА З. Стандарт, субстандарт, нонстандарт // Русистика, 1993, № 2, 15-31. 
23.КОН И.С. Введение в мексологию. М., 1988. 
24.КРЫСИН Л.П. Из истории употребления слов особый и специальный // Русистика, 1990, № 2, 64-69. 
25.ЛАРИН Б.А. Об эвфемизмах // Проблемы языкознания. Л., 1961.

26.ПАУЛЬ Г. Принципы истории языка. М., 1961

27.Панов М. Фонетика Современный русский язык. / Под ред. В.А. Белошапковой .3-е изд. - М., 1997.

28.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1996.

29.Ширяев Е.Н., Граудина Л.К. Культура русской речи: Учебник для вузов - М.: Норма ИФРА, 1999.

30.Русская разговорная речь. - М., 1973. - 220с.

31.РЕФОРМАТСКИЙ А.А. Введение в языковедение. М., 1967.

32.Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М., 1983. - 238 с.

33.Русский язык в его функционировании. М., 1996

34. Русский язык в его функционировании. М., 1996

35.СТЕРНИН И.А. (ред.) Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 1992.

36.Уровни языка. М., 1996

37.ФАЙН А., ЛУРЬЕ В. Всё в кайф! Санкт-Петербург, 1992. 
38. ШМЕЛЁВ Д.Н. Эвфемизм // Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

З9.Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

40.Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 1986.

41.Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 1986

42.Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 1986

 

 

 

 

 

 

 

1 Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 1986.

2 Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978.

3 Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

4 Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 1986

5 Якубинский Л.П. О диалогической речи// Избранные работы: Язык  и его функционирование. М., 1986

6 Уровни языка. М., 1996

7 АРАПОВА Н.С. Эвфемизмы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

8 ШМЕЛЁВ Д.Н. Эвфемизм // Русский язык. Энциклопедия. М., 1979

9 РЕФОРМАТСКИЙ А.А. Введение в языковедение. М., 1967.

10 ФАЙН А., ЛУРЬЕ В. Всё в кайф! Санкт-Петербург, 1992.

11 СТЕРНИН И.А. (ред.) Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 1992

12 КЁСТЕР-ТОМА З. Стандарт, субстандарт, нонстандарт // Русистика, 1993, № 2, 15-31.

13 АРАПОВА Н.С. Эвфемизмы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.БАЛДАЕВ Д.С., БЕЛКО В.К., ИСУПОВ И.М. Словарь тюремно-лагерного блатного жаргона. М., 1992

14 КРЫСИН Л.П. Из истории употребления слов особый и специальный // Русистика, 1990, № 2, 64-69.

ЖЕЛЬВИС В.И. Психолингвистическая интерпретация инвективного воздействия // Докторская диссертация. М., 1992. 

15 ВАРБОТ Ж.Ж. Табу // Русский язык. Энциклопедия. М., 1979

ЖЕЛЬВИС В.И. Психолингвистическая интерпретация инвективного воздействия // Докторская диссертация. М., 1992. 

16 БАЛДАЕВ Д.С., БЕЛКО В.К., ИСУПОВ И.М. Словарь тюремно-лагерного блатного жаргона. М., 1992. 

17 БАЛДАЕВ Д.С., БЕЛКО В.К., ИСУПОВ И.М. Словарь тюремно-лагерного блатного жаргона. М., 1992. 

18 ЛАРИН Б.А. Об эвфемизмах // Проблемы языкознания. Л., 1961.

19 Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

20 Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978

21 Уровни языка. М., 1996

22 Уровни языка. М., 1996

23 Гольдин В. Е. Этикет и речь /Сарат. ун-т, Саратов, 1978

24 Русский язык в его функционировании. М., 1996

25 Ширяев Е.Н., Граудина Л.К. Культура русской речи: Учебник для вузов - М.: Норма ИФРА, 1999.

26 Горбачевский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. - М.

1999.

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»