Войти    Поиск   Связаться с нами

Рыночная экономическая система

Дата: 09 Декабря 2010 в 17:17
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип: реферат
Скачать в ZIP (44.07 Кб)
Файлы: 1 файл
Рыночная экономическая система.docx (46.36 Кб)   —   ОткрытьСкачать
 

Рыночная  экономическая система.

      Когда мы говорим о рыночной экономической  системе, то мы всегда должны иметь  в виду, что существует разница  между рыночной экономикой свободной конкуренции, которая уже не представлена в мире, и современной рыночной экономикой, которая является наиболее распространенной в на сегодня. Некоторые ученые называют такую экономику смешанной, т.е. видят в ней продукт конвергенции командной системы и системы свободной конкуренции. Однако наличие огромного числа черт, заимствованных у конкурентной экономики, позволяет отнести эту систему к рыночным.

      Само  слово "рынок" в русском языке  является очень емким. Можно выделить несколько значений:

      Рынок - это обмен, организованный по законам  товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена товаров.

      Рынок - это механизм взаимодействия продавцов  и покупателей, баланс спроса и предложения.

      Рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции.

      Рынок занимает важнейшее место во всей системе общественного воспроизводства (производство, распределение, обмен  и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длительного процесса.

      Рыночная  экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Условиями ее формирования стали три исторических явления:

      1) общественное разделение труда,  которое по мере своего развития  требует развития обмена и  совершенствования его форм;

      2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением  интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственности; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;

      3) самостоятельность производителей  и рабочей силы, свобода предпринимательской  деятельности.

      Главная отличительная черта свободной  рыночной  экономики:  государство не играет никакой роли в распределении ресурсов.  Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов принимаются домашними хозяйствами и предприятиями на рынках, свободных от какого-то бы ни было государственного вмешательства. При этом ни отдельные люди, не организации не занимаются специально решением вопросов что? как? и для кого? Сложнейшая структура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения или централизованного руководства.

      Отличительные черты экономики свободной конкуренции: частная собственность на инвестиционные ресурсы, наличие множества самостоятельных продавцов и покупателей каждого товара, и как уже было сказано, исключительно рыночное регулирование макроэкономической деятельности.

      На  первый взгляд может показаться, что  экономика, в которой каждый преследует свои собственные интересы, должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды были опровергнуты великим шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит от том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственными интересами, направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом.

      Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен существует до сих пор, пусть и с "примешиванием" государственного регулирования, является, на наш взгляд главным достоинством любой рыночной системы. Такую свободную систему никто не изобрел, и тем не менее она функционирует, решая самую сложную из проблем человечества, которая охватывает тысячи переменных и отношений, и модели которой дают лишь самое отдаленное представление о всеобщем ее характере. Как же рыночная экономика отвечает на классическую триаду вопросов? Что? решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами; покупатель сам решает, что ему стоит покупать, производитель же должен ориентироваться на спрос. Как? решается производителем, который, действуя в своих локальных интересах, стремится к получению максимального дохода; в условиях конкурентной борьбы это ведет к появлению определенных выгод для покупателя. Для кого? решается в пользу потребителей с наибольшими покупательскими возможностями.

      Приведем  пример, иллюстрирующий действие "невидимой  руки" Смита. Возьмем тривиальную  забегаловку, владельца которой  интересуют, естественно, собственные прибыли, нежели решение тройки классических вопросов. Владелец стремится к снижению своих издержек, и корректирует процесс своего производства. Для того, чтобы максимизировать прибыль, меню забегаловки должно состоять из тех блюд, которые будут покупаться. Предположим, владельцу удалось изобрести новый рецепт или вообще новое блюдо, которое имеет большую популярность. Доходы забегаловки растут, но при этом выигрывает и покупатель, и общество в целом, так как поле приемлемого выбора для него расширяется. В этом процессе ведущую роль играют цены, отражающие ценность производимого продукта.

      Цены  в экономике свободной конкуренции  опосредуют решение главных вопросов любой системы: что? как? для кого? Главным процессом здесь является соотношение спроса и предложения  и установление равновесной цены товара.

      Однако  не стоит превозносить до небес рыночную экономику свободной конкуренции  хотя бы потому, что она фактически никогда не функционировала в чистом виде. Несмотря на всю привлекательность аргументов Адама Смита, чисто рыночных экономик не существует. Государство вмешивается в деятельность рынков многими средствами и по многим причинам. Почти все государства играют важную роль в решении вопроса для кого? обеспечивая жизнь тех, кто рискует просто умереть с голоду, а также в решении проблем экономических кризисов, таких, как безработица и инфляция. Объектом приложения государственного регулирования экономики является так называемый "магический четырехугольник": инфляция - безработица - темпы роста - уравновешенность платежного баланса. Меры принимаемые государством для регулирования, чрезвычайно разнообразны: налоговая политика, антимонопольная политика, прямое регулирование цен, создание правовой базы экономики, дотирование нерентабельных отраслей, науки, обороны, протекционистская политика (создание условий для конкурентоспособности национального капитала), социальное обеспечение низших слоев общественной пирамиды, экологическая политика.

      С конца XIX в. происходит в глобальном масштабе расширение государственного вмешательства в экономику. Затем, с развитием научно-технической революции и производственной и социальной инфраструктуры этот процесс ускорился. В результате ко второй половине XX в. формируются новые хозяйственный механизм, организационные формы, экономические связи между субъектами, то есть новая система: современная рыночная экономика (современный капитализм). Это оказалось возможным потому, что рыночная система является самой гибкой, способной к внутренним и даже революционным перестройкам и изменениям. 

      Надо  четко представлять, что по своей  сути экономика свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономерности развития систем, которые являются смешением и сплетением этих крайностей, в частности, современного капитализма.

      Главная черта смешанной экономики:  и    государство, и частный сектор (предприятия и потребители) играют важную роль в ответах на вопросы что? как? и для кого? В ней получают довольно широкое распространение плановые методы: на микроэкономическом уровне как планы развития отдельных фирм на основе маркетинговых исследований, на макроуровне - как конкретное государственное вмешательство. Планы - результат приспособления субъектов экономики к требованиям рынка. Планы разных экономических уровней влияют на структуру и количество производимой продукции, обеспечивая их большее соответствие общественным потребностям.

      Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний также на основе анализа перспективности  отраслей. В то же время новейшие отрасли науки и техники являются, как правило, малопривлекательными для капиталовложений, так как не несут моментальных прибылей, поэтому их финансирование осуществляется также за счет бюджетных ассигнований и национальных и интернациональных программ (таких, как общеевропейские программы "Эврика" и "Эсприт").

      Распределение созданного ВНП также ведется  при помощи государственного вмешательства, которое направлено на развитие медицины, переподготовку кадров, социальную защиту. На социальное обеспечение, программы по борьбе с бедностью выделяется сейчас не менее 30-40% всех бюджетных ассигнований стран с развитой рыночной экономикой.

      Таким образом, государство в смешанной  экономике действует по многим направлениям, оказывая существенное влияние на экономику, которое резко возрастает в периоды кризисов (например, "новый курс" Кейнса при президенте Франклине Рузвельте). Однако главную роль в ответах на классическую тройку вопросов продолжает играть рыночный механизм. Структура его сейчас довольно сложна и является предметом отдельного обсуждения. Мы же остановимся на тех функциях, которые выполняет рынок. Каковы же они в современной капиталистической системе?

      Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство. Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения. Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.

      Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и  т.д. рынок поставляет участникам товарооборота  информацию об общественно необходимом  количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.

      Посредническая  функция рынка дает возможность  оптимального выбора конкретным покупателем  конкретного продавца и наоборот.  Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.

      Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.

      Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать  в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом.

      Современная рыночная экономика проявляется  через разные модели развития. Наиболее известными из них являются:

      - американская.  Основана на всемерном поощрении предпринимательской инициативы, обогащения наиболее активной части населения, высоком уровне производительности труда. Задача социального равенства не ставится, однако малообеспеченные группы пользуются социальной защитой (льготы, пособия и т.д.);

      - японская. Характеризуется отставанием  уровня жизни от роста производительности  труда, за счет чего достигается  резкое снижение себестоимости  продукции и повышение спроса  на нее на мировом рынке.  Такая модель основана также  на высоком самосознании народа, готовностью идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны, своеобразным патриотическим коллективизмом (который многие считают национальной японской чертой);

      - шведская. Отличается высоким уровнем  социальной политики, направленной на сокращение имущественной пропасти путем перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев. Доля государственных расходов составила в 1980-х гг. около 70% ВВП. Естественно, что это возможно только в условиях жесткой фискальной политики. Функция производства в такой модели ложится на предпринимателя, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

      - немецкая. Государство в такой  модели активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Особой  поддержкой пользуется mittelschtand - мелкие и средние предприятия. Всем формам хозяйства предоставляются возможности для устойчивого развития.

      Теперь  мы несколько подробнее поговорим  о модели современного капитализма, которая существует сейчас в России. В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.

Краткое описание
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Условиями ее формирования стали три исторических явления:

1) общественное разделение труда, которое по мере своего развития требует развития обмена и совершенствования его форм;

2) экономическая обособленность производителей. Она возникает с разграничением интересов отдельных производителей, их стремлением достичь прежде всего собственных целей, на базе частной собственности; позже она стала опираться и на коллективную собственность, но также ограниченную кругом локальных интересов;

3) самостоятельность производителей и рабочей силы, свобода предпринимательской деятельности.
Оглавление
содержание отсутствует