Кооперативы разных видов: классификация, признаки и направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – углубление знаний по дисциплине «Теория и история потребительской кооперации». Тема работы - «Кооперативы различных видов: классификация, признаки и направления деятельности». Задачами курсовой работы являются изучение, изложение и выводы по следующим вопросам: классификация кооперативов разных видов, основные общие признаки кооперативов разных видов, развитие потребительской кооперации на современном этапе, Декларации о кооперативной идентичности, принятой МКА в 1995 году.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

Классификация кооперативов и функции кооперативов разных видов….5
Основные общие признаки кооперативов разных видов………………...13
Развитие потребительской кооперации на современном этапе………….16
Декларация о кооперативной идентичности МКА принятая, в 1995 году…….……………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая работ122 осн.docx

— 74.15 Кб (Скачать)

     Из  изученных материалов работы мы видим, что классификация кооперативов достаточно сложна. Она осуществляется по многим признакам: по социальному и профессиональному составу членов кооператива, по району деятельности, по принципу хозяйственной деятельности.

     Причем  по последнему признаку кооперативы  делятся на группы: потребительские кооперативы, производственные кооперативы, кредитные кооперативы, жилищные кооперативы, кооперативы по оказанию услуг, рыболовецкие кооперативы, многофункциональные кооперативы, сельскохозяйственные кооперативы.

     В работе были рассмотрены все вышеперечисленные виды кооперативов, их группы и подгруппы. Причем хочется особо отметить то, что на современном этапе более продуктивными становятся многофункциональные кооперативы, так как объединяют в себе несколько видов кооперативных обществ и за счет этого расширяют направления своей хозяйственной деятельности.  Можно так же, со всей уверенностью, отнести потребительские общества к многофункциональным кооперативам, так как именно потребительская кооперация включает в себе не, только большой спектр услуг, но еще и является социально ориентированным предприятием.

     В работе так же были рассмотрены основные признаки кооперативов разных видов: выполнение кооперативом функций хозяйственного предприятия и общественной организации, материальное участие членов кооператива в образовании средств кооператива, материальная ответственность членов кооператива за деятельность кооператива, равноправие членов кооператива,  демократическое управление, цель кооператива – удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей членов кооператива, добровольность вступления в кооператив. Из всех этих признаков видно, что кооперация, с одной стороны похожа, а с другой стороны значительно отличается от организаций других форм собственности и общественных организаций. Так, не все коммерческие организации ставят перед собой цель удовлетворение потребностей своих членов, а общественные организации очень редко выполняют какую-либо хозяйственную деятельность.

     В работе рассматривалось положение  кооперативов на современном этапе развития. Было выяснено, что потребительские кооперативы выполняют не только хозяйственную деятельность, но и ставят перед собой осуществление социальной миссии. При рассмотрении работы потребительской кооперации на селе, стало ясно, что для большинства граждан кооперативные магазины являются не только местом покупки товаров, но и культурными центрами и центрами бытовых услуг.

     И хотя  выяснилось, что положение потребкооперации на современном этапе не завидное, все же этот вид деятельности существует, и в некоторых населенных пунктах весьма удачно.

     К сожалению, правительство Российской Федерации практически не принимает участия в потребкооперации и не поддерживает с ней сотрудничества, хотя, в нашей стране и принята Концепция развития потребительской кооперации до 2015 года, где рассматриваются проблемы потребкооперации и предлагаются способы их решения. Но думается, что только принятием данной концепции былое влияние кооперации не восстановить. Нужно создавать новые и более конкретные законы о деятельности кооперации. Возможно, так же, предоставление кооперации определенных льгот и уступок, для улучшения деятельности, так как, в частности, потребительская кооперация является достаточно прогрессивной, во многих смыслах, составляющей экономической системы страны.

     Так же была рассмотрена и проанализирована Декларация о кооперативной идентичности МКА от 1995 года, в которой определяются главные принципы и ценности кооператоров всего мира.

     Такие ценности как взаимопомощь, взаимная ответственность, честность, забота о других, являются не только принципами кооператоров, но и общечеловеческими. Да и большинство признаков кооперативов подходит для любого развитого общества: образование и повышение квалификации, сотрудничество и забота об обществе,  добровольное и открытое членство и демократический контроль. И если хотя бы половина цивилизованного общества соблюдала бы кооперативные ценности, то возможно жизнь человечества начала развиваться в лучшую сторону.

     Из  вышесказанного ясно, что кооперация, а в особенности потребительская, это,  прежде всего общественное движение, целью которого является обеспечение своих членов всем необходимым. Кооперативы – равноправные организации, в которых учитываются потребности всех его членов на должном уровне, причем при необходимости кооперация помогает не только своим пайщикам, но и населению, проживающему на территории, где действует кооператив.

     В заключение хочется отметить, что потребительской кооперации России в 2011 году исполняется 180 лет. И весь этот путь кооперация прошла достойно. Она выжила в такие тяжелые времена как Великая октябрьская революция, времена НЭПа и Великой Отечественной войны, период «железного занавеса» и застоя, перестройку и многое другое. И хотя на современном этапе кооперация испытывает большие трудности, но хочется, надеется на то, что она переживет и сегодняшнее тяжелое время и восстановит свое былое влияние. 
 
 

          Список используемых источников. 

     1.Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие – М., Часть 1,1998-106 с.

     2.Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие – М., Часть 2,1998-123 с.

     3.Генеральная ассамблея МКА / Пер с анг. – Белгород: «Кооперативное образование», 2005.-137 с.

     4.Гражданский кодекс РФ (частя 1): от 30.11.1994 г. №51-ФЗ

     5.Комментарии к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) В Российской федерации». – Белгород БУПК, 1998. – 163с.

     6.Конституция (Основной закон) РФ: Принята на всенародном голосовании 12.12.1993г. Введена в действие 25,12,1993.

     7.Макаренко  А.П. Теория и история кооперативного  движения: Учебное пособие для  студентов кооперативных учебных  заведений. - М.:ИВЦ «Маркетинг», 2002

     8.О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в РФ: Закон РФ от 11.07.1997 №97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ

    9.О потребительской кооперации в РФ: Федеральный закон от 19.06.1992

     10.Статья: «Аннинское райпо – одно из лучших райпо Воронежской области» Газета «Коммуна», № 8 (25439), 22.01.10г.

       11.Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2001-160 с.

     12.Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для вузов потребительской кооперации. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2006.-405с

     13.Теплова Л.Е., Уколова  Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учебное пособие для кооперативных вузов: На русском и английском языках. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство РДЛ, 2003, 2004.-360 с.

     14.Уколова  Л.В.курсовые работы по дисциплине  «Теория и история потребительской  кооперации»: темы, методические  рекомендации. – Белгород: Издательство  Белгородского университета потребительской  кооперации «Кооперативное образование», 2007

     15.Уставы потребительских обществ (Сборник уставов)

     16.http://www.centrosojuz.ru

     17.http://www.yas.yuna.ru

Информация о работе Кооперативы разных видов: классификация, признаки и направления деятельности