Кооперативы разных видов: классификация, признаки и направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – углубление знаний по дисциплине «Теория и история потребительской кооперации». Тема работы - «Кооперативы различных видов: классификация, признаки и направления деятельности». Задачами курсовой работы являются изучение, изложение и выводы по следующим вопросам: классификация кооперативов разных видов, основные общие признаки кооперативов разных видов, развитие потребительской кооперации на современном этапе, Декларации о кооперативной идентичности, принятой МКА в 1995 году.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

Классификация кооперативов и функции кооперативов разных видов….5
Основные общие признаки кооперативов разных видов………………...13
Развитие потребительской кооперации на современном этапе………….16
Декларация о кооперативной идентичности МКА принятая, в 1995 году…….……………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая работ122 осн.docx

— 74.15 Кб (Скачать)

     Оптовая торговля занимается закупкой крупных  партий  товаров у поставщиков (производственных и оптовых предприятий) для последующей реализации товаров предприятиям розничной торговли.

     Розничная торговля занимается продажей товаров  потребителям – населению; она удовлетворяет  потребности в товарах и услугах.

     Для осуществления розничной торговли потребительская кооперация имеет  сеть предприятий розничной торговли: магазины, палатки киоски и тд. Жителям малых сельских населенных пунктов, в которых нет магазинов, палаток и киосков, продажа товаров осуществляется автомагазинами.

      Торговля  потребительской кооперации в рыночной экономике должна быть конкурентоспособной. В Концепции развития потребительской кооперации до 2015 года торговой деятельности уделено большое внимание. Правительством предлагается создание единых кооперативных торговых сетей, которые должны иметь коммерческую эффективность и социальную ориентацию при наличии широкого круга покупателей, в первую очередь пайщиков потребительской кооперации. При этом в потребительской кооперации могут и должны сохраняться успешные торговые предприятия, не входящие в торговые сети, которые могут развиваться на региональном и местном уровнях при наличии экономической целесообразности. Оптимизация торговой деятельности за счёт внедрения сетевой торговли при предоставлении особых условий для несетевых кооперативных магазинов будет способствовать расширению географии их безубыточности. Такой подход позволит обеспечивать поддержание и развитие менее эффективных торговых предприятий, имеющих большое социальное значение для небольших населённых пунктов, развивать развозную торговлю.

     2. Общественное питание, как отрасль народного хозяйства потребительской кооперации, имеет немаловажное значение. По своему экономическому содержанию платное питание является сферой товарного обращения. Поэтому общественное питание входит в систему торговли. Основное значение предприятий общественного питания состоит в том, что они удовлетворяют первичную потребность человека – потребность в пище. Предприятия общественного питания занимаются организацией культурного отдыха, проведением торжественных мероприятий. Для потребительской кооперации общественное питание является перспективной отраслью, так как имеет достаточно разветвленную сеть столовых, кафе, буфетов и тд. Предприятия размещаются в общедоступных местах, а также при предприятиях, учебных заведениях, санаториях.

     В Концепции развития потребительской  кооперации до 2015 года основной целью  развития общественного питания  является создание экономически оправданной  системы доступного и качественного  общественного питания. Также предлагается создание ориентированных на разные слои населения предприятий, внедрение инновационных технологий, работа по кадровому обеспечению и тд.

     Таким образом, общественное питание является неотъемлемой отраслью хозяйственной  деятельности потребительской кооперации. Эта отрасль занимается не только организацией обеспечивающей питание  граждан, но и помогает реализации  продуктов от производственной и  заготовительной деятельности, следовательно, является перспективной отраслью народного хозяйства потребительской кооперации.

     3. Заготовительная деятельность также является одним из направлений хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Деятельность по заготовке продукции сельского хозяйства, в том числе произведённой личными подсобными хозяйствами, фермерскими хозяйствами и организациями малых форм, а также собранных дикорастущих растений (лекарственных растений, грибов, ягод, плодов и др.), вторичного, пушно-мехового сырья, изделий народных промыслов является одним из ключевых направлений деятельности организаций потребительской кооперации. Потребительская кооперация располагает сетью заготовительных предприятий: приемозаготовительные пункты, заготовительные базы, фруктохранилища и др.

      В Концепции развития потребительской  кооперации до 2015 года основной целью  развития заготовительной деятельности ставится наращивание объемов закупок при гарантированном сбыте продукции. Это позволит потребительской кооперации стабильно развиваться и эффективно участвовать в реализации государственных программ развития сельского хозяйства.

      Таким образом, заготовительная деятельность потребительской кооперации имеет  важное значение, как для самой  потребительской кооперации (снабжает торговлю товарами, а производство сырьем), так и для общества.

     4.  Производственная деятельность – еще одна отрасль  хозяйственной деятельности потребительской кооперации.  Важнейшее значение отрасли заключается в том, что она выступает как источник товарных ресурсов для торговли и предприятий общественного питания, осуществляет переработку закупленного сельскохозяйственного сырья. Промышленность потребительской кооперации представлена в основном предприятиями по производству продовольственных товаров. В основном такие предприятия производят хлебобулочные, колбасные и кондитерские изделия, консервы и безалкогольные напитки. Из непродовольственной продукции предприятия потребительской кооперации производят валяную обувь, швейные и трикотажные изделия, мебель, изделия народного промысла и др. Следует отметить, что промышленность является надежным источником поступления продовольственных товаров в торговую сеть и формирование устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса в сельской местности.

     В Концепции развития потребительской  кооперации до 2015 года сказано, что  основной целью развития производственной деятельности в потребительской кооперации является создание управляемой системы устойчивых, ориентированных на сбыт, экономически эффективных, инвестиционно привлекательных производственных предприятий на всех уровнях организаций потребительской кооперации.

     Развитие  промышленности в потребительской кооперации способствует удовлетворению спроса населения в непродовольственных товарах и продуктах питания. Таким образом, можно сказать, что промышленность является самой конкурентоспособной отраслью потребительской кооперации.

     5. Потребительская кооперация также активно развивает сферу услуг, предоставляемых пайщикам и обслуживаемому населению. Причем услуги предоставляются как платные и бесплатные. Причем платные услуги могут предоставляться пайщикам на более выгодных льготных условиях, нежели обслуживаемому населению. К платным услугам можно отнести:

- услуги  бытовые (ремонт обуви и одежды, ремонт аппаратуры, ремонт автотранспорта, услуги парикмахера, фотоателье, ритуальные услуги и др.)

- услуги  торговли и общественного питания  (прием предварительных заказов  на товары, доставка товаров, раскрой  тканей, изготовление кулинарных  и кондитерских изделий, обслуживание  свадеб и банкетов и тд.) 

- услуги  рынков (хранение сельскохозяйственных  продуктов, предоставление торговых  мест, разруб мяса и тд.)

- медицинские  и санаторно-оздоровительные услуги.

- услуги  образования через образовательные  учреждения потребительской кооперации.

- другие  виды услуг (юридические, социальные  и др.)

      В Концепции развития потребительской  кооперации до 2015 года одной из основных задач в сфере услуг является оптимизация услуг, то есть комплексность, востребованность и эксклюзивность предоставляемых услуг. Также для данной отрасли предлагается организация сезонного обслуживания населения, внедрение выездной формы обслуживания, развитие домов быта.

      Из  вышесказанного видно, что сфера  услуг может и должна развиваться, чтобы стать одной из лидирующих отраслей народного хозяйства не только в сельской местности, где  зачастую лишь потребкооперация и предоставляет  услуги населению, но и в крупных  населенных пунктах и городах.

     Социальная  миссия – главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации. Одной из главных задач социальной направленности потребительской кооперации является пропаганда идей кооперации и кооперативных принципов.

     Потребительская кооперация в большей степени  реализует себя на селе. И именно проявление социальной миссии здесь  можно просмотреть подробнее. Главная задача потребкооперации в сельской местности - обеспечение населения необходимыми товарами и услугами, то есть создание инфраструктуры села.

     Магазины в маленьких селах являются социально ориентированными предприятиями, так как в большинстве своем являются убыточными. При таких магазинах, особенно функционирующих на большой по площади территории, оказываются дополнительные услуги, как платные - так и бесплатные. В некоторых из таких магазинов, например,  организуются маленькие библиотеки, функционируют бесплатные чайные столы, устанавливаются игровые автоматы для детей, организуются выставки детских рисунков и поделок, устанавливаются телевизоры. Все это очень важно для культурного развития села, так как не многие его жители могут позволить себе поездку в город и районный центр.

     Так же в магазинах организуются услуги ксерокопирования и проявки фотографий,  заточки сельскохозяйственного инвентаря, ремонта обуви и одежды. Оказываются услуги по ремонту бытовой техники и автотранспорта, услуги прачечной и химчистки, ремонт часов и предоставление телефонной связи.

     Иногда  при магазинах организуются парикмахерские услуги постоянно – если населенный пункт достаточно большой, если маленький, то по определенным дням или часам. Так же при магазинах организуются пункты приема молока, мяса и других сельскохозяйственных продуктов у населения. Оказываются услуги по вспашке земли, искусственному осеменению  скота. Не редко при магазинах работают сепараторы, крупорушки и маслобойки.

     В таких универсальных сельских магазинах  потребительской кооперации можно  заказать необходимые товары, в некоторых  – и медикаменты. Так же потребительская кооперация заботится о внешнем виде своих предприятий и прилегающей к ним территории. Практически повсеместно около кооперативных магазинов облагорожена территория: разбиты клумбы, посажены деревья, организованны детские площадки.

     Нужно сказать, что потребительская кооперация нередко берет на себя и социальные функции государства. Например,  уход за одинокими инвалидами, доставка им товаров на дом по заявке. Также  доставка товаров организованна  и в небольшие удаленные населенные пункты, где в основном проживает население пенсионного возраста. Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им в долг, потому, что потребительская кооперация не может оставить своих пайщиков  и обслуживаемое население. Конечно, потребительские общества несут при этом значительные расходы, которые не возьму на себя частные предприниматели.

     В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест. Потребкооперация организует небольшие производственные кооперативные предприятия: мельницы, крупорушки, маслобойки; открывает магазины на дому; организует надомный труд; привлекает население к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных трав; развивает разнообразные бытовые услуги, а также другие виды деятельности.

     В социальную миссию входит обучение пайщиков и повышение их квалификации, чаще всего бесплатно или на льготных условиях.

     Потребительская кооперация располагает уникальной системой собственных образовательных  организаций, которые должны обеспечивать как наполнение квалифицированными кадрами системы потребительской  кооперации, так и экономически эффективную  деятельность, позволяющую на основе полной окупаемости оказывать образовательные  услуги для широкого круга потребителей.

     В Концепции развития потребительской  кооперации до 2015 года прописаны программы  социальной поддержки работников потребкооперации, пайщиков и населения. Так же рассматривается  повышение роли организаций потребительской  кооперации, которые создают достойные  условия труда и отдыха своих  пайщиков, совершенствуют социальное партнерство, обеспечивает научную деятельность и непрерывную профессиональную подготовку  переподготовку своих членов.

     Для того чтобы увидеть то, что,   потребительская кооперация в   современной России может успешно работать и осуществлять как хозяйственную деятельность, так и социальную миссию рассмотрим статью из газеты «Коммуна» о деятельности Аннинского райпо - одного из лучших райпо Воронежской области.1

     Границы между городом и деревней постепенно стираются. И сегодня, к примеру, никого из аннинцев не удивишь магазином  самообслуживания.

     Председатель  Совета Аннинского района Анатолий Тищенко  возглавляет райпо с 1977 года. «В нашем  деле надо каждый день чувствовать  пульс жизни» - говорит Анатолий Афанасьевич. «При резко возросшей  конкуренции надо просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед. Мы постоянно  внедряем передовые формы и методы работы, что позволяет больше продавать различных товаров, ускорять их реализацию».

Информация о работе Кооперативы разных видов: классификация, признаки и направления деятельности