История Сбербанка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

История Сбербанка России начинается с именного указа императора Николая I от 1841 года об учреждении сберегательных касс, первая из которых открылась в Санкт-Петербурге в 1842 году. Спустя полтора века — в 1987-м — на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный банк трудовых сбережений и кредитования населения — Сбербанк СССР, который также работал и с юридическими лицами. В состав Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 671.62 Кб (Скачать)

Стратегическое  планирование в банках применимо  к любой проблеме, которая: связана  с глобальными целями банка, ориентирована  на будущее, затрагивает внешние  факторы, влияющие на результаты деятельности банка. Если планируется новый вид  услуг и они важны для достижения целей банка, то речь идет о стратегическом планировании. Решения затрагивающие  текущий ассортимент и существующие рынки, как правило не являются стратегическими  по своей природе, хотя важные изменения  в текущей деятельности, например рассмотрение вопроса о снятии какой - либо услуги, часто носят стратегический характер.

Стратегическое  планирование, как правило, затрагивает  проблемы, которые испытывают серьезное  воздействие многочисленных внешних  факторов. Следовательно, прежде чем  приступить к вопросу о будущих  стратегических целях или направлениях, необходимо уяснить, какие социальные, экономические, научно–технические, юридические  и политические факторы влияют на будущее банка. В противном случае можно выбрать стратегию, которая  окажется ошибочной, если на банк влияют такие факторы как экономический  спад или изменения в расстановке  политических сил. Внутри этого трехмерного  пространства будущее и внешние  факторы в их воздействии на глобальные цели банка — практически все, что существенно изменяет характер банка или направления его  развития, является объектом стратегического  планирования.

(Рис 1. –  Элементы системы стратегического  планирования. )

 Результатом  процесса стратегического планирования, его выходом является плановая  документация (так называемая «система  планов»), в которой находят отражение  все виды планируемых показателей  на конец соответствующих периодов. Необходимость разработки системы  планов, то есть совокупности  взаимосвязанных планов, определяется  тем, что решения сложных   стратегических проблем также  достаточно сложны. Они сложны  в том смысле, что требуют учета  таких столь разных по природе  факторов, как научные, технические,  технологические, финансовые и  так далее, участия и поддержки  самых разных клиентов организации.

Для того чтобы  разработка и использование сложной  системы планов были эффективными, процесс планирования должен протекать  организованно. При этом специальная  организация не обязательна, если банк невелик либо если сводный план можно  получить простым суммированием  и увязкой показателей планов его подразделений. Однако одно из главных  преимуществ планирования — получение  синергического эффекта. Поэтому, чтобы  правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность  элементов банка, видов деятельности и программ, необходим определенный порядок. Чтобы получить синергический  эффект в  планировании, необходимо разрабатывать определенные механизмы использования этих оценок как основы для реализации преимуществ взаимодействия и взаимозависимости различных планов и подразделений банка.

Подсистема  принятия решений. Из описания процесса планирования видно, что планирование неразрывно связано с принятием  решений о целях и стратегиях. Следовательно, никакая процедура  планирования не будет до конца системной  без упорядоченного подхода к его важнейшей фазе - принятию решений. Конечно, процесс принятия плановых решений нельзя сделать полностью объективным и систематическим. Средством же объединения суждений и оценок руководителей в одно целое в рамках формального анализа решений должна служить подсистема принятия решений. Такое взаимное дополнение субъективных оценок и формального анализа усиливает возможности руководителей принимать стратегические решения в сложных ситуациях. Включение подсистемы принятия решений в систему  планирования служит для того, чтобы подчеркнуть характер планирования как процесса именно принятия решений, а также для того, чтобы показать необходимость получения специальной информации и такой ее обработки, которая способствует принятию более качественных решений.

Подсистема  информационного  обеспечения- многие неудачи в планировании обусловлены  отсутствием необходимой плановой информации («баз данных», на основе которых  можно принять решение). Часто  информация, обрабатываемая в информационных системах банков, носит преимущественно  описательно–исторический характер, относящийся к прошлой деятельности его подразделений. Многое из такой  информации устарело и связано лишь с ним самим. Чтобы быть полезной для стратегического планирования, информация должна показывать перспективы  и быть сосредоточена на тех аспектах окружающей среды и конкуренции, которые в наибольшей мере влияют на будущее банка.

Подсистема  организационного обеспечения. Функции  стратегического планирования могут  по–разному распределяться между подразделениями  банка, в различных сочетаниях формируя один из следующих профилей:

- Сильная  центральная служба планирования, разрабатывающая долгосрочные стратегии;

- Центральная  служба планирования, обеспечивающая  долгосрочное планирование путем  оказания помощи организационным  подразделениям, участвующим в планировании;

- Децентрализация  полномочий по долгосрочному  планированию: возложение ответственности  за составление долгосрочных  планов на тех руководителей  подразделений банка, которые  отвечают за их реализацию.

Стратегическое  планирование не возникает само по себе, оно нуждается в мотивации. Важными элементами мотивации являются отношение к нему руководителей  и климат в банке. Поскольку именно функции планирования осуществляют люди, сам процесс планирования должен быть формализован, и им следует  руководить. Точно так же, как  процесс планирования требует разработки стратегии реализации планов, введение либо радикальное изменение стратегического  планирования требует стратегии  внедрения планирования. Таким образом, само планирование должно планироваться, и этим процессом следует руководить.

Стратегический  план ОАО "Сбербанк России" довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Однако, можно выделить  следующие компоненты:

- Миссия  банка, определяется на самом  первом этапе осуществления маркетинговых  мероприятий и служит отправной  точкой при стратегическом планировании. Она устанавливает то, к чему  банк стремится, и затрагивает  уровень организационных подразделений,  очерчивая круг их деятельности. Миссия  банка, или его основная  задача представляет собой четко  сформулированную причину его существования. Исходя из основной задачи организации, строится целая иерархическая лестница задач банка. Вот как ОАО «Сбербанк» определяет свою миссию: содействие социально-экономическому развитию страны и благосостоянию обслуживаемого им населения путем предоставления качественных банковских услуг на розничном сегменте рынка.

- Цели, формулируются  и устанавливаются на основе  общей миссии банка и определенных  ценностей и целей, на которые  ориентируется высшее руководство.  Чтобы внести истинный вклад  в успех организации, цели должны  обладать рядом характеристик(конкретностью  и измеримотстью; ориентацией во времени; достижимостью). Главной стратегической целью деятельности ОАО "Сбербанк России" является упрочение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, активно расширяющего свое присутствие на других секторах рынка при минимизации рисков, адекватно условиям рыночной экономики и занимающего достойное место в международных рейтингах крупнейших кредитных институтов мира.

- Исходное  положение  рынка, оно должно  отражать состояние среды в  целом и в отдельных сегментах,  в которых действует банк. Исследование  каждого сегмента с использованием  так называемых рыночно–производственных  характеристик, осуществляемое при  анализе исходного положения  рынка, позволяет отразить в  стратегическом плане факторы,  характеризующие степень привлекательности  рынка, и сделать соответствующие  выводы относительно качества  тех или иных сегментов и  целесообразности их обслуживания.

- Оценка  факторов, воздействующих на стратегию  банка, чрезвычайно важный компонент  стратегического плана, в котором  основное внимание уделяется  оценке конкурентоспособности. Эта  оценка производится на этапе  анализа рыночных возможностей, а еще более конкретно —  при анализе микросреды банка.  В плане должна содержаться  объективная оценка сильных и  слабых сторон банка (а говорить  о силе или слабости можно  только, имея базу сравнения: в  данном случае конкурентов) в  отношении доли обслуживаемого  рынка, качества и цен на  оказываемые услуги.

- Оценка  опасностей и возможностей, стратегический  план должен содержать оценку  рыночных опасностей, а также  возможностей достижения целей  и задач в каждом из сегментов,  в которых банк действует или  только намеревается действовать.  Эта оценка базируется на анализе  исходного положения рынка и  относительной конкурентоспособности.

- Стратегия  развития хозяйственного портфеля, она для каждого участка рынка,  где действует банк, определяет  приоритетные направления инвестиций. Однако само по себе направление  вложения средств без его обоснования  мало что значит, поэтому стратегический  план должен отражать четко  сформулированные цели для каждого  из таких участков рынка и  размер средств, необходимых для  их достижения.

- Стратегические  изменения  в регулируемых  факторах, Рыночные условия меняются  довольно часто и неожиданно, поэтому все предусмотреть в  стратегическом плане не представляется  возможным. В связи с этим  в нем отражается набор переменных, которые могут корректироваться  в процессе выполнения указанного  плана.

- Ожидаемые  финансовые результаты, возможный  результат деятельности банка  за год, выраженный в стоимостной  оценке.

      Прежде  всего, следует понимать, что Сбербанк – это один  из самых мощных финансовых  институтов не только России  и Европы, но и мира. В 2007 года  он вошел в ТОП-100 самых авторитетный  организаций мира, поэтому даже безо всяких цифр становится ясным, что организация серьезная. Собственный капитал на середину 2013 года составлял более 780 миллиардов рублей. Активы – более 6 триллионов. Анализ и оценка финансового состояния Сбербанка может проводиться также и с учетом недавно распространенной стратегии развития до 2018 года. Сбербанк планирует за пять лет увеличить прибыль в три раза. Учитывая такие амбиции, можно полагать, что его капитализация и другие финансовые показатели очень возрастут. Сбербанк  России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2013 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала среди всех банков мира. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет порядка 40% объема торгов на ММВ.  Учредитель  и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2013 г. ему принадлежит 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.

  На 01.11.2013 - высоколиквидных активов: 858 813 248 тыс.  руб., обязательств до востребования   и приравненных к ним: 1 365 684 701 тыс. руб. Показатель мгновенной ликвидности = 62.89%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активы банка

На 01.10.2013г.

На 01.10.2018г.

Сравнение результатов

Всего активов, в том числе

6 793 496 086

8 075 325 011

1 281 828 925

15,9%

Остатки на корреспондентских счетах

100 785 440

166 738 714

65 953 274

39,6%

Банк России

18 467 206

65 878 906

47 411 700

72,0%

Резиденты

20 277 614

320 237

- 19 957 377

- 6 232,1%

Нерезиденты

62 040 620

100 539 571

38 498 951

38,3%

Касса, драг. металлы

225 856 270

281 279 402

55 423 132

19,7%

МБК выданные

276 936 428

238 986 317

37 950 111

15,9%

Депозиты в ЦБ

50 000 000

65 000 000

15 000 000

23,1%

до 30 дней

50 000 000

65 000 000

15 000 000

23,1%

МБК, выданные резидентам

28 679 626

83 001 891

54 322 265

65,4%

до 30 дней

28 679 626

74 301 891

45 622 265

61,4%

до 180 дней

-

8 000 000

8 000 000

100,0%

свыше 180 дней

-

700 000

700 000

100,0%

МБК, выданные нерезидентам

198 256 802

90 984 426

107 272 376

117,9%

до 30 дней

192 328 639

82 118 674

110 209 965

134,2%

до 180 дней

1 504 610

-

1 504 610

-

свыше 180 дней

4 423 553

8 865 752

4 442 199

50,1%

Кредиты юридическим лицам

4 177 450 081

4 276 595 181

99 145 100

2,3%

резидентам

4 172 870 512

4 032 514 968

- 140 355 544

-3,5%

до 30 дней

20 818 152

17 910 494

- 2 907 658

- 16,2%

до 180 дней

135 251 572

99 155 838

- 36 095 734

-36,4%

свыше 180 дней

3 843 751 005

3 634 982 103

208 768 902

5,7%

просроченные (с %)

173 049 783

280 466 533

107 416 750

38,3%

нерезидентам

4 579 569

244 080 213

239 500 644

98,1%

до 180 дней

-

3 040 300

3 040 300

100,0%

свыше 180 дней

4 579 569

241 039 913

236 460 344

98,1%

Кредиты физическим лицам

1 266 712 932

1 355 682 577

88 969 645

6,6%

до 30 дней

8 945 964

23 210 831

14 264 867

61,5%

до 180 дней

1 712 623

1 847 867

135 244

7,3%

свыше 180 дней

1 215 261 639

1 277 505 642

62 244 003

4,9%

просроченные (с %)

40 792 706

53 118 237

12 325 531

23,2%

Облигации

728 515 813

1 657 426 219

928 910 406

56,0%

Выпущенные резидентами

630 267 991

1 495 159 847

864 891 856

57,8%

государственные

475 882 545

1 298 513 047

822 630 502

63,4%

банковские

736 847

-

- 736 847

-

корпоративные

153 648 599

196 646 800

42 998 201

21,9%

Выпущенные нерезидентами

98 247 822

103 108 873

4 861 051

4,7%

государственные

-

2 157 868

2 157 868

100,0%

банковские

24 160 652

15 135 515

9 025 137

59,6%

корпоративные

74 087 170

85 815 490

11 728 320

13,7%

В залоге (прямое РЕПО)

-

59 157 499

59 157 499

100,0%

Акции

17 084 823

60 351 523

43 266 700

71,7%

резидентов

16 596 834

58 800 546

42 203 712

71,8%

нерезидентов

487 989

1 550 977

1 062 988

68,5%

Прочие требования

374 287 486

456 771 972

82 484 486

18,1%

Обязательные резервы (ФОР)

40 559 738

49 552 385

8 992 647

18,1%

Средства в расчетах

6 143 783

6 145 153

1 370

0 %

Доли в компаниях

30 020 650

78 546 329

48 525 679

61,8%

Имущество, мат. запасы

275 089 263

301 302 044

26 212 781

8,7%

Проценты к получению

22 474 052

21 226 061

- 1 247 991

- 5,9%

Информация о работе История Сбербанка