Анализ рынка легковых автомобилей России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, научная работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике
2. «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие
3. Фирма, предприятие и организация. Границы рынка
4. Типы рынка
5. Рейтинг рынка легковых автомобилей
6. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.
7. Ценовая дискриминация
8. Информация на рынке легковых автомобилей
9. Государственная отраслевая и антимонопольная политика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

История-Бердска.doc

— 821.00 Кб (Скачать)

В–третьих, в разных регионах страны, одинаковые легковые автомобили стоят по-разному. Например: в Московской области автомобили стоят дешевле, чем в Тюменской области.

8.      Информация на рынке легковых автомобилей

 

Покупка автомобиля — шаг весьма ответственный. Именно поэтому главнейшим критерием для окончательного выбора автомобильного бренда должна стать ее надежность. Надежность, цена, качество— основные показатели, на которые должен опираться покупатель при выборе будущей автомобиля. Сегодня покупатели отдают предпочтение тем фирмам, которые давно работают на рынке легковых автомобилей, доказали свою состоятельность и репутацию, искренне заботятся о своих клиентах.

Информация стала одним из важных видов экономических ресурсов. Функционирование рынков в решающей степени зависит от того, насколько экономические агенты владеют этим ресурсом, т.е. информацией о рынке, условиях сделки, товаре и т.д. Сложность в том, что каждому участнику доступны лишь ограниченные источники получения и объём информации.

Особый тип ограниченности информации – её асимметрия, т.е. такая ситуация, когда одни экономические агенты информированы лучше других. Покупка товара или получение услуги предполагает наличие информации об их качестве. Однако зачастую потребители не знают, какого качества продукты они потребляют. Здесь имеет место асимметричность информации: продавец владеет информацией о товаре (услуге), у покупателя же такой информации нет.

Автомобильные центры обязаны передать своим клиентам всю необходимую информацию (техническое состояние автомобиля) для того, чтобы клиент смог сделать правильный выбор.

 

 

 

 


9.      Государственная отраслевая и антимонопольная политика

 

Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. Именно деятельность государства определяет ту экономическую среду, в которой принимает решения современная фирма. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает или препятствует той или иной деятельности индивидов и институтов экономической системы.

Обшей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими базис отраслевой политики, являются:

                  экономическая эффективность. Конкуренция на товарных рынках не существует сама по себе целью, она лишь служит способом достижения экономической эффективности и выступает средством создания среды, благоприятствующей снижению издержек производства, созданию новых продуктов, новых видов деятельности, новых методов производства и организации, развития НИОКР, технического процесса и инноваций. Необходимым уровнем конкуренции служит тот, при котором обеспечивается достижение указанных частных целей. Следовательно, оптимальный уровень конкуренции, государственной отраслевой политики в целом и антимонопольной в частности меняется в зависимости от особенностей страны, периода ее экономического развития, места в мировом хозяйстве и многих других факторов;

                  оптимизация поведения экономических агентов. Развитие конкуренции — это процесс, а не результат. Подмена самостоятельных решений экономических агентов государственным регулированием неэффективна из-за:

1.                  эволюции рынков благодаря использованию частной информации, которой располагают только фирмы;

2.                  внешних шоков, воздействия которых на экономическую систему трудно предугадать;

3.                  невозможности в государственной политике учесть весь комплекс интересов экономических агентов.

Усилия государства по созданию конкурентной отраслевой структуры должны способствовать тому, чтобы субъекты экономики имели наиболее широкие возможности принимать самостоятельные решения. Применительно к товарным рынкам это означает создание условий, благоприятных для конкуренции, — прежде всего, снижение барьеров входа в отрасль путем развития рыночной инфраструктуры.

Огромную роль в оживлении рынка после кризиса сыграли две государственные программы: льготное автокредитование и утилизационные сертификаты.

Программа утилизации

• Общий бюджет программы утилизации легковых автомобилей старше 10 лет, которая началась в марте 2010 года, достиг 30 млрд рублей, и к 1 июлю 2011 года были выданы все запланированные 600 тыс. свидетельств.

• Около 77% всех машин, проданных по схеме, являются продукцией АВТОВАЗа.

• В течение 2-го полугодия потребителям будут переданы оставшиеся 110 тысяч автомобилей.

Выделяют два типа отраслевой политики: пассивную и активную.

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм.

Основная проблема российской автомобильной промышленности — низкая конкурентоспособность продукции. Признаками этого являются: устаревший модельный ряд многих производителей, невыгодное соотношение «цена/качество» и меньшая прибыльность производства по сравнению с зарубежными конкурентами, и, в конечном счете, значительная доля импортной продукции на российском авторынке.

Для повышения конкурентоспособности российского автопрома необходима его модернизация. Вследствие «давления импорта» радикальная модернизация отрасли силами самих российских производителей маловероятна. Необходимо государственное участие в этом процессе.

Возможны следующие направления деятельности государства в области модернизации автопрома:

                     ускоренная либерализация автомобильного рынка, направленная на ужесточение конкуренции с зарубежными производителями, в ходе которой на рынке останутся только конкурентоспособные производства.

Действия государства: упрощение условий доступа иностранных производителей на российский рынок, отказ от самостоятельной экономической политики.

Основные риски: сокращение производства в автомобильной отрасли и смежных отраслях, потеря рабочих мест (в том числе на градообразующих предприятиях);

                  активное государственное регулирование автомобильной промышленности, направленное на ее модернизацию.

Действия государства: стимулирование инноваций в автопроме, развитие производства и поддержка сбыта продукции в стране и за рубежом.

Основные риски: возникают дополнительные расходы бюджета,

эффективность которых не известна заранее (в том числе в силу отсутствия опыта частно-государственного партнерства (ЧГП) при поддержке отраслей).

С точки зрения развития российской экономики более выигрышной представляется стратегия модернизации автопрома через активное государственное регулирование.

Для преодоления рисков, связанных с этой стратегией, необходима тщательная проработка совокупности мероприятий, направленных на модернизацию автомобильной промышленности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции №135-ФЗ» от 26 июля 2006 г.);

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон №57-ФЗ от 29 апреля 2009 г.)

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок;

д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе».

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации).

В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы "О защите конкуренции", "О госзакупках", "О порядке осуществления иностранных инвестициий в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и "О рекламе".

В 2009 году Правительство РФ осуществило ряд антикризисных программ, в том числе:

• Повышение импортных таможенных пошлин на автомобили для обеспечения замещения импорта отечественной продукцией и поддержки отечественных производителей (продлено в 2010 году)

• Субсидирование процентных ставок по кредитам, выданным для приобретения автомобилей российской сборки (продлено в 2010 году)

• Прямое субсидирование и предоставление гарантий для поддержки реструктуризации отечественных производителей комплектующих

• Изменение сроков перехода на экологический стандарт Евро-4

• Программа утилизации автомобилей (начало запланировано на март

2010 года).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Учебники, учебное пособие, монографии

 

1.      Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учеб. для студ. вузов, обуч. по эконом. спец./ Л. В. Рой, В. П. Третьяк; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Эконом. фак.. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 442 с.;

2.       Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учебник/ С. Б. Авдашева, H. М. Розанова. - Москва: Магистр, 1998. - 311 с.;

3.      Денисова С.С., Селюк А.В. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие/ С. С. Денисова, А. В. Селюк; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: ТюмГУ, 2010. - 204 с.;

4.      Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие/ Н. М. Розанова. - Москва: Юрайт, 2010. - 906 с.

 

Журналы, научные бюллетени, справочники

 

1.      Журнал Эксперт. «Cостояние рынка легковых автомобилей» . 2011г. №5

Электронные ресурсы

1.      http://www.autostat.ru

2.      http://www.toyoya.ru

3.      http://www.vedomosti.ru/research/providers/14

4.      http://www.fas.gov.ru/

5.      http://www.ekris.ru/analitics/?n_id=64



Информация о работе Анализ рынка легковых автомобилей России