Анализ рынка легковых автомобилей России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:28, научная работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
и социальный уровень развития страны.
Ситуацию в российской автомобильной промышленности
в последние несколько лет можно охарактеризовать как неоднозначную.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1. Отраслевая структура экономики и место рынка легковых автомобилей в национальной экономике
2. «Отрасль» и «рынок»: их сущность, общее и различие
3. Фирма, предприятие и организация. Границы рынка
4. Типы рынка
5. Рейтинг рынка легковых автомобилей
6. Барьеры входа - выхода фирм на отраслевой рынок.
7. Ценовая дискриминация
8. Информация на рынке легковых автомобилей
9. Государственная отраслевая и антимонопольная политика
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

История-Бердска.doc

— 821.00 Кб (Скачать)

Организация (от греч. инструмент) — это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом. Предприятие — организация для предпринимательской деятельности.

Организация — это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определенные планы.

Единой классификации организаций нет. Возможна классификация по цели, ресурсам и их сочетанию и объединению.

Определение границ отраслевого рынка непосредственно связанно с целью исследования. Для характеристики фирмы на рынке используем группы показателей: труд, земля, капитал, фирмы. Имея данный перечень легко определить несколько типов границ рынка.

      Продуктовые границы (способность товара заменять друг друга);

      Локальные (географические) границы;

      Временные.

Границы выбираются экономистом-аналитиком, с учётом факторов. Выявить границы рынка, определяют показатели, характеризующие соотношение 2-ух понятий: рынок и отрасль.

Целью данного исследования является анализ состояния рынка  легковых автомобилей в России.

Рынок легковых автомобилей России в привычном понятии включает в себя все новые и бывшие в употреблении легковые автомобили. Однако такое слишком общее определение границ рынка не позволит произвести его детальный анализ. Современный автомобильный рынок сильно неоднороден по своей структуре и совершенно разные тенденции присущи его составным частям.

В качестве показателя, который мог бы научно обоснованно позволить разбить неоднородный автомобильный рынок России на однородные подрынки, пригодные для экономического анализа (который мог бы стать неким аналогом разрыва цепи товарных субститутов) нами предложено рассмотреть стоимостные и количественные объемы рынков новых отечественных автомобилей и иномарок.

Анализ современного автомобильного рынка России показал, что разрыв в цепи товарных субститутов (существенное различие стоимостных и количественных объемов рынков) найден на границе рынка отечественных автомобилей и рынка иномарок, в том числе собранных на территории России.

Именно эти подрынки, соответственно, и стоит рассматривать отдельно друг от друга. Спрос по ценовым сегментам внутри каждого из этих подрынков распределен гораздо более равномерно (отсутствует резкий разрыв в цепи товарных субститутов), что позволяет ограничиться разбиением только на выделенные два подрынка. Изучение автомобильного рынка России с разбиением на эти подрынки обладает рядом существенных преимуществ:

●  именно эти два подрынка обладают принципиально разными тенденциями, объяснение причин которых представляет особый интерес для данного исследования;

● при таком разделении рынок новых отечественных автомобилей будет являться отраслевым, а рынок иномарок будет отражать иностранную конкуренцию отечественному отраслевому рынку, в то время как сам в данном контексте не будет рассматриваться отраслевым.

Предлагается исследовать рынок легковых автомобилей по России в целом, поскольку это даст возможность более глубоко проникнуть в экономику автомобильного рынка. Эти географические границы позволят:

      определить объём производства и продаж легковых автомобилей;

      выявить фирмы, лидирующие в натуральном и стоимостном выражении.

Перенос производства в Россию иностранные компании считают логичным развитием бизнеса. Это связано не только с правительственными льготами, но и с тем, что спрос на отдельные модели автомобилей в России долгое время превышал запланированные автопроизводителями квоты, из-за чего очереди растянулись на многие месяцы. Местная сборка позволяет удовлетворить повышенный спрос на отдельные модели автомобилей или переключить внимание потребителей на другие модели в рамках одного автоконцерна за счет более привлекательных цен. В условиях же экономического кризиса, сопровождающегося девальвацией национальной валюты, локальное производство помогает удержать цены на приемлемом уровне, что обеспечит преимущество перед конкурентами и возможно способствует увеличению доли рынка.

На территории России уже функционируют производства таких компаний, как :

                     Ford (модели Focus и Mondeo),

                     Renault-Nissan (Renault: Logan, Sandero; Nissan: Teana, X-Trail, Murano),

                     Toyota (Camry),

                     Volkswagen Audi Group (VW: Polo, Jetta, Golf, Passat, Tiguan, Touareg; Skoda: Fabia, Octavia, Superb),

                     General Motors (Chevrolet: Captiva, Cruze; Opel: Antara, Astra),

                     Peugeot-Citroen (Peugeot: 308, 4007; Citroen: C4, C-Crosser),

                     Hyundai (Solaris),

                     Mitsubishi (Outlander XL).

Время показало, что руководство этих компаний приняло правильное решение инвестировать в российскую экономику.

Один из последних ярких примеров – запуск в сентябре 2010 года завода компании Hyundai под Санкт-Петербургом мощностью 150 тыс. автомобилей в год и одновременно цеха по производству штамповки для них. Hyundai стала первой иностранной автомобильной корпорацией, которая открыла в России полноценное штамповочное производство. Результаты продаж впечатляют: по итогам января-августа 2011 года Hyundai Solaris стал самой популярной иномаркой в нашей стране с результатом 57 тыс. автомашин. При этом срок ожидания Solaris составляет от двух до девяти месяцев, в зависимости от региона и комплектации.

За шесть месяцев 2011 года российский рынок вырос на 57% в количественном и на 85% в денежном отношении. В общей сложности за этот период россияне потратили на покупку автомобилей $27,2 млрд. Из них $13,5 млрд было потрачено на ввезенные из-за рубежа автомобили, 10,2 млрд - на машины иностранных брендов, произведенные в России, и $3,5 млрд на автомобили российский марок.

Позитивная динамика связана с такими факторами, как программы утилизации и субсидирования кредитов, доступное кредитование, укрепление рубля, рост экономики и снижение безработицы. В то же время столь значительный рост частично объясняется эффектом «низкой базы» 1-ого квартала 2010 года.

• Рост сегмента российских брендов объясняется в первую очередь программой утилизации, но в то же время стоит отметить, что их рыночная доля снижается.

• Из-за активного роста внутреннего производства иномарок рост их продаж составил 77% в количественном выражении и 104% – в денежном. Как мы и ожидали, этот сегмент демонстрирует самый динамичный рост как в количественном, так и в денежном выражении.

• По итогам двух кварталов 2011 года объем продаж новых импортируемых иномарок вырос на 60% в количественном выражении и на 82% в денежном; одним из факторов увеличения спроса на иномарки явилось укрепление курса рубля.             


Рис.2 Объём продаж легковых автомобилей в количественном и стоимостном выражениях.

Помесячные продажи автомобилей

• Оживление рынка происходит благодаря стимулирующим государственным мерам и возрастающему спросу (в том числе, и отложенному).

Спустя три месяца после запуска программы утилизации ежемесячные темпы роста продаж превышали 50% по сравнению с



5

 

аналогичным периодом предыдущего года. Однако данные 2-го квартала 2011 года свидетельствуют о замедлении темпов роста, что во многом связанос исчерпанием эффекта низкой базы.

Большой спрос наблюдается в сегменте бюджетных иномарок, наиболее ярким примером является успех Hyundai Solaris (более 40 тыс. проданных авто за неполные полгода).

Продажи автомобилей в России с июля 2008 г. по июнь 2011 г. и помесячное сравнение с результатами предыдущего года, тыс. штук



5

 



5

 

Существенно увеличившийся спрос на автомобили, государственные программы стимулирования, а также инвестиции автопроизводителей в новые мощности дали возможность заметно нарастить объёмы производства.

По итогам первого полугодия 2011 года было произведено 815 тыс. легковых автомобилей, что на 67% больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Динамика прироста производства иностранных брендов существенно выше динамики традиционных российских брендов.

 

Существенный рост импорта иностранных автомобилей последних месяцев (превышающий рост производства традиционных российских брендов) приостановил увеличение рыночной доли автомобилей, произведенных в России (как традиционных российских брендов, так и иностранных).

Доля иностранных автомобилей, произведенных в России, неуклонно росла в количественном выражении с 2002 года и достигла 38% в первом полугодии 2011 года. Ожидаются сохранения этой тенденции, так как новые заводы продолжают               наращивать               производство.

Наиболее динамичное развитие производства по результатам 2010 года было зафиксировано в России. Прирост производства в нашей стране составил 93.5% до более 1.4 млн. единиц автотранспорта, что обеспечило ей 14-е место в мировом рейтинге автопроизводства. Для сравнения, в 2009 году Россия находилась на 19-м месте в рейтинге стран-производителей.
По данным Аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг», в 2010 году парк легковых автомобилей в России вырос на 3.8% по отношению к 2009 году. В итоге на учете стоит 34.4 млн. легковых автомобилей. Около 40% автопарка составляют иномарки.

Российский автомобильный рынок в последние годы демонстрировал феноменальный рост, став одним из крупнейших в Европе. Однако сказка закончилась в 2009 году, когда мировой экономический кризис отбросил авторынок России по объемам продаж на несколько лет назад. Настроения были самыми пессимистичными. Надеялись на 2010 год, но двукратных темпов прироста никто не ждал. И, к счастью, опасения не оправдались (см. рис. 1, 2, 3). Рис. 1 Динамика розничных продаж новых автомобилей (2003-2010 гг.), тыс. шт.


Источник: АЦВИ

Рис.2. Динамика розничных продаж новых автомобилей (2003-2010 гг.), млрд. руб.


Источник: АЦВИ

Рис.3. Динамика розничных продаж новых автомобилей (2003-2010 гг.), млрд. долл.


Источник: АЦВИ

Как видно из графиков, в 2010 году в России розничный объем продаж новых легковых автомобилей составил примерно 1193 млрд. руб. (39.2 млрд. долл.). По сравнению с 2009 годом объем розничных продаж увеличился на 31% (37% при расчетах в долларах). При этом объемы продаж иномарок в денежном выражении выросли по сравнению с 2009 годом на 29% (35% при расчетах в долларах), а объемы продаж отечественных машин – на 47% (54% при расчетах в долларах).

В натуральном выражении в 2010 году российский рынок новых легковых автомобилей вырос почти на 30%, в том числе по отечественным машинам – на 46%. Объем продаж иномарок увеличился на 23%.

Очевидно, что огромную роль в оживлении рынка сыграли две государственные программы: льготное автокредитование и утилизационные сертификаты.

По итогам 2010 года из рассмотренных 50 марок автомобилей на 10 ведущих марок пришлось 60% объема продаж (выручки), на 20 марок – 86%, на 30 – 97%.

По итогам 2010 года в списке ведущих компаний по объемам розничных продаж новых автомобилей в денежном выражении произошли некоторые изменения (см. рис. 6)

Рис.6. Структура розничного рынка новых автомобилей в денежном выражении (по               автопроизводителям)               в               2010               г.



5

 

 



5

 

            Лидер не изменился – японская корпорация Toyota удерживает около 12% рынка. Благодаря финансовой господдержке и госпрограммам стимулирования продаж второе место у российско-французской компании «АвтоВАЗ» (11.5%). Третье место у компании Renault-Nissan, доля которой не изменилась по сравнению с 2009 годом. На четвертой позиции немецкий автогигант Volkswagen Audi Group, который продолжает наращивать свою долю рынка. Замыкает пятерку лидеров корейская компании Hyundai-Kia, доля которой увеличилась на феноменальные 1.8 п.п. всего за один год. Выход на рынок двух новых моделей и двух рестайлинговых, открытие первого российского завода компании в Санкт-Петербурге и более двадцати дилерских центров по всей стране, грамотная маркетинговая политика – благодаря всему этому бренд Hyundai увеличил свои результаты продаж в России в 2010 году. Высокий рост продаж в денежном выражении продемонстрировали престижные и дорогие немецкие марки автомашин: BMW и Mercedes-Benz.

В 2010 году цена продолжала выступать ключевым фактором в маркетинговых ходах автопроизводителей и дилеров. Средневзвешенная цена по маркам менялась весьма динамично в совершенно разных направлениях. Причем, это происходило при достаточно стабильном курсе доллара.

Хотелось бы обратить внимание, что структура розничного рынка новых автомобилей в штучном выражении отличается от аналогичной структуры в денежном выражении (см. рис. 7).

Рис.7. Cтруктура розничного рынка новых автомобилей в натуральном выражении (по автопроизводителям) в 2010 г.


Источник: АЦВИ

В этом нет ничего удивительного, ведь одни производители продают сотни тысяч дешевых автомобилей (например, компания «АвтоВАЗ»), а другие – десятки тысяч, но дорогих (например, компания Toyota).

За первое полугодие 2010 года в России было продано 737 тысяч новых легковых автомобилей, что превосходит результат аналогичного периода 2009 года на 12 тысяч машин. При этом доля иномарок сократилась и составила 506 тысяч автомобилей (68,6%), в то время как отечественные укрепили свои позиции: их доля увеличилась и составила 231 тысячу штук (с 27,6%               до               31,4%).

Информация о работе Анализ рынка легковых автомобилей России