Взаимо связь между природой и экскурсиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом.

Файлы: 1 файл

окр.мир.docx

— 92.78 Кб (Скачать)

2. Экологические знания – это знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособлении живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания о человеке, об условиях его жизни и связи с окружающей средой. Содержание экологического образования представлено следующими линиями: биосфера - глобальной экосистеме; экосистемы элементарные; человек и человечество в экосистемах Земли. Основным учебным предметом, на котором формируются экологические знания, является окружающий мир. Изучение окружающего мира способствует формированию у младших школьников экологических знаний, убеждения в необходимости в охране природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Анализ программ по окружающему миру в начальной школе подтвердил наше предположение теоретически.

 

2. Диагностика уровня сформированности экологических знаний младших школьников по предмету "Окружающий мир"

2.1. Организация и методика исследования

 

Для определения уровня сформированности экологических знаний младших школьников  по предмету «Окружающий мир» было проведено исследование на базе МОУ "Лицей № 11 г. Йошкар-Олы им.Т.И.Александровой" РМЭ. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста 2в класса, в количестве 24 человек.

Для установления уровня сформированности экологических знаний младших школьников  по «Окружающему миру» учащимся было предложено контрольное тестовое задание.

Тестовое задание:

Тест состоял из заданий.

Задание 1 предусматривало  выбор нескольких правильных ответов.

Задания 2-8 предусматривали выбор правильного ответа из четырёх предложенных.

Задания 9,10 требовали решения.

Задание 11 – определить по описанию.

Оценивание теста: для оценки теста использовали бальную систему.

1 балл – правильный  ответ.

0 баллов – неправильный  ответ или нет ответа.

В итоге подсчитывалось общее  количество баллов по тесту, и вычислялся процентный показатель уровня сформированности знаний детей.

Критерий оценки уровня сформированности экологических знаний младших школьников следующий:

0-6 баллов (54% и меньше правильно выполненных заданий) - низкий уровень сформированности экологических знаний.

7-9 баллов (55%-81% правильно выполненных заданий) - средний уровень сформированности экологических знаний.

10-11 баллов (82%-100% правильно выполненных заданий) - высокий уровень сформированности экологических знаний.

Исправления,сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.

Полное описание теста  представлено в приложении 1.

2.2. Анализ результатов исследования сформированности экологических знаний младших школьников по предмету "Окружающий мир"

 

Результаты исследования уровня сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты исследования уровня сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса

Код

Номера вопросов (оценки  в баллах)

Общ. балл

%

правильных

ответов

Уровень

сформ-ти экологических знаний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

     

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

0

8

72

Средний

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

90

Высокий

3

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

8

72

Средний

4

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

0

8

72

Средний

5

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

9

81

Средний

6

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

6

54

Низкий

7

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

6

54

Низкий

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

10

90

Высокий

9

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

10

90

Высокий

10

1

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

6

54

Низкий

11

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

8

72

Средний

12

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

0

8

72

Средний

13

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

9

81

Средний

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

100

Высокий

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

100

Высокий

16

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

6

54

Низкий

17

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

0

3

27

Низкий

18

0

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

5

45

Низкий

19

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

9

81

Средний

20

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

5

45

Низкий

21

1

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

9

81

Средний

22

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

0

8

72

Средний

23

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

4

36

Низкий

24

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

8

72

Средний

Общее кол-во ошибок

 

 

8

 

 

8

 

 

7

 

 

13

 

 

3

 

 

3

 

 

5

 

 

4

 

 

5

 

 

5

 

 

18

 

 

7,7

 

 

70%

 

 

 

В результате исследования уровня сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса было выявлено:

1) Высокий уровень  сформированности экологических знаний показали 21% учеников класса.

2) Средний уровень сформированности экологических знаний показали 46% учеников класса.

3) Низкий уровень сформированности экологических знаний показали 33% учеников класса.

Средний балл за тестовые задания по классу – 7,7, что  соответствует среднему уровню сформированности экологических знаний.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в  классе практически у половины учеников средний уровень сформированности экологических знаний и у трети учеников низкий уровень сформированности экологических знаний. Остальные обучающие имеют высокий уровень сформированности экологических знаний.

Наибольшие трудности  при выполнении теста у младших  школьников вызвало задание, направленное на то, чтобы определить, о каком времени года идёт речь. Только 25% детей справились с эти заданием. Также многим школьникам показалось трудным задание: указать какую горную породу образуют полевой шпат, кварц и слюда (1 вариант). С данным заданием справилось только 20% учеников. Многие дети путают понятие живой и неживой природы, отсюда многочисленные ошибки в выявлении составляющих  живой и неживой природы (33% детей не справились с заданием). Также многие дети не различают культурные и дикорастущие растения – 54% обучающихся сделали ошибки или не выполнили данные задания.

Часть детей (29%) не смогли указать  растения, которые относятся к кустарникам. Есть дети (25%), которые перепутали или не указали место, где река впадает в другой водоём (перепутали устье и исток).

Результаты исследования уровня сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты исследования уровня сформированности знаний обучающихся 2в класса

 

Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

1) большинство учащихся школы младшего звена имеют средний и низкий уровень сформированности знаний по предмету «Окружающий мир», в связи с недостаточным уровнем теоретических  знаний;

2) основная часть учеников, принимавших участие в эксперименте, испытывают трудности в выборе наиболее точного ответа, касающегося темы животных или растений, объектов живой и неживой природы, затрудняются по признакам определить время года.

Следовательно, для того, чтобы  повысить уровень экологических знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» необходимо пересмотреть специфику подачи экологических знаний обучающимся и использовать самые разнообразные методы и приемы ознакомления детей с природой, такие как:

- Наглядные методы: наблюдения, в том числе и фенологические, демонстрация натуральных объектов, предметов, опытов, изобразительной  наглядности (картин, таблиц, схем, карт), кинофильмов, диафильмов, просмотр  телепередач;

- Словесные методы: беседа, рассказ, чтение отрывков из  художественных произведений, объяснение, учебные дискуссии, связанные  с обсуждением на доступном  уровне экологических и санитарно-гигиенических  проблем и путей их решения,  анализ повседневной жизни, речевая  логическая задача;

- Практические методы: практические  работы с природным и другим  раздаточным материалом, проведение  опытов, практическая деятельность (сбор листьев для гербария, семян  для подкормки птиц зимой), моделирование  (при изучении экологических связей), решение задач, выполнение творческих  работ учащимися, упражнения (практические  действия), зарисовки, вычерчивание  плана, составление схем, работа  с учебником, работа на пришкольном  участке, инсценировки, драматизация, самонаблюдение, создание и решение  различных ситуативных задач.

Кроме того, для  эффективного формирования экологических  знаний на уроках «Окружающий мир» можно использовать экскурсии.

Основная дидактическая  цель экскурсий - формирование новых  знаний главным образом путем  непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами  и явлениями. На экскурсиях дети имеют  возможность наблюдать изучаемые  объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Попадая в природную среду  со всем ее многообразием предметов  и явлений, учащиеся учатся разбираться  в этом многообразии, устанавливать  связи организмов друг с другом и  с неживой природой. Экскурсии  в природу представляют способ конкретного  изучения природы, т.е. изучение подлинных  объектов и явлений природы, а  не рассказов или книг о ней. Здесь  открываются широкие возможности  для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются  навыки самостоятельной работы. Планомерное  проведение экскурсий развивает  у учащихся навыки изучения своего края.

К специфическим признакам  экскурсии относятся:

- быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;

- экскурсионность объекта;

- способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

- способ предметного изучения;

- эмоциональность.

Таким образом, экскурсия  развивает: умение смотреть и точно  воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а  также способствует развитию тонкого  и чуткого внимания.

Экскурсии могут применяться  и в начале рассмотрения нового блока  вопросов (цель - заинтересовать учащихся) и при закреплении пройденных тем, и даже при изучении новых  отдельных тем. Их содержание непосредственно  связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные в  ходе экскурсии представления, понятия, собранные натуральные предметы широко используются на последующих  уроках.

Педагогическая эффективность  наблюдений на экскурсиях существенно  возрастает, если проводить их не от случая к случаю, а целенаправленно, систематически.

 

Выводы  по второй главе

 

Таким образом, проведя исследование уровня сформированности экологических знаний младших школьников по «Окружающему миру», можно сделать выводы:

Для исследование уровня сформированности экологических знаний младших школьников учащимся были предложены тестовые задания.

По результатам  исследования мы определили, что уровень  сформированности экологических знаний обучающихся 2в класса в основном средний (46%) и низкий (33%), высокий уровень сформированности экологических знаний лишь у 21% учащихся.

В процессе анализа  результатов исследования были выявлены основные пробелы в знаниях учащихся, а также сделан вывод о том, что необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы ознакомления детей с природой, в частности экскурсии.

Заключение

 

Таким образом, изучив роль экскурсии в формировании экологических знаний у младших школьников в курсе "Окружающий мир", можно сделать следующие выводы:

1. В течение многих лет в учебных программах начальных классов массовой и вспомогательной  школ  значительное  место  в   изучении   природоведческого материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на  которых  предметы  и явления рассматриваются в естественных условиях.

Экскурсия –  это форма организации учебно-воспитательного  процесса, которая позволяет проводить  наблюдения, а также непосредственно  изучать различные предметы, явления  и процессы в естественных или  искусственно созданных условиях. Экскурсии дают возможность собрать богатый материал, который можно использовать на уроках и практических занятиях в школе. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. Каждая экскурсия имеет три этапа: подготовка к экскурсии, ее проведение, обработка материалов экскурсии и использование их на последующих уроках. Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

Информация о работе Взаимо связь между природой и экскурсиями