Взаимо связь между природой и экскурсиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом.

Файлы: 1 файл

окр.мир.docx

— 92.78 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Отношение человека к природной среде, социальному окружению, к себе как части природы во многом определяется его экологической культурой, сознанием, от уровня развития, которых зависит понимание личностью ценности самой природы, принципиально новой мировоззренческой установки, связанной с осознанием единства природы и общества, их целостности.

Справедливо утверждение  С.Н. Глазачева о том, что на смену  природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей, в создании которой, по мнению ученого, особая роль принадлежит системе образования [3, с.68]. В связи, с чем у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания. "Мы стремимся к тому" - писал В.А. Сухомлинский, - чтобы на школьном дворе ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок" [1, с.56]. Но для этого необходимо сформировать экологические знания.

Важная роль в развитии знаний принадлежит младшему школьному  возрасту, именно в этот период начинается формирование мотивационно - потребностной сферы личности и закладываются основы умственного развития ребенка. По мере роста запасов новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение кругозора ребенка, формируется его мировосприятие. 

Основная работа в начальной  школе по формированию экологических  знаний проводится в процессе изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, Л.И. Бурова, очень важно  формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать  достойную человека среду, развить  настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы. Проблемой формирования у младших школьников экологических знаний занимались и занимаются такие ученые, как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный (авторы концепции общего среднего экологического образования), Л. П. Симонова (Экологическое образование в начальной школе) и др.

Основная проблема, рассматриваемая  в работе, заключается в выявлении  возможностей экскурсии в формировании экологических знаний у детей младшего школьного возраста. 

В настоящее время школьные экскурсии рассматриваются как  одно из перспективных направлений  педагогической практики. Возможности  экскурсий в совершенствовании  педагогического процесса были изучены  Н.В. Борисовой, А.Д. Даринским, И.Б. Дуденко, П.В. Ивановым, З.А. Клепининой, Г.А. Морозовой, P.P. Мунировым, А.А. Плешаковым, Н.Л. Панченко, В.М. Пакуловой, И.Т. Суравегиной. Ими установлено, что использование экскурсий дает существенные результаты в процессе обучения, способствуя овладению учащимися навыками познавательной, исследовательской деятельности; формированию у них интереса к науке, учению, общественной деятельности. Вместе с тем, в исследованиях ученых, занимающихся проблемой школьных экскурсий, малоизученной остается проблема использования средств экскурсий в формировании у учащихся экологических знаний. Вышесказанное позволяет утверждать, что экскурсионная деятельность в силу ряда причин не заняла того места в педагогическом процессе, которое могла и должна была занять.

Таким образом, анализ педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволил констатировать наличие  противоречия между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности  формирования экологических знаний у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Роль экскурсий в формировании экологических знаний у младших школьников».

Объект исследования: процесс формирования экологических знаний у младших школьников по курсу "Окружающий мир".

Предмет исследования: роль экскурсии в формировании экологических знаний у младших школьников в курсе "Окружающий мир".

Цель исследования: изучить  роль экскурсии в формировании экологических знаний у младших школьников в курсе "Окружающий мир".

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу по  данной проблеме.

2. Провести практическое исследование экологических знаний младших школьников по предмету "Окружающий мир".

3. Проанализировать  результаты работы.

Гипотеза исследования: можно предположить, что использование экскурсий будет способствовать формированию экологических знаний младших школьников.

Методологическую  базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученых в области психологии, педагогики.

В ходе исследования использованы разнообразные методы:

- изучение и  теоретический анализ литературы;

- опытно-экспериментальная  работа;

-тестирование;

- статистический  метод обработки результатов.

Опытно-экспериментальная  база исследования: МОУ "Лицей № 11 г. Йошкар-Олы им.Т.И.Александровой" РМЭ. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста 2в класс, в количестве 24 человек.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретическое  исследование роли экскурсий  в формировании экологических  знаний у младших школьников

 

1.1. Общая характеристика экскурсий в учебном процессе

 

Экскурсия –  это форма организации учебно-воспитательного  процесса, которая позволяет проводить  наблюдения, а также непосредственно  изучать различные предметы, явления  и процессы в естественных или  искусственно созданных условиях [7, с.34].

Экскурсии - очень  важная органическая составная часть  нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом  обучения. Их нельзя рассматривать  как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок.

Экскурсии - это  те же уроки, но уроки в природе  или в музее, на выставке и т.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому  и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны  с программой курса, занимают определенное место в годовом и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образок, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий.

Экскурсии имеют  большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят  их в умения и навыки. Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению, отмечет С.Н. Блохина:

- выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные);

- систематизируются и расширяются знания об охране природы;

- раскрывается роль природы в жизни человека;

- систематизируются представления о взаимосвязях в природе [10, с.32]. Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.

В системе уроков, пишет Е.В. Григорьева, экскурсия выполняет также ряд важнейших дидактических функций:

- реализуется принцип наглядности обучения;

- повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

- расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний; в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

- играют значительную роль в профориентационной работе школы [11, с.132].

В зависимости  от дидактической цели экскурсии  бывают:

1. Вводные при изучении нового материала;

2. Сопровождающие  его изучение;

3. Итоговые при закреплении изученного [17, с.45].

По своему предметному  содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных  предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.

Большая часть  проводимых экскурсий непосредственно  связана с изучением программного учебного материала. Они планируются  на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них  дни, свободные от других занятий  в школе.

В методике проведения экскурсии выделяют три блока, отмечает Г.И. Колесникова:

а) подготовку экскурсии;

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и  усвоение (закрепление) учебного материала  по теме занятия;

в) обработка  материалов экскурсии и подведение ее итогов [20, с.51].

Успех любой  экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной).

Подготовка начинается с составления тематического  и годового плана, где определяются время и тематика экскурсий. Перед  проведением конкретной экскурсии  учитель должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии  и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены  на экскурсии, и составляется их описание.

В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение  цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта  экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение  к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить  подготовке специалистов. Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся.

Изучив маршрут  экскурсии, составив план и наметив  пути и методы его осуществления, преподаватель определяет содержание и составляет конспект экскурсии. Кроме  того, необходимо определить, какую  конкретную работу учащиеся будут выполнять  на экскурсии, и составить карточки-задания  для организации их самостоятельной  работы. При составлении конспекта  необходимо предусмотреть вопросы  для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, т.е. окончательное оформление проделанной  на экскурсии работы.

Для успешного  проведения экскурсии необходимо предусмотреть  экскурсионное оборудование или  снаряжение. Некоторые предметы необходимы каждому экскурсанту, часть снаряжения выдают небольшим группам учащихся, а часть может быть взята на весь класс. 
Каждому ученику на любой экскурсии необходимо иметь блокнот или тетрадь для записей, карандаш, ластик, цветные карандаши. Остальное снаряжение для каждой экскурсии определяется тематикой и характером заданий.

Рассмотрим более  подробно методику проведения экскурсии [10, с.53]. Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы. Кроме того, необходимо провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины. Тогда же необходимо разбить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы и продиктовать им списки нужных для экскурсии пособий. Общие задания лучше сообщить всей группе, а более конкретные индивидуально каждому учащемуся. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.

Для успешного  проведения экскурсий во избежание  промахов и недочетов, которые в  значительной мере могут обесценить экскурсию, начинающим педагогам следует  помнить о некоторых правилах.

Основное требование - это организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для  этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие, как  отыскивание, сбор и распределение  материала, наблюдения за теми или иными  явлениями природы, выполнение конкретных замеров и прочие.

Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех  или иных наблюдаемых явлений. Работу эту окончательно завершают и  обобщают уже в школе.

Иногда предварительное  обобщение делают сразу после  экскурсии, а окончательное подведение итогов проводят после оформления рeзультатов. Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от экскурсантов больше инициативы в вполнении работы, проведении наблюдений за объектами, явлениями, более самостоятельных выводов на основания увиденного и изученного на экскурсии. Но вследствие необходимости в краткий срок охватить большее количество материала на экскурсиях обычно преобладает иллюстративный метод. Однако там, где можно, исследовательские методы работы вводить необходимо. К этому должен стремиться учитель, совершенствуя методику организации экскурсий по мере накопления опыта и знаний у детей.

Информация о работе Взаимо связь между природой и экскурсиями