Взаимо связь между природой и экскурсиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Существующий сегодня экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом.

Файлы: 1 файл

окр.мир.docx

— 92.78 Кб (Скачать)

Второе правило, вытекающее из первого, - конкретность материала, изучаемых объектов и  заданий [6, с.12]. Длинных словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Если же необходимы более продолжительные словесные пояснения, то лучше их делать не во время самой экскурсии, а до или после нее во время обработки результатов.

Не следует  также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и  названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям  свойственно желание узнать название того или иного предмета - это  совершенно естественное стремление соотнести  предметное и словесное представление  о конкретном объекте. Но, как правило, на экскурсиях с младшими школьниками  целесообразно рассмотреть не более 8-10 объектов.

Задача экскурсии - вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе. Эта цель отнюдь не достигается нагруженном памяти терминологией. Давать названия необходимо, но в небольшом количестве, чтобы они не «засоряли» память и не утомляли учащихся. При желании и необходимости можно предложить прочитать что либо из научно-популярной и художественной литературы.

Следующее требование - это умение правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких [9, с.67]. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него. Поэтому учащиеся заранее знакомятся с правилами поведения на экскурсии.

Рассмотрение  на экскурсии крупных, всем хорошо видимых  объектов не требует особой техники. Сложнее изучать мелкие предметы, иногда очень малого размера {мелкие насекомые, какие-нибудь детали в строении растений и т.д.).

Самое главное  здесь - приучить детей становиться  вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя, находящегося в центре такого живого кольца.

Учебная экскурсия  не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто. 
Наконец, нужно приучить ребят собирать только необходимые материалы и, принося их в школу, обрабатывать, укладывать в порядке; живые объекты помещать в удобные для них условия. Без этого многое погибнет -испортится, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю необходимо четко определить, какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. Это касается редких и охраняемых растений, таких, как первоцветы, ландыш майский, представители семейства губоцветных и другие. Из насекомых отлову не подлежат бабочки, за исключением белянки, шмели, нельзя также собирать моллюсков и некоторых других животных. Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.

Экскурсия может  считаться законченной, когда проведены  все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной  мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы.

Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород  и пр. 
Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные результаты экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.

В заключение необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки. Лучшие работы следует  отметить, но выставлять неудовлетворительные оценки нет необходимости. Время  проведении экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 мин, так как более длительные экскурсии утомляют учащихся или требуют некоторого перерыва в работе и отдыха

Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием экскурсии, поставить  перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить, лишь включившись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии  ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с  учащимися обобщает, систематизирует  увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления  и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для  них: написать сочинения, подготовить  доклады, составить альбомы, сделать  спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. [8, с.40]. Историко-литературные экскурсии, как правило, завершаются, подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями.

В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе  составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и  внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя.

Изучение природы  в начальных классах нельзя представить  себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений  природы [26, с.111]. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу.

Важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению: выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране природы; раскрывается роль природы в жизни человека; систематизируются представления о взаимосвязях в природе [24, с.135]. Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.

Систематическое проведение экскурсий - необходимое  условие формирования естественнонаучных знаний, отмечает Т.Б. Кропочева [22, с.18].

Экскурсия - это  форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсия принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Велико педагогическое значение экскурсий. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.  Важное место в плане работы педагога занимают экскурсии в природу, где учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания [23, с.139]. 
Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней [13, с.32]. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.

Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства [15, с.10]. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память.

Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии  укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность  и привычку к труду. Условия экскурсионной  жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных  затруднительных положениях. Таким  образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Итак, экскурсии  имеют огромное значение в деле образования  и воспитания подрастающего поколения  и являются составной частью школьной работы.

Одним из методов  обучения на экскурсии является наблюдение предметов, явлений, процессов. Он сочетается с пояснениями учителя (а иногда и специалистов разных отраслей хозяйства), с беседой, демонстрированием определенных объектов, с выполнением работ практического и исследовательского характера и др.  Во время экскурсий учащиеся знакомятся с объектами, явлениями и процессами, совершающимися непосредственно в природе в тесной взаимосвязи. Только в природе учащиеся могут конкретно наблюдать связь между предметами и явлениями. Экскурсии как бы иллюстрируют словесные образы и создают более полное представление о предметах и явлениях окружающей среды. Разнообразные наблюдения в природе способствуют обогащению языка учащихся.

На экскурсиях ученики приобретают навыки и умения проведения исследовательской работы. Они учатся наблюдать за предметами и явлениями неживой и живой природы, анализировать, сравнивать их, делать выводы. Выполняя    задания    исследовательского    характера,    учащиеся знакомятся с растительным и животным миром своей местности в разные времена года, получают конкретные представления о применении знаний о природе на практике. Все это способствует активизации их познавательной деятельности, приобретению и закреплению новых знаний. У детей вырабатывается исследовательский подход к изучению явлений окружающей среды.

В восприятии объектов экскурсии принимают участие  различные органы чувств. Это способствует более совершенному изучению наблюдаемых предметов и явлений, а также развитию и самих органов чувств. Побывав в лесу, на лугу, в поле, дети начинают лучше различать форму растений, пение птиц, голоса других животных и т. д. Общение с природой вызывает у детей стремление не только глубже познать, но и охранять, обогащать ее, воспитывает эстетические чувства и вкусы.

Конкретные представления  о природе, которые создаются у детей во время экскурсий, помогают раскрыть перед ними простые, доступные их пониманию связи между отдельными предметами и явлениями природы, на ярких примерах показать, как человек использует и изменяет природу для практических целей [16, с.121]. Все это создает прочный фундамент для формирования у детей мировоззрения, способствует укреплению связи обучения с жизнью.

Успех  проведения  экскурсии  во  многом  определяется  учителем,  его мастерством, любовью  к  природе,  чутким  отношением  к  детям.  Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом  воспитании  детей,  вызвало у них живой образ, обострило их  глаз,  обогатило мысль,  язык  поэтическими образами. Однако детям надо помочь находить эти поэтические краски.  С этой целью можно использовать чтение отрывков из художественных  произведений,  в которых имеются поэтические описания природы. Если дети устали на  экскурсии или учитель чувствует,  что необходимо  повысить  интерес к какому-либо объекту, можно использовать для этого занимательные вопросы и загадки.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют  и углубляют  знания  учащихся.  Дети  видят  объекты природы  в естественной  среде,  наблюдают  взаимосвязь  растений  с  почвой, животных с растениями. Это позволяет  сформировать у  учащихся  представление  о природе как  о  едином  целом,  в  котором  все  части  теснейшим  образом взаимосвязаны. 

1.2. Проблема формирования экологических знаний у младших школьников

 

Формирование экологических  знаний является одной из задач современной  начальной школы. Прежде всего, дадим  определение понятию «знание». С философской точки зрения «знание» - это «проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий» [5, 15]. И.А. Каиров дает такое определение: «Знание учащихся - это результат педагогически направленного усвоения фактов, законов, принципов, а также зашифрованных образов явлений и предметов» [30, с. 183].

В психологии «знание» - это  «результат познания действительности человеком. Знания выступают в виде усвоенных понятий, законов, принципов, а также зафиксированных образов  явлений и предметов» [30, с.195]. Психологически в основе знаний лежат процессы мышления и памяти. Истинные знания являются «результатом активного самостоятельного мышления». Знания не являются неизменными. В ходе общественно-исторической практики людей они все время развиваются, уточняются, углубляются, а иногда существенно изменяются, перестраиваются. Знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация образовательной функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации образовательного процесса, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе связей не образовывались пустоты. Знания должны особым способом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к усвоению последующего. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способность мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформулированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Информация о работе Взаимо связь между природой и экскурсиями