Бюджетно-налоговая политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Исторические взгляды на роль государства в экономике
1.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику
1.3Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах

2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние
2.2 Налоговая политика
2.3 Бюджетная политика

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РК
3.1 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстана
3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой политики
3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ по эк.теории.docx

— 101.23 Кб (Скачать)

Мы помогли  банкам сохраниться в кризисное  время, теперь банки должны энергично  помогать экономике в ее посткризисном  восстановлении и развитии.

В условиях кризиса своего рода «подушкой безопасности»  стал для нас Национальный фонд. Теперь его задача - стать гарантом стабильности и процветания.

Правительству необходимо серьезно заняться наращиванием потенциала несырьевых доходов бюджета.

К концу  этого десятилетия ненефтяной дефицит  бюджета должен составлять не более 3% к ВВП. В дальнейшем его необходимо свести к нулю.

Начиная с текущего года, гарантированный  трансферт в республиканский  бюджет будет зафиксирован в абсолютном размере - 8 миллиардов долларов.

Этот  трансферт должен направляться, прежде всего, на цели осуществления индустриализации.

Никаких займов из Нацфонда, никаких других дополнительных трансфертов в бюджет не будет.

С учетом этих подходов, активы Нацфонда к 2020 году должны возрасти до 90 миллиардов долларов, что составит не менее 30% к ВВП.

Правительству поручено в первом квартале текущего года внести мне на утверждение новую  концепцию формирования и использования  Национального фонда.

В целом  к 2020 году мы должны достичь следующих  основных результатов ускоренной диверсификации экономики.

Доля  обрабатывающей промышленности в ВВП  должна составлять не менее 13%.

Доля  несырьевого экспорта в общем  объеме экспорта должна увеличиться  с 27 до 45%. Производительность труда  в обрабатывающей промышленности должна быть повышена в 2 раза, в сельском хозяйстве  – как минимум в 4 раза.

Энергоемкость ВВП должна быть снижена не менее  чем на 25%. Доля инновационно-активных предприятий должна возрасти с 4 до 20%. Уже к 2015 году экспортный потенциал  аграрной отрасли должен быть увеличен с 4 до 8%, а внутренние потребности  строительства на 80% должны обеспечиваться казахстанскими стройматериалами.

Вот конкретная задача, которая стоит перед Правительством, акимами всех уровней. Вот за что  мы будем спрашивать. Поэтому надо поднять ответственность руководителей  всех компаний и предприятий. Это  глобальный вопрос, вопрос государственности, вопрос независимости.

За пять лет Правительство должно обеспечить удвоение производства и экспорта металлургической продукции, утроение производства химической продукции. К 2015 доходы бюджета за счет новых проектов, должны вырасти на 300-400 миллиардов тенге, снижая зависимость от сырьевого сектора [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     Роль государства в рыночной  экономике проявляется через  следующие важнейшие функции:

- создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждане.

- стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную пол и тику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, подержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

- социально- ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаст условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

- обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует  минимум заработной платы, пенсии, но старости, инвалидности, пособие но безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь  всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Государственный бюджет. За первое полугодие 2008 года поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 1600,7 млрд. тенге и исполнены на 98,1 % к плану на отчетный период, в т.ч. доходов поступило 1599,0 млрд. тенге, или 98,2 %, из которых налоговые поступления составили 1193,6  млрд. тенге, 98,6 %, неналоговые – 36,7 млрд. тенге, 115,1 %, поступления от продажи основного капитала – 27,2 млрд. тенге, 69,8 %, поступления трансфертов – 341,4 млрд. тенге, 98,5 %, погашение бюджетных кредитов – 1450,5 млрд.тенге,  61,2 %, поступления от продажи финансовых активов государства – 230,5 млн. тенге, 306,3 %.

Республиканский бюджет. За первое полугодие 2008 года поступления в республиканский бюджет без учета поступления займов составили 1271,1 млрд. тенге и исполнены на 98,5 % к плану на отчетный период, в том числе доходы исполнены соответственно на 1261,4 млрд. тенге, 97,9 %, из которых налоговые поступления составили 836,3 млрд. тенге, 96,6 %, неналоговые – 31,6 млрд. тенге, 123,1 %, поступления от продажи основного капитала – 2,8 млрд. тенге, 98,6 %, поступления трансфертов – 390,7 млрд. тенге, 99,1 %, погашено бюджетных кредитов на  9,6 млрд. тенге, 482,6 %, поступило от продажи финансовых активов государства 38,1 млн. тенге.

Местные бюджеты. По оперативным данным местных уполномоченных органов, за       первое полугодие 2008 года поступления составили 878,4 млрд. тенге, или 99,7 % к плану на отчетный период, из них доходы – соответственно 877,8 млрд. тенге, 99,8 %, погашено бюджетных кредитов на 334,8 млн. тенге, 30,0 %, поступило от продажи финансовых активов государства – 192,4 млн. тенге, 255,6 %.

Мировой финансово-экономический кризис повлиял  на темпы роста экономики, но не остановил  наше развитие. Накопленный экономический  потенциал обеспечил нам устойчивость в труднейших кризисных баталиях последних трех лет.

За 2009 год  рост экономики составил 1,1%, в промышленности 1,7%. Мы оказались в «группе прорыва» стран с положительными темпами  роста.

Валовые международные резервы и активы Национального фонда уже сегодня  превысили 50 миллиардов долларов, и  возросли за последние десять лет  более чем в 25 раз.

Благодаря эффективно реализованной Стратегии  занятости, в стране было создано  свыше 400 тысяч рабочих мест.

Сейчас мы приступаем к выполнению Стратегии развития до 2020 года.

Нам предстоит:

-подготовить  экономику к посткризисному развитию;

-добиться  устойчивого роста экономики  за счет форсированной индустриализации  и развития инфраструктуры;

-активно  инвестировать в будущее ради  повышения конкурентоспособности  человеческого капитала;

-обеспечить  казахстанцев качественными социальными  и жилищно-коммунальными услугами;

-укрепить  межнациональное согласие, повысить  национальную безопасность, дальше  развивать международные отношения.

Важнейшей задачей является комплексный рост производительности труда.

В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, то один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В  развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов.

Вывод очень  простой - нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и  внедрять инновации.

Оценка  и финансовая поддержка по этим критериям  работы всех уровней управления и  контроль будут главной задачей  Правительства.

Только  инновации дадут резкий рост производительности труда.

По поручению  главы государства Правительство  разработало Государственную программу  форсированного индустриально-инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны.

Эти два  документа - подробный план действий того, что, где и как мы будем  строить в ближайшие пять лет.

Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч  новых рабочих мест только в ближайшие  три года.

Поддерживая региональные экономические объединения  в СНГ, Правительство должно активизировать процессы вступления во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих приоритетам экономического развития Казахстана.

Уже сейчас нашим предпринимателям важно правильно  оценить появление новых возможностей, всерьез заняться разработкой эффективных  стратегий по выходу на новые рынки, наращивать конкурентные преимущества.

Конечно, как говорится, «там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже». А  казахстанцы намерены жить лучше, и  не позволят мешать осуществлению своих  планов.

Очевидно, что для реализации наших планов по диверсификации одних лишь государственных  ресурсов будут недостаточно. Ее основным источником должны стать прямые иностранные  инвестиции.

Назарбаев Нурсултан Абишевич поручает Правительству  в первом полугодии внести соответствующие  изменения в законодательство о  концессиях. В целях внедрения  принципа проектного финансирования надо предусмотреть в нашем законодательстве возможность создания специальных  проектных организаций с особым юридическим статусом.

   Ядром диверсификации будет предпринимательство.

Мы хотим  видеть мощный предпринимательский  класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации.

Именно  предприниматели, являются движущей силой  модернизации экономики.

В этой связи  Назарбаев Н.А. Правительству с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной  программы по развитию предпринимательства  в регионах.

Глава государства  предлагает назвать ее «Дорожная  карта бизнеса - 2020».

Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса.

Использование средств этой программы должно осуществляться по следующим направлениям:

- субсидирование  процентной ставки по кредитам;

- частичное  гарантирование кредитов малому  и среднему бизнесу;

- сервисная  поддержка ведения бизнеса;

- переподготовка  кадров и повышение квалификации, молодежная практика и социальные  рабочие места.

«Дорожная карта бизнеса - 2020» открывает  новые возможности, как для предпринимательства, так и для банков и инвесторов по финансированию несырьевых проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Алентьев Е.О. История экономических учений. Волгоград, 1989. С.238
  2. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: “ВЛАДОС”, 1996.
  3. Бердалиев К.Е. Основы управления экономикой Казахстана. Алматы: Экономика, 1998.-с.148
  4. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Учебное пособие.-Алматы: Экономика 1998.-с.248
  5. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг.  М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002.
  6. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник.-Алматы :ТОО «Издательство LEM», 2005,-560с.
  7. Лукпанова Ж.О. Налоговая система РК / Учебное пособие. Семипалатинск, КазФЭИ.- 2007.-128с.
  8. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане / Учебное пособие –Алматы: «LEM» - 2002.-160с.
  9. Жуйриков К.К. Бюджет: Состояние, утверждение, исполнение: Учебное пособие.-Алматы: Алматинская академия экономики и статистики, 2003.-210с.
  10. Утибаева Б.С. –Алматы: Экономика, 2006. -412с.
  11. Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
  12. Фадейкина Н.В., Апсалямов Н.А., Азылканова С.А. Современная бюджетная политика Казахстана. –Новосибирск: СИФБД, 2004.-265с.
  13. Мухтарбекова Б.С. Бюджетная система РК: Состояние и перспективы// Саясат-Policy-2010-№6-с.85
  14. Елубаева Ж.М. Бюджетная система Республики Казахстан: становление и перспективы развития: Автореферат. дис. ...к. э. н. Алматы, 2005.
  15. Доклад Министра финансов Республики Казахстан Жамишева Б.Б.по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие /сайт Министерства финансов minfin.kz
  16. Официальный сайт Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика РК