Бюджетно-налоговая политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Исторические взгляды на роль государства в экономике
1.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику
1.3Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах

2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние
2.2 Налоговая политика
2.3 Бюджетная политика

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РК
3.1 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстана
3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой политики
3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ по эк.теории.docx

— 101.23 Кб (Скачать)

- обеспечение в среднесрочном периоде номинальных темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих номинальных темпов роста экономики;

- постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета;

- совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда, направленного на повышение эффективности управления его активами;

- эффективное управление государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом, поручительствами государства, в том числе оптимизация структуры государственного долга путем досрочного погашения внешних займов, уменьшение доли внешнего заимствования в структуре финансирования дефицита бюджета.

В целях  стимулирования роста деловой активности в стране на основе анализа и оценки действующей системы налогообложения и мирового опыта предусматриваются:

- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство по поэтапному перераспределению в среднесрочном периоде налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, без повышения уровня нагрузки на социально-уязвимые слои населения;

- совершенствование таможенного и налогового администрирования;

- дальнейшее упрощение и повышение прозрачности налоговых и таможенных процедур;

- введение с 2008 года уведомительной системы получения инвестиционных налоговых преференций по проектам малого и среднего бизнеса в несырьевом секторе экономики.

Для ориентации бюджетных расходов на эффективное  решение основных направлений государственной  социально-экономической политики предусматриваются:

- интеграция целей и задач стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования;

- ориентация процесса планирования и исполнения бюджета на эффективность и результативность бюджетных расходов, сокращение неэффективных затрат;

- обеспечение прозрачности процесса формирования и исполнения бюджета;

- усиление требований к администраторам бюджетных программ по соблюдению бюджетной дисциплины;

- повышение качества управления бюджетными деньгами (наличностью).

Повышение эффективности механизмов налогово-бюджетной  политики, расходов бюджета, полное выполнение финансовых обязательств государства.

Правительство разработает Стратегию достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики и создаст Национальный совет по конкурентоспособности и экспорту.

Будет разработана  и внедрена новая система государственного планирования, ориентированная на результаты.

Это предполагает разработку каждым государственным  органом стратегического плана  своего развития (на 5 лет) и на его  основе целевых программ, операционных (годовых) планов государственных органов. Между Правительством и руководителями государственных органов будут  заключаться меморандумы на трехлетний период с установлением целевых  индикаторов. Ежегодно будут публиковаться  отчеты о деятельности государственных  органов. Аналогичная система будет  внедрена в регионах.

Внедрение новых подходов в государственном  планировании будет осуществлено поэтапно. В 2007 - 2008 годах они будут внедрены в двух-трех пилотных государственных  органах и двух пилотных регионах. С 2009 года планируется переход всех государственных органов и регионов на новую систему государственного планирования [14].

Для практической реализации новой системы планирования будет создана соответствующая  нормативная правовая база.

Для построения логической вертикали государственного планирования будут осуществлены:

- переход к системе стратегического планирования в государственных органах как к основному инструменту реализации социально-экономической политики Правительства, усиливающей самостоятельность и ответственность государственных органов за результаты деятельности;

- увязка задач стратегических планов государственных органов с бюджетными программами, а мероприятий, направленных на решение задач планов - с подпрограммами бюджетных программ, с разработкой системы количественных и качественных показателей оценки промежуточных и конечных результатов деятельности государственных органов;

- внедрение в практику доклада государственного органа о плане деятельности на планируемый год как составной части бюджетной заявки, сформированного на основе стратегических планов и увязывающего стратегические цели государственных органов с предполагаемыми затратами;

- усиление самостоятельности и ответственности государственных органов при разработке и реализации их планов с учетом внедрения новых подходов в государственном планировании;

- разработка государственными органами системы конкретных стратегических целевых индикаторов;

- внедрение системы мониторинга достижения государственными органами стратегических целей и соответствующих конечных результатов.

До перехода на новую систему государственного планирования будет проведена оптимизация  действующих программных документов путем их объединения, сокращения и  передачи решения отдельных задач  на уровень государственных органов.

Для обеспечения  прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов  и использования ими бюджетных  средств будет осуществлено:

- внедрение института оценки деятельности государственных органов и реализуемых ими программ на предмет достижения конечных результатов с учетом мнений неправительственных организаций (общественных объединений) и населения о качестве предоставления государственных услуг с обязательным опубликованием результатов этой оценки и выработкой рекомендаций для улучшения дальнейшей работы государственных органов;

- совершенствование процедур проведения государственных закупок с целью обеспечения своевременного достижения результатов реализации бюджетных программ, их прозрачности и контролируемости;

- оптимизация и модернизация действующих информационных систем с целью интеграции процедур бюджетного планирования и исполнения бюджета для повышения производительности труда на стадиях государственного планирования и его реализации.

В ближайшие  три года Правительство ставит перед  собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы.

Среднегодовой реальный прирост валового внутреннего  продукта Казахстана в 2007 – 2009 гг. составит 8-9 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. При этом ВВП  на душу населения увеличится до 8900 долларов США к 2009 году, что в 1,8 раза превысит уровень 2006 года.

Уровень среднегодовой инфляции будет удерживаться в 2007 – 2009 годах в коридоре 5-7 %.

В рамках проводимой фискальной политики предполагается снижение дефицита государственного бюджета  к 2009 году до 0,5 % к ВВП, ненефтяного  дефицита - до 2,5 % к ВВП. Среднегодовой  номинальный темп роста расходов государственного бюджета сложится на уровне 115,6 %, при номинальном росте  ВВП - 119 %.

Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции  в среднем за 2007 - 2009 годы прогнозируются на уровне 7-8 %.

Прирост валовой продукции сельского  хозяйства в планируемом периоде  в среднем составит 3 % , а объема строительных работ - 20 % в год.

В 2007 - 2009 годах ожидается дальнейший рост отраслей торговли, транспорта, связи. Услуги транспорта возрастут в среднем  на 6-7 % в год, а объем предоставляемых  услуг связи на 20 % в год.

Темп  роста объемов инвестиций в основной капитал составит в планируемом  периоде в среднем 14-15 %.

Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят порядка 9-10 %, а пенсии – 6,5–7,0 %.

В указанный период общая  численность населения Казахстана возрастет в сравнении с 2006 годом, по оценке, на 2,9 % и превысит 15,8 млн. человек [15].

 

3.3 Программа совершенствования  бюджетно-налоговой политики (Программа  2030-2020)

 

В 1997 году, приняв Стратегию «Казахстан -2030», мы сформулировали долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане  до 2010 года.

И мы стали  жить так, как планировали и достигли следующих результатов.

Еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного мы удвоили объем ВВП республики, и эффективно выполнили социальные обязательства государства.

Среднемесячная  заработная плата выросла в 5 раз, а средний размер пенсий в 3 раза.

Доля  населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 4 раза (с 50% до 12%).

Улучшились  основные показатели здоровья населения. Ожидаемая продолжительность жизни  увеличилась с 65 до 68 лет. В два  раза уменьшилась материнская смертность, в полтора раза возросла рождаемость.

Признавая наши достижения, ООН в своем Докладе  в 2009 году включила Казахстан в категорию  стран с высоким уровнем человеческого  потенциала. Это - неоспоримое свидетельство  нашего возросшего благосостояния! За десятилетие обладателями жилья  стали 350 тысяч семей – это  примерно 1,2 миллиона человек. Построено  и отремонтировано 32 тысячи километров дорог, это одна треть всех дорог  Казахстана.

Следуя  букве и духу Стратегии развития Казахстана до 2030 года, мы решили все  задачи, намеченные на первое десятилетие XXI века.

Мировой финансово-экономический кризис повлиял  на темпы роста экономики, но не остановил  наше развитие. Накопленный экономический  потенциал обеспечил нам устойчивость в труднейших кризисных баталиях последних трех лет.

Мы защитили финансовую систему страны, спасли системообразующие банки.

Мы не оставили в беде малый и средний  бизнес.

Добились  небывалого роста «казахстанского  содержания» в госзакупках национальных и транснациональных компаний.

Беспрецедентную помощь оказали агропромышленному  комплексу.

Государство взяло на себя все расходы по завершению долевого строительства.

Благодаря успешной реализации программы «Дорожная  карта-2009», в регионах страны реализовано 862 проекта по реконструкции ЖКХ, отремонтировано 737 километров электролиний, 1029 километров сетей водоснабжения, 284 километра теплотрасс, автодорог, сотни школ и больниц, объекты  культуры и спорта.

Такую важнейшую  работу, дошедшую до каждого села, мы провели впервые. Нам народ благодарен - мы провели хорошую работу.

Все было сделано под государственным  контролем, оперативно, публично.

Мы не допустили рецессии, потому что знали, что нужно делать, и делали это  быстро.

Великий Неру когда-то сказал: «Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует». А мы действовали смело.

За 2009 год  рост экономики составил 1,1%, в промышленности 1,7%. Мы оказались в «группе прорыва» стран с положительными темпами  роста.

Валовые международные резервы и активы Национального фонда уже сегодня  превысили 50 миллиардов долларов, и  возросли за последние десять лет  более чем в 25 раз.

Важно отметить, что в прошлом году мы потратили  часть средств, а сегодня объем  Фонда больше чем в декабре  прошлого года.

Благодаря Фонду мы не только провели антикризисные  меры, но и возвратили государству  важные активы, которые вынуждены  были продать, когда нам было тяжело. Это - Экибастузская ГРЭС-1, разрез «Богатырь», нашу долю в Кашагане, Мангистаумунайгаз  и все три НПЗ.

Уровень безработицы составил 6,3%, а это  ниже, чем в докризисные времена.

Благодаря эффективно реализованной Стратегии  занятости, в стране было создано  свыше 400 тысяч рабочих мест.

Мы выстояли. Теперь мы приступаем к выполнению Стратегии развития до 2020 года.

Нам предстоит:

-подготовить экономику к посткризисному развитию;

-добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;

-активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;

-обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

-укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения.

Устойчивое  и сбалансированное развитие в ближайшее  десятилетие будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Важнейшей задачей является комплексный рост производительности труда.

В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, то один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В  развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов.

Вывод очень  простой - нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и  внедрять инновации.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика РК