Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении бюджетной политики и особенностей ее проведения в России.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- раскрыть понятие бюджетной системы;
- изучить бюджетный процесс и исполнение бюджетов в Российской Федерации;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Бюджетная система Российской Федерации 6
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы 6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации 7
1.3. Исполнение бюджетов 9
Глава II. Бюджетная политика РФ 11
2.1. Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации 11
2.2. Государственные доходы и методы их мобилизации 14
2.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение 18
2.4. Сбалансированность бюджетов 24
2.5. Бюджетная политика в ходе экономического цикла 25
Глава III. Особенности проведения бюджетной политики в России в современных условиях 27
3.1. Состояние федерального бюджета России 27
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета 30
3.3 Основные направления бюджетной политики РФ в 2011-2013 годах 34
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов 39
Заключение 44
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА бюджетная политика.docx

— 86.69 Кб (Скачать)

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные  с погашением займов и выплатой процентов  по ним, обусловливают необходимость  повышения налогов. Последнее, может  быть обеспечено как за счет повышения  ставок действующих налогов, так  и путем введения новых видов  налоговых платежей.

Третьим методом мобилизации  государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство  прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления  не обеспечивают покрытия растущих государственных  расходов, а на финансовом рынке  складывается ситуация, неблагоприятная  для выпуска новых займов. Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они  не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут  к усилению инфляционных процессов  в экономике. Поэтому страны с  развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной  эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут  провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в  таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.12

2.3. Государственные  расходы, их экономическое и  социальное значение

Государственные расходы  — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

По мере перехода к рынку  и развития многообразных форм собственности  экономическая функция государства  претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с  помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем  прямого вмешательства в воспроизводственный  процесс.

Использование экономических, в том числе финансовых методов, позволили государству отказаться от командного администрирования с  присущими ему методами бюджетного финансирования и дотирования, обеспечивавшими запланированные темпы развития общественного производства, и перейти к финансовому регулированию экономики путем создания принципиально иного, чем прежде, режима расходования финансовых ресурсов и коренной перестройки бюджетного механизма. Переход к финансовому регулированию экономики даст возможность существенно сократить государственные расходы, изменить их состав и структуру, увеличить децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями.

Специфическим видом государственных  расходов в условиях рыночной экономики  являются затраты на инвестиции в  действующие или вновь создаваемые  предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая  за счет государственных инвестиций собственность передается специальным  органам управления государственным  имуществом.

Государственные расходы  в области экономики имеют  важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке  общественного производства, наращиванию  научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению  всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных  мероприятий, распространении экологически чистых технологий.

Постепенно растут государственные  расходы, обусловленные выполнением  социальной функции государства. Необходимость  обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном  регулировании социальных процессов  вызывает рост соответствующих государственных  расходов, расширение их состава. При  этом основная часть государственных  расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется  за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных  финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы государства, обусловленные  его социальной деятельностью, имеют  огромное значение. Формируемые с  их помощью фонды социального  назначения влияют на рост реальных доходов  населения, повышают материальный и  культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства  финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия  по безработице и т.д.

Важную экономическую  и социальную роль играют государственные  расходы, осуществляемые непосредственно  государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных  предприятий охватывают два вида затрат:

- во-первых, связанных с хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;

- во-вторых, обусловленных социальными запросами трудового коллектива и отдельных работников.

Первый вид затрат необходим  для обеспечения расширенного воспроизводства  основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение  данной задачи позволяет повышать эффективность  хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид  затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.

Выполняя разнообразные  функции, государство несет расходы  не только по финансированию экономики  и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением  государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.

В последнее время существенные изменения претерпевают военные  расходы, обусловленные выполнением  оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция  постепенно будет играть все более  подчиненную роль. И как следствие  этого в экономике страны будут  набирать силу процессы конверсии оборонных  отраслей, снижаться государственные  расходы на содержание оборонных  объектов, сокращаться бюджетные  ассигнования на содержание вооруженных  сил.

Объектом государственных  расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и  его предприятий доходы, что свидетельствует  о тесной количественной взаимосвязи  понятий «государственные доходы»  и «государственные расходы».

Совокупность конкретных видов госрасходов, тесно взаимосвязанных  между собой, составляет систему  государственных расходов. Организационное  построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых  государством. К числу важнейших  из них относятся:

• целевое направление  средств;

• безвозвратность расходования государственных ресурсов;

• соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств  означает, что государственные расходы  осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями  расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.

Принцип безвозвратности  расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нyждaютcя  в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования  кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к  конечному итогу использования  государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению  производительности труда и росту  национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован  как система форм и методов  последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с  сокращением расходов, но обязательно  предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах: самофинансирования; бюджетного финансирования; кредитного обеспечения. Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов. Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих  и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами  разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств  на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение  между названными формами финансового  обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.13

2.4. Сбалансированность  бюджетов

Теоретически государственные  расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они представляют различные  стороны деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи, по-разному влияют на ЧНП, доходы и занятость, качественно  характеризуют различные отношения, то на практике все это вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому в  реальности доходы и расходы государства  могут быть и не равны. Причем, разница  между суммой государственных доходов  и государственных расходов используется в качестве инструмента бюджетной  политики, т.е. может стабилизировать  либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства  нет тесной взаимозависимости, так  как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает  государство. Для фирмы взаимообусловленность  доходов и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает  их и на вырученные деньги приобретает  материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП  и занятость. Для деятельности государства  данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают  доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы  увеличивают выпуск продукции, занятость  и доходы.

Бюджет обычно рассматривается  как закон, т.к. незначительные колебания в государственных расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность в хозяйственной деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает и государство, и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов у них не может быть долговременных целей. Краткосрочные задачи, такие, как доходы и текущее потребление, включая расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «проеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации