Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении бюджетной политики и особенностей ее проведения в России.
Задачи работы диктуются поставленной целью:
- раскрыть понятие бюджетной системы;
- изучить бюджетный процесс и исполнение бюджетов в Российской Федерации;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Бюджетная система Российской Федерации 6
1.1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация, принципы 6
1.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации 7
1.3. Исполнение бюджетов 9
Глава II. Бюджетная политика РФ 11
2.1. Основные понятия и задачи бюджетной политики в Российской Федерации 11
2.2. Государственные доходы и методы их мобилизации 14
2.3. Государственные расходы, их экономическое и социальное значение 18
2.4. Сбалансированность бюджетов 24
2.5. Бюджетная политика в ходе экономического цикла 25
Глава III. Особенности проведения бюджетной политики в России в современных условиях 27
3.1. Состояние федерального бюджета России 27
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета 30
3.3 Основные направления бюджетной политики РФ в 2011-2013 годах 34
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов 39
Заключение 44
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА бюджетная политика.docx

— 86.69 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                           3

Глава I. Бюджетная система Российской Федерации                                                  6

1.1. Понятие бюджетной  системы: уровни, классификация,  принципы                    6

1.2. Бюджетный процесс  в Российской Федерации                                                     7

1.3. Исполнение бюджетов                                                                                             9

Глава II. Бюджетная политика РФ                                                                               11

2.1. Основные понятия и  задачи бюджетной политики в  Российской Федерации 11

2.2. Государственные доходы  и методы их мобилизации                                         14

2.3. Государственные расходы,  их экономическое и социальное  значение            18

2.4. Сбалансированность бюджетов                                                                            24

2.5. Бюджетная политика  в ходе экономического цикла                                           25

Глава III. Особенности проведения бюджетной политики в России в современных условиях                                                                                                                          27

3.1. Состояние федерального  бюджета России                                                          27

3.2 Возможные меры бюджетной  политики, как инструмента восстановления  сбалансированности бюджета                                                                                      30

3.3 Основные направления  бюджетной политики РФ в 2011-2013 годах               34

3.4 Основные приоритеты  бюджетных расходов                                                       39

Заключение                                                                                                                     44

Список литературы                                                                                                        46

Приложение                                                                                                                   49

                                                           Введение

Актуальность  темы. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего  года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным  долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена  по результативности деятельности органов  исполнительной власти в указанных  направлениях. Состояние государственных  финансов оказывает весьма сильное  воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать  одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной  политики.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

Степень изученности. Вопрос о бюджетной политике в РФ изучен в работах Ю.Н. Вавилова, Е.Т. Гурвича, А.Н. Дворковича, Г.А. Поляка, В.А. Романовского, С.В. Хурсевича и др.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении бюджетной политики и особенностей ее проведения в России.

Задачи работы диктуются поставленной целью:

- раскрыть понятие бюджетной системы;

- изучить бюджетный процесс и исполнение бюджетов в Российской Федерации;

- проанализировать различные  аспекты бюджетной политики РФ: основные понятия и задачи бюджетной политики; государственные доходы и методы их мобилизации; государственные расходы, их экономическое и социальное значение; сбалансированность бюджетов; бюджетную политику в ходе экономического цикла;

- исследовать особенности проведения бюджетной политики в России в современных условиях.

Объект исследования – бюджет РФ.

Предмет исследования – бюджетная политика и особенности ее проведения в России.

Методологической  основой исследования стали общенаучные принципы познания - системности, структурности, комплексности, объективности и историзма, а также методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии.

Практическая  значимость курсовой работы состоит в том, что собранный материал и выводы, к которым приходит автор, могут найти применение при разработке учебных курсов, пособий, подготовке к лекциям и семинарам.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, 10 параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Бюджетная система Российской Федерации

1.1. Понятие бюджетной  системы: уровни, классификация,  принципы

Государственный бюджет, как  основная составляющая бюджетной системы  – это подлежащая перераспределению  часть национального дохода; бюджет организован в виде баланса доходов  и расходов за отчетный период.1 Бюджетный кодекс РФ предлагает следующее определение: бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.2

Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными  различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; второй уровень  – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  РФ, бюджеты третьего уровня разрабатываются  и утверждаются в форме правовых актов представительных органов  местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджетная классификация  РФ является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней, а также  источников финансирования дефицитов  этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ, классификацию  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию  источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию  видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию  видов внешнего долга РФ и государственных  внешних активов РФ, ведомственную  классификацию расходов федерального бюджета.3

Также существуют некоторые принципы, на которых основана бюджетная система РФ: принцип единства бюджетной системы РФ, принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, принцип сбалансированности бюджета, принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, принцип гласности, принцип достоверности бюджета, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.4

1.2. Бюджетный процесс  в Российской Федерации

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные  внебюджетные фонды; главные распорядители  и распорядители бюджетных средств.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов  социально-экономического развития РФ, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о: действующем налоговом законодательстве; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

В свою очередь, составление  бюджета основывается на: Бюджетном  послании Президента РФ; прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой  политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной  финансовый год; плане развития государственного или муниципального сектора экономики  соответствующей территории на очередной  финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается  на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденции развития экономики  и социальной сферы на планируемый  финансовый год и предшествует составлению  проекта бюджета. Его изменение  в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой  изменение основных характеристик  проекта бюджета. Основными макроэкономическими  показателями для составления проекта  бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной  финансовый год и темп роста ВВП  в очередном финансовом году; уровень  инфляции (темп роста цен) (декабрь  будущего года к декабрю текущего года).

Для обеспечения необходимой  степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов  расходов федерального бюджета и  источников финансирования дефицита федерального бюджета Госдума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год не вступает в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия государственной думой  проекта указанного закона до 1 декабря  текущего года, а также в случае невступления в силу указанного закона по другим причинам до 1 января очередного года. В таких случаях государственная  дума может принять федеральный  закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года. В этом случае федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств  федерального бюджета в соответствии с указанным законом.5

1.3. Исполнение  бюджетов

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными  органами на основе бюджетной росписи. На органы исполнительной власти возлагаются  организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Принцип  единства кассы предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета  и осуществление всех предусмотренных  расходов с единого счета бюджета.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации