Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, последствий, а также приведение современной статистики и краткого анализа по таким темам как безработица среди молодёжи, взаимосвязь безработицы и бедности, безработица в России в 2009-2010 года.

Оглавление

Введение 3
Понятие и показатели безработицы 5
Виды безработицы. Естественный уровень безработицы 8
Основные методы расчёта статистики по безработице 15
Безработица и ее роль в увеличении масштабов и степени распространения бедности 19
Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда 25
Анализ и статистика безработицы в России в 2009-2010 годах 30
Государственная политика борьбы с безработицей 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Безработица-Курсач.docx

— 959.37 Кб (Скачать)

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке  безработными (пункт 1 статьи 31 Закона о занятости).

Пособие по безработице выплачивается либо в процентном отношении к среднему заработку безработного, который  он имел по последнему месту работы, либо в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице (пункты 1, 2 статьи 30 Закона о занятости), - в зависимости от причин, по которым гражданин оказался безработным.

С 1 января 2011 года Правительством РФ установлены  минимальная и максимальная величина пособия по безработице - 850 рублей и 4 900 рублей соответственно (Постановление  Правительства РФ от 12.10.2010 № 812).

Пособие по безработице не может выплачиваться  бесконечно - законодательством предусмотрены  ограничения на период выплаты пособия - эти ограничения также зависят  от причин, по которым гражданин  оказался безработным (пункт 4 статьи 31 Закона о занятости).

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении  первого периода выплаты пособия  по безработице, имеют право на повторное  получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом  о занятости (пункт 5 статьи 31 Закона о занятости).

      Считается, что эта мера сама по себе, и тенденция  её развития (увеличение пособия и  времени выплаты) крайне неэффективны, и что наиболее важно, она не стимулирует  граждан искать себе рабочее место, а позволяет оставаться в числе  безработных большее время. 

     Политика  регулирования безработицы проводится во всех странах с развитой экономикой. В первой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 году в России, содержатся многие нормы, заимствованные из законодательства западных стран, доказавшие свою эффективность. Соответствующая классификация средств осуществления политики на рынке труда включает шесть активных и одну пассивную меру регулирования.

     Активные  меры, так или иначе способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера- выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

      Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому  и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.

      Создание  новых рабочих мест -  важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.

      Целенаправленная  политика создания новых рабочих  мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Ни одна программа на Западе не принимается без тщательного  анализа эффекта создания новых  рабочих мест.

      Эффективный инструмент политики занятости –  содействие малому и среднему бизнесу. Опыт  развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых  в народном хозяйстве. Подготовка и  переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования  рынка труда, так как она обусловлена  постоянными структурными изменениями  в экономике, отмиранием одних профессий  и возникновением других. Система  подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры  первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную  занятость, надо постоянно расширять  свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения  для взрослых» становится переподготовка.

      Субсидированная занятость как мера регулирования  рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для  лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)

      Идея  субсидированной занятости –  вывести эти группы населения  из конкурентной борьбы за рабочие  места, т.е. обеспечить им государственную  гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся  в заведомо не равных условиях рынка  труда.  Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных  условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость  маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.

      К активным мерам регулирования  занятости  относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние  возникли как способ временной занятости  и социальной поддержки безработных  в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.

      Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них  расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.

      К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% средств расходуется на эту  пассивную меру. Если учесть, что  значительная часть средств направляется на развитие самой службы занятости  ( на начальном этапе это было оправданно необходимостью развития инфраструктуры рынка труда), то такая модель финансирования обусловливает скорее мультипликацию безработицы, нежели эффективную политику занятости.

      Стратегические  решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста  производства и создания новых рабочих  мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения  квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности  России, реально сложившуюся в  стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития.

Заключение

 

1) Социальные последствия безработицы:

     Отрицательные:

  • Обострение криминогенной ситуации
  • Усиление социальной напряженности
  • Рост количества физических и душевных заболеваний
  • Увеличение социальной дифференциации
  • Снижение трудовой активности

     Положительные:

  • Повышение социальной ценности рабочего места
  • Увеличение личного свободного времени
  • Возрастание свободы выбора места работы
  • Увеличение социальной значимости и ценности труда

2) Экономические последствия безработицы:

     Отрицательные:

  • Обесценивание последствий обучения
  • Сокращение производства
  • Затраты на помощь безработным
  • Утрата квалификации
  • Снижение жизненного уровня.
  • Недопроизводство национального дохода.

     Положительные:

  • Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики
  • Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду
  • Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования
  • Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

     Проблема безработицы актуальна в любое время, это происходит как по естественным причинам, связанным с изменениями в отраслях экономики (появлением новых и выбытием устаревших, ненужных, профессий), так и причинам, связанным с государственной экономической политикой и экономическими коллапсами, кризисами.

     Для понимания безработицы, важно чётко  отличать её виды, особенности, из каких частей и показателей она состоит, каковы её причины, последствия и методы регулирования. Эти знания помогут частично обезопасить себя от попадания под этот неблагоприятный статус, или наметить пути, как из него было бы лучше выбраться. 
 

Список  литературы:

  1. Капелюшников, Р. И.; «Нестандартные формы занятости и безработицы в России»; Монография; 2008.
  2. Плакся В.И. «Безработица: теория и современная российская практика», Монография, 2008.
  3. Вишневская Н.Т., Капелюшников Р. И.; «Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика; Монография; 2007.
  4. Четвернина Т., Соболева И.; «Уровень безработица в России и методы его измерения; Вопросы экономики. 2007.
  5. Гуртов В., Парикова Н.; «Цикличность в динамике численности безработных граждан; Человек и труд; 2010. №6
  6. Дунаева Н., Салахутдинов Р. «Эффективная занятость российской молодёжи – стратегическая проблема // Человек и труд. 2010. №2
  7. «Безработица: что скрывает официальная статистика»; Газета «Карьера» №. 48 02-2010.
  8. Интервью руководителя Роструда Ю.Герция журналу «Человек и труд», №4, 2011.
  9. Беглова Е.И.; статьи по «безработице»; Экономические науки; №10, №11, 2010.
  10. В. Гимпельсон: «Страсти по безработице»; Ведомости за 18.03.2009
  11. Введение в макроэкономику: учебное пособие / Матвеева, Т. Ю. – М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008 год.
  12. Труд и занятости в России. 2009: стат. Сб. / Росстат. М., 2009
  13. Сайт Центрального банка РФ (http://www.cbr.ru/statistics/)
  14. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (http://www.rostrud.ru)
  15. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru)

Информация о работе Безработица