Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, последствий, а также приведение современной статистики и краткого анализа по таким темам как безработица среди молодёжи, взаимосвязь безработицы и бедности, безработица в России в 2009-2010 года.

Оглавление

Введение 3
Понятие и показатели безработицы 5
Виды безработицы. Естественный уровень безработицы 8
Основные методы расчёта статистики по безработице 15
Безработица и ее роль в увеличении масштабов и степени распространения бедности 19
Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда 25
Анализ и статистика безработицы в России в 2009-2010 годах 30
Государственная политика борьбы с безработицей 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Безработица-Курсач.docx

— 959.37 Кб (Скачать)

      Отклонение  фактического ВВП (Yt) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Yt-1). Формулу для такого расчёта также предложил А. Оукен: 

12

где - фактический уровень безработицы данного года, - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и техническим прогрессом; 2 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению фактического уровня безработицы. Это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на 2%. Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

      На  основе этой формулы можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:

13

 

Основные  методы расчёта статистики по безработице

Статистика  оперирует двумя основными показателями безработицы:

     1) общей безработицы, фиксируемой специальными ежеквартальными обследованиями населения по проблемам занятости (ОНПЗ), построенными на основе методологии МОТ;

     Международная организация труда (МОТ) - International Labour Organisation (ILO):      

Международная организация труда призвана развивать  возможности женщин и мужчин получать достойную и продуктивную работу в условиях свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства. Главной  задачей МОТ является содействие обеспечению права на работу, развитие возможностей для получения достойной  работы, усиление социальной защиты.       

Статистика  МОТ играет важную роль в усилиях, предпринимаемых странами-членами по обеспечению достойной работы для всех, и для эффективности содействия эти усилиям со стороны МОТ. В структуре МОТ действует Бюро статистики, основной задачей которого в является обеспечение пользователей своевременной и надежной статистической информацией, разработка международных стандартов и содействие странам в совершенствовании статистики труда. Бюро статистики МОТ является единым координатором системы ООН по статистике труда.       

Бюро  статистики ведет несколько статистических баз данных, среди которых особое место занимает LABORSTA - основная база данных МОТ по статистике труда, содержащая статистику доходов и расходов домашних хозяйств, экономически активного населения, занятости и безработицы, времени работы, заработной платы, затрат труда, потребительских цен, травм на производстве, забастовок. На основе этой базы данных строятся основные статистические публикации МОТ "Ежегодник статистики труда", "Октябрьский сборник" и "Бюллетень статистики труда". Также МОТ ведет специальные базы данных по детскому труду, рабочей силе, трудовой миграции, социальной безопасности и минимальным заработным платам.       

По линии  МОТ выпущен ряд значимых конвенций и рекомендаций по статистике труда, в частности, Конвенция МОТ по статистике труда 1985 года, предписывающая присоединившимся к ней странам собирать и публиковать основные статистические данных по труду по направлениям, определенным Конвенцией, а также рекомендации по статистике труда и статистике миграции. Кроме того, МОТ является автором некоторых международных классификаций: Международной стандартной классификации занятий, Международной классификации статуса занятости.       

МОТ является организатором Международной конференции статистиков труда (МКСТ), основного международного форума по этому статистическому направлению. МКСТ собирается раз в пять лет и полномочен принимать руководства по статистическому учету в области труда и занятости.  
 

Данные  на 2011-го: 14

  янв. фев. март апр. май июнь июль авг. сент. окт.
Общий уровень безработицы (по методологии  МОТ), % к экономически активному  населению, на конец периода 7,8 7,6 7,1 7,2 6,4 6,1 6,5 6,1 6,0 6,4

 

     2) регистрируемой безработицы, определяемой на основе обращений граждан в службы занятости.

     Уровень регистрируемой безработицы характеризует долю лиц в рабочей силе, которые зарегистрировались как безработные в соответствии с формальной процедурой. Этот уровень отражает действия граждан, которые реагируют на стимулы и издержки регистрации. Стимулы связаны с величиной пособия и надеждой на помощь в трудоустройстве. Если суммарные издержки регистрации (затраты времени на сбор документов и саму регистрацию, качество обслуживания в нем и т. п.) для работника превышают его потенциальные выгоды от этого, то наши безработные предпочтут искать работу самостоятельно. Рост регистрируемой безработицы в 2008 г. начался в октябре, когда численность клиентов служб занятости составила 1,245 млн. В начале марта 2009 г. их было около 2 млн человек - менее 3%. Много ли это? По международным меркам - мало. 

     Когда речь заходит о численности безработных  в соответствии с методологией МОТ, всегда возникает вопрос о причинах расхождений этого показателя с численностью безработных, зарегистрированных в службах занятости населения. Официально зарегистрированная безработица является частью безработицы, определяемой по методике МОТ, и составляет примерно 30-35%.

   На  временном интервале 1992-2009 гг. максимальное значение общей численности безработных наблюдается в 1999 г. (9,1 млн. чел.), тогда как максимальное значение официально зарегистрированных безработных было зафиксировано в 1998 г..(1,9 млн. чел.) и в 2009 г. (2,1 млн. чел.). В сентябре 2010 г. общая численность безработных по итогам обследования населения по проблемам занятости в 3,1 раза превышала численность зарегистрированных безработных, которые формируются Федеральной службой по труду и занятости на основе административных данных. Таким образом, показатель регистрируемой безработицы в России характеризует лишь усеченную часть рынка труда.

   Несовпадение  показателей общей и регистрируемой безработицы является отличительной чертой формирующегося российского рынка труда. Одна из причин таких отклонений - методологические различия в части охвата категорий населения. Как вытекает из положений законодательства о занятости населения РФ, безработными в учреждениях службы занятости населения не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, пенсионеры по возрасту, по выслуге лет или на льготных условиях. В то же время эти категории населения могут быть классифицированы как безработные по методологии МОТ, если в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в сентябре 2010 г. 10% (0,5 млн. чел.) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 41,7% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 58,3% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

   Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы, по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 63% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2010 г. составила 33%, среди безработных Женщин - 41%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

     На  уровень регистрируемой безработицы  воздействуют, по меньшей мере, такие факторы, как:

  • общая экономическая ситуация в регионе, определяющая возможности трудоустройства;
  • государственная политика в отношении безработных (законодательно определенный порядок регистрации и условия предоставления пособий);
  • эффективность и стиль работы территориальных органов занятости;
  • особенности трудового, в том числе пенсионного), законодательства;
  • законодательные инициативы местных и региональных властей.

     С 1996 г. все перечисленные факторы  устойчиво действуют в сторону занижения регистрируемой безработицы по сравнению с ее реальными масштабами. Отсутствие средств в Фонде занятости и вытекающие отсюда проблемы с выплатой пособий, сокращение программ активной помощи привели, с одной стороны, к снижению у безработных стимулов к регистрации, с другой - к ужесточению режима регистрации, появлению инициатив региональных властей, ставящих дополнительные преграды для получения статуса безработного вопреки действующему федеральному законодательству. В результате сокращается как общее число клиентов службы занятости, так и доля лиц, получающих статус безработного. 

     Перечисленные обстоятельства позволяют сделать  вывод о том, что данные о регистрируемой безработице в России не могут служить индикатором ни истинных масштабов безработицы в России, ни даже тенденций ее развития. Параметры безработицы, улавливаемые обследованием рабочей силы, также несут в себе существенный момент искажения реальной ситуации. Тем не менее специфика искажений, присущих показателю общей безработицы, такова, что они сравнительно стабильны и в меньшей степени подвержены колебаниям под воздействием конъюнктурных факторов. Следовательно, показатель общей безработицы более приоритетен в качестве индикатора безработицы в России. Однако разрабатываемые в последнее время государственные программы содействия занятости ориентированы именно на показатель регистрируемой безработицы. Тем самым эта попавшая в поле зрения государственных органов часть рынка, по сути, произвольно вырывается из общего контекста социально-экономических отношений в сфере труда. 

 

Безработица и ее роль в увеличении масштабов и степени  распространения  бедности

 

     В России в связи с ростом неравенства  и масштабов распространения  бедности снижение уровня безработицы  является важной предпосылкой повышения  качества жизни и потенциала успешности социально-экономического развития. В данном разделе на основе аналитического материала проанализированы отдельные категории безработных, определены перспективные направления помощи обозначенному кругу бедных.

     Любая политика, чтобы быть эффективной, должна иметь возможно более полное обоснование. Комплексная государственная стратегия сокращения бедности в России не исключение: она требует учета многих социально-экономических факторов, влияющих на увеличение масштабов бедности, в том числе положения на рынке труда. Поскольку бедность среди безработных в полтора-два раза выше, чем в среднем по всему населению, постольку взаимосвязь безработицы и бедности неоспорима и представляет интерес. Анализ одной из тенденций в изменении уровня жизни населения - уровня безработицы - позволяет судить, насколько эффективно общество справляется с задачей бедности. Все это обусловливает актуальность и необходимость более глубоких исследований указанной зависимости.

     Безработица в России - принципиально новое явление социальной и экономической жизни общества, возникшее в начале 90-х гг. XX в. Семьи, в составе которых имеются безработные, стали одной из новых групп риска, появившихся в связи с переходом России к новому типу

социально-экономических  отношений, и данный фактор сильно изменил  профиль бедности. По мере ухудшения  экономической ситуации и ситуации с занятостью безработица становилась все более значительной составляющей бедности. Простая невозможность получить работу практически автоматически означает бедность. Влияние безработицы на бедность, очевидно, самое большое, когда главы семей лишаются рабочего места, особенно когда это "срезает" основной или единственный источник семейного дохода.

     Масштабы  безработицы в России на протяжении 1990-х гг. неуклонно возрастали, распространяясь на новые регионы и социальные группы. Если до середины 1990-х гг. данные Росстата России позволяли говорить о невысоком по международным стандартам уровне безработицы в России, то с 1993 г. по настоящее время Россия находится в категории стран с высокой безработицей, имеющей, однако, свою особенность (см. таблицу). Отличия сформировались под влиянием региональной дифференциации безработицы, увеличения продолжительности безработицы, роста скрытой безработицы, специфики государственной политики в области демографии и занятости населения. 
 
 

Информация о работе Безработица