Банковская система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы Украины.
Для достижения поставленной задачи в работе решаются следующие задачи:
изучить сущность, функции и виды банков;
рассмотреть структуру банковской системы Украины;
охарактеризовать роль банков в экономике развитых стран;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Происхождение, сущность и функции банков 5
1.2 Сущность кредитно-банковской системы и виды банков 10
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К РЫНКУ 13
2.1 Структура банковской системы Украины 13
2.2 Структура и функции Национального банка Украины 13
2.3 Реформирование и функционирование коммерческих банктов 16
2.4 Инвестиционные и ипотечные банки 23
2.5 Правовые основы деятельности банков в Украине 25
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УКРАИНЕ 33
3.1 Проблемы становления современной банковской системы 33
3.2 Развитие банковской системы (оптимизация структуры) 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА 45

Файлы: 1 файл

Банковская система Украины.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

НБУ управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все  правительственные расходы и  доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. НБУ также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

НБУ выпускает деньги и распределяет их между коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем дебетной записи на счетах коммерческих банков в НБУ.

Еще одной обязанностью НБУ, как агента правительства являются контроль и защита обменного курса  национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото, серебро, инвалюту, открывать счета в центральных  банках других стран, выступать в  качестве агента иностранных центральных банков и в качестве депозитария их активов [6, стр.5].

Обменный курс - это  цена национальной валюты на международном  валютном рынке или та пропорция, в которой она обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, НБУ должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих стран.  Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие вторжения бывают очень редко), если цель - удержать обменный курс от падения, НБУ снимает с инвалютного счета какую-то сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым баланс спроса и предложения. И наоборот, НБУ скупает инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса национальной валюты. В первом случае вторжение лимитируется наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором - наличием инвалюты.

НБУ также выступает  в роли депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. НБУ покупает и продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым организациям типа Международного валютного фонда [6, стр. 8].

Одна из самых важных задач НБУ - управлять государственным  долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах НБУ должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, НБУ консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами [7, стр.32].

Управление государственным  долгом должно быть увязано с целями правительства (не входить в противоречие, например, с фискальной политикой). Для НБУ это может стать серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте [28, стр.12].

    1. Реформирование и функционирование коммерческих банктов

Коммерческие банки  — основное звено кредитной системы  страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.

Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать  в 1989 г., было оперативное получение  их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем, получение максимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также для собственного развития. В отличие от государственных банков, работавших под руководством правительства и по решению последнего часто кредитовавших заведомо неэффективные,, а иногда и парадоксальные расходы (например, покрытие растрат и хищений в торговле), вновь созданные коммерческие банки должны были вкладывать средства только в высокоэффективные мероприятия и затраты.

Первоначально коммерческие банки создавались преимущественно как отраслевые. Так, в Украине были созданы Укрлегбанк, Укрстройбанк, Укрмонтажспецбанк, Укрмежвузбанк, Энергобанк, Поштабанк и т. д. Эти банки должны были способствовать решению прежде всего внутриотраслевых проблем, ускорению темпов научно-технического прогресса на предприятиях отрасли, увеличению объемов производства и повышению качества выпускаемой продукции. Отраслевые министерства и подведомственные им предприятия созданием своих банков пытались мобилизовать как можно больше денежных средств на развитие отрасли и стать независимыми от кредитной и финансовой политики, проводившейся государством через так называемые специализированные банки — Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк. Правда, руководители министерств и ведомств нередко стремились превратить отраслевые банки в «карманные», в составные части административно-командной системы, что не способствовало их эффективной деятельности.

Некоторые банки возникли как дочерние банки государственных  специализированных банков. Так, например, был образован Укрин-банк.

Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк — предшественник Градобанка, возникли как кооперативные коммерческие. Это объясняется тем, что в то время кооперативы по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг были первыми рыночными структурами, действовавшими в окружении государственных предприятий, организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы легче и оперативнее решать вопросы получения ссуд на свое развитие, кооперативы стали создавать свои банки. Организации кооперативных банков способствовало государство. Так, если для создания коммерческого банка министерствами или группами предприятий требовался уставный фонд в сумме 5 мл.грн. то для основания кооперативного коммерческого банка достаточно было, чтобы его учредители — кооперативы подписались на взнос в уставный фонд банка на 500 тыс. грн.

В дальнейшем акционерами  или пайщиками коммерческих банков все больше становились различные коммерческие структуры и частные лица. Этот процесс особенно усилился после того, как в конце 1992 г. государственным предприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур, в том числе и банков, а в 1993 г. было принято решение о перечислении причитающихся указанным предприятиям дивидендов в доход соответственно подчиненности государственного или местного бюджета. Кооперативные банки были уравнены в правах с коммерческими.

Постепенно статус коммерческих получили прежние государственные специализированные банки. Так, на базе республиканских Жилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка — АПБ «Украина» АК, Промстройбанка — Проминвестбанк. Такое разгосударствление указанных трех банков привело к созданию в банковской системе Украины неравных условий для деятельности банков, поставив в затруднительное положение вновь организованные. Ведь бывшие государственные специализированные банки были обеспечены помещениями, офисной техникой, транспортными средствами, кадрами, имели большую и солидную клиентуру. Им и в настоящее время оказывается значительная помощь со стороны государства и Национального банка Украины.   Вновь созданные коммерческие банки ничего этого не имели. Более того, они взяли на себя обслуживание более рисковых рыночных структур. Передача в 1993 г. реорганизованным в акционерные общества бывшим Государственным специализированным банкам приобретенного ранее за государственный счет имущества в аренду в такой конкуренции почти ничего не изменила.   Наоборот, по отношению к новым, преимущественно небольшим, коммерческим банкам бывшие государственные банки стали себя вести довольно агрессивно.

Более правильным было бы за бывшими государственными банками оставить статус государственных специализированных банков, через которые направлялась бы государственная кредитная и финансовая поддержка приоритетным направлениям развития экономики. Так, в большинстве стран такая поддержка оказывается сельскому хозяйству, науке, государственным предприятиям, жилищному строительству и т. д. И вряд ли эти банки следует разукрупнять. Ведь рано или поздно в результате концентрации и централизации капитала в стране все равно возникнут крупные банки, но процесс их возникновения будет намного болезненнее, чем использование для нужд экономики уже имеющихся крупных банков. В стране нужны и крупные, и средние, и мелкие банки. Каждый из них должен выполнять свою функцию в рыночной экономике.

В условиях рыночной экономики  существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственных контролеров за деятельностью субъектов хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило, осуществляется на партнерских отношениях между банками и их клиентами. Правда, в отдельных случаях государство возлагает на банки контроль за отдельными хозяйственными операциями их клиентов. Например, за полнотой сдачи в банк выручки наличными деньгами и соблюдением кассовой дисциплины.

Коммерческие банки  являются юридическими лицами, которым  на основании лицензии, выдаваемой НБУ, предоставляется право привлекать денежные средства от физических и  юридических лиц и от своего имени  размещать их на условии возвратности и платности, а так же осуществлять иные виды банковских операции [12, стр.4].

Коммерческие банки  классифицируются по ряду признаков. В  зависимости от формы собственности  они подразделяются на частные и  государственные. По форме организации  среди частных банков преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.

Акции банков, созданных  в виде акционерных обществ открытого  типа, распространяются путем свободной  продажи юридическим и физическим лицам. Акционерными обществами закрытого  типа, а также паевыми банками в виде обществ с ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки в первые годы их существования. Акции банков в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с соответствующей регистрацией в Национальном банке Украины [12, стр.8].

Коммерческие банки  в зависимости от круга выполняемых  операций бывают универсальными и специализированными. В настоящее время в Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банков пока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные филиалы (инвестиционные и депозитные) [12, стр.10].

В зависимости от территории деятельности коммерческие банки подразделяются на международные, республиканские  и региональные. Международные банки  создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают появляться (Первый украинский международный банк, Диамена-банк и другие). К республиканским коммерческим банкам относятся банк "Украина" АК, Проминвестбанк Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, имеющие разветвленную сеть отделений и филиалов по всей территории Украины. Большинство же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области, города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней [23, стр.28].

Коммерческие банки  осуществляют следующие банковские операции и сделки:

1) привлекают вклады(депозиты) и предоставляют кредиты по  согласованию с заемщиком;

2) ведут расчеты по  поручению клиентов и банков-корреспондентов  и их кассовое обслуживание;

3) открывают и ведут  счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

4) финансируют капитальные  вложения по поручению вкладчиков  или распорядителей инвестируемых  средств, а также за счет  собственных средств банка;

5) выпускают, покупают, продают и хранят платежные  документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), осуществляют иные операции с ними;

6) выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за  третьих лиц, предусматривающих  исполнение  в денежной форме;

7) покупают у российских  и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную иностранную валюту;

8) покупают и продают  в стране и за ее пределами  драгоценные металлы, камни, изделия  из них;

9) привлекают и размещают  драгоценные металлы во вклады;

10) привлекают и размещают  средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции) ;

11) оказывают брокерские  и консультационные услуги, осуществляют  лизинговые операции [12, стр.15].

Указанные операции могут  проводится как в гривнах, так  и в валюте при наличии соответствующей лицензии НБУ.

Традиционно банк рассматривается  как финансовое учреждение, которое  принимает вклады и выдает коммерческие ссуды. Эти традиционные банковские операции относятся либо к пассивным, либо к активным. Пассивные операции - операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов (депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности. Активные операции - операции по размещению средств. В результате активных операций банки получают дебетовые проценты, которые должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банком по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) - одна из важнейших традиционных статей дохода банка (банковская прибыль формируется и за счет комиссионных сборов за банковские услуги).

Информация о работе Банковская система Украины